Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса.
Цель работы обусловила постановку и решение ряда задач:
рассмотреть характеристику влияния мирового кризиса на регионы РФ
изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса на примере Костромской области, представить перспективную стратегию региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области)

Оглавление

Введение 2
1Характеристика влияния мирового кризиса на регионы РФ. 3
1. 1 Показатели влияния кризиса на промышленное развитие регионов РФ 3
1.2 Инвестиционная деятельность регионов в условиях кризиса 6
1.3 Региональные показатели занятости в период кризиса 9
2. Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса на примере Костромской области 11
2.1 Характеристика экономического состояния Костромской области 11
2.2 Инвестиционная политика Костромской области 18
2.3 Анализ инвестиционного потенциала Костромской области 27
3. Перспективная стратегия региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области) 30
3.1. Проблемы развития отдельных видов экономической 30
деятельности 30
3.2. Задачи развития инвестиционной деятельности области 30
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая_АУ.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

5) обеспечение развития  существующей инженерной и бизнес-инфраструктуры  для предприятий области в  соответствии с увеличением производственных  мощностей;

6) подготовка профессиональных  руководителей, владеющих современными эффективными технологиями управления в условиях конкурентной среды, применяющих на практике принципы и методы управления качеством, человеческими ресурсами, способных формировать организационную культуру и осуществлять организационные изменения.

Для реализации данных мероприятий  в течение действия инвестиционной стратегии необходимо принять следующие  меры:

1) создание реестра  свободных земельных участков  и незадействованных производственных  площадок;

2) привлечение финансовых  средств для развития социальной инфраструктуры, в том числе средств из федерального бюджета в порядке софинансирования;

3) повышение эффективности  использования институтов развития, в том числе Инвестиционного  фонда Российской Федерации, Внешэкономбанка,  Европейского Банка Реконструкции и Развития, Фонда развития ЦФО, Фонда прямых инвестиций - ОАО «Организация экономического развития ЦФО»;

4) создание комфортной  среды обитания людей, обеспечение  жильем и активное участие  в миграционной программе содействия  соотечественникам, пожелавшим вернуться в Российскую Федерацию, развитие образования и профессионального обучения, проведение сбалансированной иммиграционной политики;

5) повышение качества  информационной работы по продвижению  имиджа региона как привлекательного  места для инвестиций:

6) через прямые каналы: форумы, выставки, ярмарки, деловые  поездки и другое - с учетом  приоритетных направлений инвестиционного  развития экономики;

7) через непрямые каналы: использование возможностей Интернета,  рекламные материалы (статьи, публикации, информационные брошюры, мультимедийные издания), общие и отраслевые справочники и другое - раскрывающие инвестиционные возможности и потенциал региона.

Результат совершенствования  инвестиционной политики, а, следовательно, масштабное привлечение инвестиций, к 2020 году позволит предприятиям области обновить парк производственного оборудования, создать современные высокотехнологичные производства, внедрить инновационные технологии, а также существенно расширить свое присутствие на российском рынке и увеличить объемы экспорта продукции за рубеж.

Повышение инвестиционной привлекательности области и  выбор приоритетных направлений  привлечения инвестиций.

К основным преимуществам  области относятся – расположение региона в центре европейской  части России; формы, условия и порядок оказания государственной поддержки инвесторам; наличие опыта взаимодействия с инвесторами и понимание их интересов; квалифицированные рабочие и управленческие кадры; развитая банковская инфраструктура и инфраструктура современных средств связи; высокоразвитые производства, в том числе с участием иностранного капитала; благоприятный климат для сельскохозяйственного производства и предприятий перерабатывающей промышленности.

Текущее состояние инвестиционного  климата в области характеризуется:

1) позитивной динамикой  инвестиций в основной капитал  на протяжении 2000 - 2011 гг.;

2) значительными объемами  поступления иностранных инвестиций  в экономику области;

3) реализацией крупных  инвестиционных проектов, в том  числе с участием иностранного капитала, оказывающих существенное влияние на экономическое и социальное развитие области;

4) наличием прогрессивного  инвестиционного законодательства  с широким спектром форм государственной  поддержки.

