Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса.
Цель работы обусловила постановку и решение ряда задач:
рассмотреть характеристику влияния мирового кризиса на регионы РФ
изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса на примере Костромской области, представить перспективную стратегию региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области)

Оглавление

Введение 2
1Характеристика влияния мирового кризиса на регионы РФ. 3
1. 1 Показатели влияния кризиса на промышленное развитие регионов РФ 3
1.2 Инвестиционная деятельность регионов в условиях кризиса 6
1.3 Региональные показатели занятости в период кризиса 9
2. Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса на примере Костромской области 11
2.1 Характеристика экономического состояния Костромской области 11
2.2 Инвестиционная политика Костромской области 18
2.3 Анализ инвестиционного потенциала Костромской области 27
3. Перспективная стратегия региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области) 30
3.1. Проблемы развития отдельных видов экономической 30
деятельности 30
3.2. Задачи развития инвестиционной деятельности области 30
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая_АУ.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Традиционной производственной ориентацией Костромской области  является лесное и сельское хозяйство, электроэнергетика и машиностроение, текстильная и легкая  промышленность. Предприятия области являются лидерами в России по производству нефтегазового и грузоподъемного оборудования, деталей цилиндро-поршневой группы, элементов микропроцессорной системы управления  двигателем,  продукции судостроения, пряжи хлопчатобумажной, тканей льняных и полульняных, швейных изделий, минеральных удобрений,  пиломатериалов, древесноволокнистых (ДВП) и древесностружечных плит (ДСП), фанеры, ламинированных  половых и настенных плит, яиц.

Инвестиционная  активность в Костромской области  отличается высокой волатильностью, что связано с реализацией  на территории региона отдельных  крупномасштабных инвестиционных проектов. 

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в 2011 году составил 13,5 млрд. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличился в сопоставимых ценах на 11,8 %, что выше среднего показателя по ЦФО (95 %; 5 место) и по Российской Федерации (106 %; 23 место).

Однако в  целом с нарастающим итогом за период с 2006 по 2011 год индекс физического объема инвестиции в основной капитал составил 71,2 процента, что существенно ниже значений аналогичных показателей для ЦФО (103,6 %; 18 место) и Российской Федерации в целом (120,5 %; 77 место).

Костромская область  успешно восстановила производственные связи в рамках российской экономики  и активно участвует в международных  интеграционных процессах. Показатели экспорта полностью отражают структуру  экономики региона.

Основу экспорта области  составляет лесопромышленная группа товаров, которая формирует более половины объемов экспортируемой продукции (64,9 %). Важно отметить, что в Костромской области уже давно состоялся переход от вывоза круглого леса к экспорту обработанной древесины и готовых изделий из нее. В настоящее время на экспорт поставляется высококачественная фанера, плиты ДСП и ДВП, мебель и мебельные заготовки, шпон. Продукция региональных предприятий преимущественно экспортируется в страны Дальнего Зарубежья.

Также заметное место  в структуре экспорта отводится продукции других отраслей специализации области: продукция машиностроения (11,7%), металлы и изделия из них (10,6%), ткани (3,3 %).

Малое и среднее предпринимательство  занимает важное место в структуре  экономики региона, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.

За 2006-2011 гг. численность  занятых на малых предприятиях увеличилась  в 2 раза, объем инвестиций в основной капитал – в 4,8 раза, объем оборота на малых предприятиях – в 3,3 раза, налоговые платежи – в 2,1 раза.

В отраслевой структуре  оборота малых предприятий наиболее существенна доля оптовой и розничной  торговли – 55 %, обрабатывающих производств  – 23 %, строительства – 11 %, оказание услуг населению – 11 %.

В отраслевой структуре оборота малых предприятий преобладает непроизводственная сфера, так как малое предпринимательство ориентировано на некапиталоемкие отрасли, например, сфера питания и услуг.

В отраслевой структуре  промышленного производства малых  предприятий наиболее существенна доля пищевой промышленности (24 %), машиностроения и металлообработки (12,2 %), лесной и деревообрабатывающей промышленности (8,3 %), химической и нефтехимической промышленности (5 %).

2.2 Инвестиционная  политика Костромской области

Ключевыми приоритетами в экономике Костромской области  являются повышение инвестиционной привлекательности области в  целом и ее отдельных муниципальных  образований, активная поддержка эффективных  инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, переход в режим инновационного развития, совершенствование механизма привлечения инвестиций, формирование инвестиционной инфраструктуры области.

Целью инвестиционной политики Костромской области является обеспечение  экономического роста, повышения эффективности экономики и уровня жизни населения.

Главной задачей инвестиционной политики является формирование благоприятной  среды, способствующей привлечению  и повышению эффективности использования  инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды, формирование условий для технологического обновления основного капитала и производства инновационной продукции.

Стратегическими ориентирами  инвестиционного развития в сфере  обрабатывающих производств являются:

1) создание условий  для системного перехода промышленности в режим инновационного развития, диверсификация промышленного комплекса;

2) технологическое обновление  производственных мощностей на  основе внедрения передовых зарубежных  и российских технологий;

3) развитие коммерциализации  на производстве и внедрение результатов научно-технических разработок;

4) развитие особых  экономических зон регионального  уровня промышленно-производственного  типа;

5) развитие территориально-производственных  кластеров;

6) внедрение энергосберегающих  и малоотходных ресурсосберегающих технологий;

7) внедрение технологий, снижающих  влияние промышленных предприятий  на загрязнение атмосферы, подземных  и поверхностных вод, почв, недр, озонового слоя.

