Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа
Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы её реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
- расширение объёма и повышение эффективности инвестиций за счёт совершенствования их структуры;
- приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
- превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4-6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТКИ………………………………………………………………………..7-11
1.1. Становление и развитие инновационной деятельности экономики………………………………………………………………………..12-16
1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности..........................................................................................................17-21
1.3. Инвестиции в основной капитал…………………………………….22-25
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА………………………26
2.1. Механизм реализации инвестиционной политики………………...26-31
2.2. Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ………32-38
2.3. Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата…………………………………………………………………………...39-44
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………………………………………………………………………45
3.1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации……45-50
3.2. Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей………………………………………………………………51-53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54-55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….56-58
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………59
4.1.Структура инвестиционной политики…………………………………..59
4.2. Анализ инвестиции в основной капитал……………………………….60
4.3. Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий……………………………..61
4.4. Значительный прирост в 2009 г. показали лизинг авиации и подвижного состава…………………………………………………………………62
4.5. Производство ВПР по основным видам деятельности в 2009 г.,
в % к итогу…………………………………………………………………………..63
4.6 . Структура инвестиций в нефинансовые активы……………………...64
4.7. Динамика инвестиций в основной капитал по видам…………………65
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТКИ……………………………………………………………
1.1. Становление и развитие инновационной деятельности экономики………………………………………………………
1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности..................
1.3. Инвестиции в основной капитал…………………………………….22-25
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА………………………26
2.1. Механизм реализации инвестиционной политики………………...26-31
2.2. Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ………32-38
2.3. Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата……………………………………………………………
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ…………………………………………………………………………
3.1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации……45-50
3.2. Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
4.1.Структура инвестиционной политики…………………………………..59
4.2. Анализ инвестиции в основной капитал……………………………….60
4.3. Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий……………………………..61
4.4. Значительный прирост в 2009 г. показали лизинг авиации и подвижного состава……………………………………………………………
4.5. Производство ВПР по основным видам деятельности в 2009 г.,
в % к итогу…………………………………………………………………
4.6 . Структура инвестиций в нефинансовые активы……………………...64
4.7. Динамика инвестиций в основной капитал по видам…………………65
ВВЕДЕНИЕ
В работе определены сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования, состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс и инвестиционный климат.
Объектом исследования в этой работе является определения факторов, влияющих на эффективность регулирования инвестиционной деятельности России.
Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы её реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
- расширение объёма и повышение эффективности инвестиций за счёт совершенствования их структуры;
- приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
- превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.
Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.
Главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТКИ
Государственные инвестиции, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счёт средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также предприятиями и организациями государственной формы собственности.
Инвестициями (инвестиционными ресурсами) являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного экономического и социального эффекта.
В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счёт налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели.
Для решения проблемы привлечения инвестиции в экономику страны необходима серьёзная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных доходов и решений, определяющих объём, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.
Инвестиционная политика должна быть ориентирована:
- на определение целесообразных для каждого периода времени объёмов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
- на выбор приоритетов;
- на повышение эффективности инвестиций.
Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование.
Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные её сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политики государства заключается:
в обеспечении структурной перестройки экономики;
в стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
в создании дополнительных рабочих мест;
в привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
в стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
в создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
в развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
в поддержке малого и среднего предпринимательства;
в совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
в создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины.
Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя.
Во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ.
Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования. Государственные инвестиции финансируются за счёт налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путём выпуска внутренних и внешних займов правительства.
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица.
Существует следующая классификация инвестиций.
В зависимости от объекта инвестирования:
1) реальные (капиталообразующие) инвестиции
- вложение в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Это средства, направляемые как в основной, так и в оборотный капитал.
Реальные инвестиции на предприятии включают инвестиции:
- на развитие производства (реконструкцию и техническое перевооружение; расширение производства; выпуск новой продукции; модернизацию продукции и освоение новых ресурсов; приобретение нематериальных активов);
- на развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство; сооружение спортивных и оздоровительных объектов и др.);
2) финансовые инвестиции - вложение средств в ценные бумаги, активы других предприятий, банковские депозиты, долговые права.
По отношению к совокупности реальных и финансовых инвестиций на предприятиях применяют понятие инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные единой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями.
Интеллектуальные инвестиции - подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и др.
Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Не запрещенное законодательством РФ и республик в составе РФ инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, осуществлять реинвестирование на территории РФ.
1.1. Становление и развитие инновационной экономики
Инновационная экономика - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности.
Инновационная программа (инновационный проект) межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней - обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта.
Формирование инновационной экономики - это сложный многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы большого количества регионов, предприятий и организаций, сотен тысяч специалистов, работающих на них. Лишь широкомасштабная государственная протекционная политика, строгое государственное регулирование в сочетании с механизмом цивилизованного рынка помогут осуществлению подобных сложных социально-экономических программ. Начав социально-политические и институционально-экономические преобразования, наша страна встала перед выбором наиболее перспективных направлений государственной политики, определяющих новые контуры общества.
Информация о работе Инвестиционная политика РФ в современных условиях