Основные направления  улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса:

1) выделение приоритетных  направлений преимущественного  роста инвестиций;

2) эффективная административная, налоговая и другая государственная  поддержка инвестиционной деятельности;

3) повышение эффективности взаимодействия государственных органов и инвесторов;

4) увеличение прозрачности  правового и налогового режимов;

5) достижение большей  инфраструктурной обеспеченности  территорий области;

6) реализация мер по  улучшению условий для развития  бизнеса;

7) развитие существующих и создание новых брендов области.

143. Привлечение институтов  развития. Государственно-частное партнерство  (ГЧП). 

Необходимо обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти и предпринимателей с институтами  развития, а также информационное сопровождение деятельности данных финансовых институтов.

К институтам развития относятся  государственная корпорация «Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)» и  другие госкорпорации и инфраструктурные госкомпании, Инвестиционный фонд Российской Федерации, Российская венчурная компания, агентство по ипотечному жилищному кредитованию, а также корпорации развития территорий - специально созданные с участием государства юридические лица, осуществляющие инфраструктурную подготовку территорий для создания на них промышленно-производственных кластеров.

Государственно-частное  партнёрство – инструментарий, позволяющий  привлекать частные инвестиции в  развитие общественной и социальной инфраструктуры, а также более  эффективно расходовать государственные средства для реализации инфраструктурных проектов в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, создания инновационных технологий.

Направления политики области, реализация которых возможна через  механизмы ГЧП:

транспорт;

жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе и объекты водо-, газо-, энерго- и теплоснабжения, водоотведения, обеспечение функционирования и  благоустройства жилищного фонда  и территории городов;

бытовые отходы. Очистка  сточных вод, переработка, утилизация, захоронение бытовых отходов;

энергетика. Объекты энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и  распределения различных видов  энергии;

связь. Объекты стационарной и подвижной связи, телекоммуникации;

образование, культура. Объекты  образования, воспитания, социального  обслуживания и культуры;

наука. Развитие наукоемких направлений промышленности, разработка технологических инноваций;

здравоохранение. Объекты, используемые для осуществления  медицинской, лечебной, профилактической и иной деятельности в медицинской сфере;

туризм и спорт. Объекты, предназначенные для осуществления  туризма, рекреации и спорта;

недвижимость. Объекты  недвижимости, находящиеся в собственности  региона, включая объекты историко-культурного наследия;

иные областные государственные  функции.

Одним их новых ГЧП-инструментов является выпуск инфраструктурных облигаций, позволяющих концессионерам, частным  партнерам по концессионным соглашениям  привлекать денежные средства на фондовом рынке.

К наиболее актуальным инструментам ГЧП можно отнести комплексное  развитие территорий (КРТ) - локальные  инвестиционные проекты, сочетающие интересы бизнеса и государства, реализуемые  на территории одного или нескольких муниципальных образований и  включающие в себя обеспечение территории необходимой внешней и внутренней энергетической, транспортной и коммунальной инфраструктурой. Проекты комплексного развития территорий включают в себя несколько федеральных и региональных ГЧП-инструментов.

Создание региональных институтов развития, как инструмента для реализации инвестиционной стратегии области, позволит интегрировать относительно непривлекательные для частных инвесторов долгосрочные, как правило, рискованные и низкоокупаемые инвестиционные проекты в инфраструктурной сфере, направленные на социально-экономическое развитие региона, создать прямые и косвенные условия, при которых участие в реализации таких проектов становится выгодным для частных инвесторов, прежде всего путем формирования механизмов управления, распределения и минимизации рисков, присущих долгосрочным проектам.

Развитие инновационной  деятельности.