122. Стратегическими ориентирами  в сфере инновационных разработок является внедрение технологий:

1) экологически безопасного ресурсосберегающего  производства и переработки сельскохозяйственного  сырья и продуктов питания;

2) создания энергосберегающих систем  транспортировки, распределения  и потребления тепла и электроэнергии;

3) биоинформационных и биоинженерии, биокаталитических, биосинтетических  и биосенсорных;

4) производства наноматериалов;

5) обработки, хранения, передачи  и защиты информации, производства  программного обеспечения;

6) переработки и утилизации техногенных образований и отходов;

7) производства топлива и энергии  из органического сырья;

8) создания интеллектуальных систем  навигации и управления;

9) создания и обработки  композиционных и керамических  материалов, создания и обработки  полимеров и эластомеров.

123. Основными ориентирами  инвестиционного развития агропромышленного  комплекса являются:

1) кадровое обеспечение  агропромышленного комплекса на качественно новом уровне, соответствующего потребностям инновационного развития аграрной экономики;

2) расширение применения  высокоинтенсивных ресурсосберегающих  технологий в растениеводстве,  повышение почвенного плодородия  за счет внедрения передовых  зарубежных и отечественных технологий;

3) увеличение производства  масличных культур за счет  улучшения технологии и увеличения  посевов высокоурожайных, устойчивых  к болезням гибридов и сортов;

4) увеличение производства  продукции животноводства в условиях  постепенного импортозамещения с учетом использования зарубежного опыта;

5) укрепление племенной  базы молочного животноводства;

6) замещение импорта  овощной продукции за счет  развития и строительства тепличного  хозяйства;

7) развитие особой  экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа;

8) стимулирование создания  заготовительных и снабженческо-сбытовых  структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке  сельскохозяйственной продукции,  производимой крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами;

9) развитие социальной  инфраструктуры села, улучшение  жилищных условий сельского населения,  поддержка комплексной компактной  застройки и благоустройство  сельских поселений.

Стратегические ориентиры  в сфере  повышения доступности жилья:

1) развитие малоэтажной  застройки;

2) формирование эффективных  рынков земельных участков, обеспеченных  градостроительной документацией;

3) разработка новых  и совершенствование действующих  институтов жилищного рынка, обеспечивающих  повышение доступности жилья: жилищной ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг.

Развитие массового  жилищного строительства потребует  развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

Ориентиры развития социальной, инженерной инфраструктур и промышленного  строительства:

1) достижение обеспеченности населения области учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;

2) развитие практики  частно-государственного партнерства,  которая обеспечит строительство  и реконструкцию инженерной и  социальной инфраструктур в соответствии с потребностями жилищного строительства;

3) создание на региональном  уровне многопрофильных строительных  объединений, способных осуществлять  полный цикл строительства зданий, сооружений и соответствующей  инфраструктуры.

Ориентиры строительного комплекса:

1) повышение материально-технического  обеспечения предприятий строительного  комплекса современной импортной  и отечественной строительной  техникой и материалами;

2) устойчивая и эффективная  работа промышленности строительных  материалов по обеспечению потребностей строительства, полная загрузка производственных мощностей в результате реализации перспективных инвестиционных проектов по модернизации и развитию производственных баз строительных предприятий;

3) развитие производства  конкурентоспособной номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций из местного сырья с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;

4) обеспечение предприятий  строительного комплекса высококвалифицированными  кадрами.

Стратегические ориентиры жилищно-коммунального хозяйства:

1) содействие самоорганизации  населения в сфере жилищных  отношений, в том числе в  организации товариществ собственников  жилья;

2) создание условий,  обеспечивающих снижение износа  жилищного фонда, в том числе ликвидацию аварийного и ветхого жилья;

3) модернизация жилищно-коммунальной  сферы и обеспечение доступности  расходов на эксплуатацию жилья  и оплаты жилищно-коммунальных  услуг для всего населения  через развитие конкуренции в  управлении жилищным фондом и его обслуживании;

4) привлечение субъектов  частного предпринимательства к  управлению и инвестированию  в жилищно-коммунальную инфраструктуру;

5) совершенствование  тарифной политики и развитие  механизмов частно-государственного  партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

6) внедрение ресурсосберегающих  технологий;

7) повышение уровня  благоустройства городских и  сельских поселений.

К стратегическим ориентирам инвестиционного развития транспортного  комплекса относится:

1) создание условий  для повышения экологичности и качества транспортных услуг, снижения доли подвижного состава общественного транспорта со сверхнормативными сроками эксплуатации;

2) развитие системы  персонифицированного учета поездок  льготных пассажиров;

3) использование инновационных технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры;

4) применение навигационного  обеспечения на рынке транспортных  услуг (автомобильный и городской  электрический транспорт общего  пользования);

5) развитие инфраструктуры  речной транспортной системы, строительство речного вокзала в областном центре.

Стратегические ориентиры  в сфере здравоохранения:

1) расширение и повышение  результативности профилактических  мероприятий, создание условий  и формирование мотивации для  ведения здорового образа жизни;

2) повышение эффективности  функционирования системы здравоохранения  и обеспечение рационального  использования ресурсного потенциала  отрасли;

3) оснащение и кадровое  обеспечение специализированных  учреждений здравоохранения в  соответствии с действующими стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения;

4) приглашение на территорию  области высококвалифицированных  специалистов, в т.ч. зарубежных, в сфере кардиологии, нейрохирургии,  травматологии с использованием контрактных форм занятости и выделения жилья;

Информация о работе Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)