Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа
Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы её реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
- расширение объёма и повышение эффективности инвестиций за счёт совершенствования их структуры;
- приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
- превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4-6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТКИ………………………………………………………………………..7-11
1.1. Становление и развитие инновационной деятельности экономики………………………………………………………………………..12-16
1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности..........................................................................................................17-21
1.3. Инвестиции в основной капитал…………………………………….22-25
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА………………………26
2.1. Механизм реализации инвестиционной политики………………...26-31
2.2. Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ………32-38
2.3. Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата…………………………………………………………………………...39-44
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………………………………………………………………………45
3.1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации……45-50
3.2. Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей………………………………………………………………51-53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54-55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….56-58
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………59
4.1.Структура инвестиционной политики…………………………………..59
4.2. Анализ инвестиции в основной капитал……………………………….60
4.3. Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий……………………………..61
4.4. Значительный прирост в 2009 г. показали лизинг авиации и подвижного состава…………………………………………………………………62
4.5. Производство ВПР по основным видам деятельности в 2009 г.,
в % к итогу…………………………………………………………………………..63
4.6 . Структура инвестиций в нефинансовые активы……………………...64
4.7. Динамика инвестиций в основной капитал по видам…………………65
В научных исследованиях рассматривается множество вариантов развития страны, среди которых выделяются два:
Государственное внедрение инновационного развития обеспечит устойчивый спрос на инвестиции, который может обслуживаться инвестиционно-финансовыми структурами, денежно-кредитной системой. Формирование рынка инноваций, в свою очередь, зависит от стимулирования спроса на средства труда и импортозамещения путём приоритетного инвестирования производства наукоемких технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторов экономики. Необходимо создание государственной институциональной системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации инновационное - инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование инновационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке. Возможности социально ориентированного научно технологического прорыва определяются социальными компонентами инновационной политики, степенью их взаимодействия и важнейшими приоритетными направлениями инновационной деятельности, что является главным фактором этого прорыва, социальный прогресс достигается на основе инновационного развития, а последнее обеспечивается социальными условиями общества. В первую очередь, здесь важны повышение квалификации научной и технической интеллигенции, её социальной обеспеченности, доступность высококачественного высшего образования всем слоям общества, наличие у всех слоёв населения жизненно необходимых благ.
Современная Россия обладает уникальными национальными ресурсами, которые будут способствовать формированию инновационной экономики, конечно при правильном и разумном управлении ими.
Возможен весьма эффективный инновационный путь развития экономики, предполагающий взаимосвязанное прорывное развитие научно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной и других сфер общества. При этом стержнем может стать государственный протекционизм научно-технического развития, обеспечивающий социально ориентированный инновационно - технологический прорыв.
Понимая перспективность этого направления развития экономики, многие развитые страны мира целенаправленно осуществляют переход к непрерывному инновационному процессу в управлении экономическим ростом общественного хозяйства. Проведение НИОКР и инновационная деятельность занимают всё большее место в инвестиционных расходах, значительно превышая в наукоёмких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растёт доля расходов на науку в ВВП развитых стран, интенсивность НИОКР и внедрение их результатов в реальное производство во многом определяют сегодня уровень экономического развития страны. На долю новых знаний и изобретений, воплощаемых в технологиях, оборудовании, системах машин, подготовке кадров, организации и планировании производства в развитых странах, приходится не менее 60…80 % прироста ВВП. Внедрение новых наукоемких технологий и систем машин стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности общественного производства и улучшения качества товаров и услуг. Огромное значение государственного стимулирования научно-технического прогресса и инновационной деятельности в обеспечении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, связанным с внедрением инноваций; зависимостью от степени развития общей научной среды и инновационной инфраструктуры; значительной капиталоёмкостью научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию инноваций; требованиями к научно-технической квалификации кадров; необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности.
Инновационно - инвестиционный процесс можно понимать в узком и в широком смысле слова. В узком смысле слова, инновационное инвестирование представляет собой вложение средств в новые продукты и технологии.
Замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекает разного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа - получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты и изобретения приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение сверхприбыли. Таким образом, инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов.
Как только разработки достигают следующего уровня, инновационные компании вырастают до состояния, когда становятся интересными для более крупных корпораций, инновационных и венчурных фондов и прочих организаций. Таким образом, ещё до этапа доведения будущих разработок до опытных образцов, рынок разогревается, начинают привлекаться иностранные инвесторы, производственные компании, покупающие разработки, на основе которых они смогут запустить технологические новинки. К примеру, корпорация Интел объявляя, что к 2015 году она создаст компьютер на основе нанотехнологий, уже сегодня обеспечивает рост своих акций.
1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления.
Бюджетные инвестиции могут предоставляться не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим лицам, это влечёт возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих лиц. Для включения таких расходов в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проекта договора об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
1. снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
2. проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
3. осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
4. формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения:
5. эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, представления государственных гарантий.
6. ключевая роль формирования капиталовложений для реформирования экономики России;
7. пути реструктуризации источников инвестиций;
8. приоритеты федеральной инвестиционной программы (60-70 %)
9. государственных инвестиций на социальные программы, (30-40 % на производственную сферу);
10. критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики);
11. ориентиры (примерные нормативы с учётом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций;
12. задачи по активизации участия регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;
13. пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в частности, развития информационно-консультативной системы).
Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на экономическое и социальное развитие страны, осуществляется:
в соответствии с государственными инвестиционными программами;
прямым управлением государственными инвестициями;
введением системы налогов с дифференциацией налоговых ставок и льгот;
предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидий и бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства и производств;
проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовой политики исходя из реального состояния хозяйственной системы: действующими на территории РФ правилами пользования землей, её недрами и другими природными ресурсами.
Бюджетная политика государства в сфере реальных инвестиций заключается в утверждении в составе федерального бюджета наряду с объёмом текущих расходов (защищенных статей) бюджета развития, предназначенного для финансирования инвестиционных и фундаментальных инновационных программ государственного значения. Поэтому бюджетные ассигнования остаются важным источником финансового обеспечения капитальных вложений.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:
1) РФ с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;
2) из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются приоритетные инвестиционные проекты;
3) Правительство РФ формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;
4) защита организаций РФ от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;
5) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ;
6) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;
7) проведение экспертизы инвестиционных проектов;
8) выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др.
Амортизационная политика регулирует начисления и использования амортизационных отчислений. Проводя амортизационную политику, РФ
Налоговая политика - система экономических, финансовых и правовых мер государства в формировании налоговой системы страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие перед обществом. Принципы построения налоговой политики: соотношение косвенных и прямых налогов.
Инвестиционная сфера России испытывает комплексное воздействие следующих негативных факторов:
сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды;
исключительно высокая степень экономических рисков в регионе обусловливает резкое снижение объёмов банковских инвестиций;
государство не создало материальных и организационных стимулов для того, чтобы сбережения населения республики трансформировались в инвестиции.
1.3. Инвестиции в основной капитал
Инвестиции в основной капитал предполагают использование денежных ресурсов с целью формирования и постоянного воспроизводства средств основного фонда, направленных на процессы расширения, усовершенствования и обновления объектов, которые необходимы для производства или реализации.
Информация о работе Инвестиционная политика РФ в современных условиях