Основными целями инновационной  политики области являются:

1) переход к инновационному  пути развития промышленности  области;

2) создание и развитие  инфраструктуры инновационной деятельности;

3) принятие нормативно-правовых  актов, создающих благоприятные  экономические и организационные  условия для развития инновационной  деятельности;

4) создание зон технико-внедренческого  типа;

5) эффективное использование научного и научно-образовательного, научно-производственного комплексов для социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения области.

Основные направления  развития инновационной системы:

1) создание благоприятной  экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

2) формирование инфраструктуры  инновационной системы;

3) создание системы  государственной поддержки коммерциализации  результатов интеллектуальной деятельности.

Привлечение внешних  инвесторов. Комплексная поддержка экспортной деятельности предприятий области.

Внешние инвестиции рассматриваются  как важный катализатор роста  экономики, поскольку являются не только источником новых капиталовложений, но и открывают доступ к новым  технологиям, эффективным способам управления и маркетинга. Кроме того, создание совместных предприятий (с иностранным участием) является важнейшим направлением развития экономики области, так как обусловлено наличием финансовых ресурсов у иностранных партнеров и высокой инновационной составляющей организуемых производств.

Страны – потенциальные  источники инвестиционных ресурсов для приоритетных отраслей области: Италия, Германия, Австрия, Франция, Китай, Япония. Кроме того, в отраслях с  высоким уровнем концентрации, таких  как производство сельскохозяйственного оборудования, основное внимание будет сконцентрировано на ведущих мировых игроках отрасли вне зависимости от их национального происхождения.

В целях расширения внешнеэкономических  связей Костромской области предполагается реализация мероприятий, направленных на:

1) использование эффективных  механизмов и мероприятий для  привлечения потенциальных инвесторов  и презентации инвестиционной  привлекательности области;

2) защиту интересов  участников внешнеэкономической  деятельности области;

3) оптимизацию и гибкость решений для урегулирования возможных трудностей и спорных вопросов, возникающих у хозяйствующих субъектов области при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

4) постоянное взаимодействие  с административными органами  Российской Федерации и области по вопросам, связанным с развитием внешнеэкономических связей;

5) регулярное информирование  участников внешнеэкономической  деятельности области о проведение  значимых выставок (форумов, ярмарок)  на территории Российской Федерации  и за ее пределами, а также по вопросам, связанным с изменениями законодательства в сфере внешнеэкономических связей.

Активное сотрудничество органов государственной власти области с инвестиционными инфраструктурами области будет способствовать проведению агрессивного маркетинга с целью формирования стратегии привлечения инвестиций, который включает в себя в первую очередь широкую рекламу тех преимуществ, которые получит инвестор при реализации инвестиционных проектов в Костромской области, включая законодательную, организационно-правовую и информационную поддержку.

В целях обеспечения  конкурентных преимуществ, поддержки  и защиты интересов отечественных  экспортеров на внешнем рынке, роста  экономического потенциала и повышения  доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта на федеральном уровне создана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Среди мер государственной  поддержки экспорта промышленной продукции  особое значение имеет финансовая поддержка  в виде предоставления государственных  гарантий Российской Федерации и  возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам.

Информационно-консультационное содействие экспорту предусматривает  использование информационно-поисковой  системы «Экспортные возможности  России», на которой возможно размещение данных о предприятии вплоть до создания виртуального выставочного стенда и электронной торговой площадки.

В части промоционных мероприятий на федеральном уровне предусмотрено финансирование организации  выставок за рубежом, на которых планируются  российские экспозиции. Перечень таких  выставок ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Немаловажное значение в поддержке экспорта местных  производителей имеет эффективное  и полноценное использование  такого действенного механизма, как  продвижение товаров и услуг  посредством аппарата торговых представительств Российской Федерации за рубежом, дипломатических миссий и международных организаций с участием российских деловых кругов. Предприятия и организации области имеют возможность в интерактивном режиме размещать на сайте торговых представительств России информацию о намерении экспортировать выпускаемую продукцию согласно кодам товарной номенклатуры видов экономической деятельности в заявленных объемах и по ценам товаропроизводителя.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)