Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса.
Цель работы обусловила постановку и решение ряда задач:
рассмотреть характеристику влияния мирового кризиса на регионы РФ
изучить региональную инвестиционную политику в условиях кризиса на примере Костромской области, представить перспективную стратегию региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области)

Оглавление

Введение 2
1Характеристика влияния мирового кризиса на регионы РФ. 3
1. 1 Показатели влияния кризиса на промышленное развитие регионов РФ 3
1.2 Инвестиционная деятельность регионов в условиях кризиса 6
1.3 Региональные показатели занятости в период кризиса 9
2. Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса на примере Костромской области 11
2.1 Характеристика экономического состояния Костромской области 11
2.2 Инвестиционная политика Костромской области 18
2.3 Анализ инвестиционного потенциала Костромской области 27
3. Перспективная стратегия региональной инвестиционной политики в условиях кризиса( на примере Костромской области) 30
3.1. Проблемы развития отдельных видов экономической 30
деятельности 30
3.2. Задачи развития инвестиционной деятельности области 30
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая_АУ.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

5) внедрение инноваций  в здравоохранение, повышение  квалификации медицинских работников  и создание системы мотивации  к качественному труду;

6) повышение доступности  специализированной, в том числе  высокотехнологичной медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных;

7) внедрение единых  технологических требований и  стандартов оказания скорой медицинской  помощи;

8) внедрение современных  ресурсосберегающих перинатальных и репродуктивных технологий;

9) внедрение единых  стандартов хранения и передачи  электронной информации, использование  информационных средств в целях  принятия клинических решений,  внедрение телемедицинских систем.

Стратегические ориентиры  в сфере образования:

1) расширение использования  современных зарубежных и российских  образовательных технологий;

2) развитие системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих  кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров, в т.ч. в виде организации обучения за рубежом;

3) привлечение зарубежных  университетов к повышению квалификации  учителей, работе с талантливыми  детьми, оценке качества образования;

4) создание системы  профессионального обучения трудовых  мигрантов;

5) существенное увеличение  объема и качества исследований  и разработок в системе образования  с привлечением зарубежных специалистов;

6) создание взаимосвязанной  инвестиционно-инновационной сети кластерных структур на территории области, с позиционированием конкретной роли вузовской науки в каждом кластере.

Стратегические ориентиры  в сфере рационального использования  и вовлечения природно-ресурсного потенциала области в инвестиционный процесс:

1) предоставление государственной  поддержки инвестиционным проектам, предусматривающим организацию  производств, использующих сырьевые  ресурсы области, а также направленным  на разведку и добычу сырьевых  ресурсов;

2) использование водных  объектов для целей туризма, активного отдыха населения, в том числе в рамках развития особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа;

3) привлечение представителей  малого и среднего бизнеса  для аренды прудов с целью  увеличения производства прудовой рыбы;

4) привлечение инвесторов  для организации производств  по добыче и использованию  подземной пресной и минеральной  воды;

5) содействие в организации  производства по использованию  древесных отходов, образующихся  при рубках ухода в защитных лесных насаждениях;

6) повышение доступности  информации о возможности использования  природно-ресурсного потенциала  области.

Главные стратегические задачи в развитии рынка труда:

1) сохранение и поддержание  относительно высокого трудового  потенциала области;

2) обеспечение относительно  высокого и стабильного уровня  занятости населения, относительно  низкой безработицы;

3) достижение сбалансированности  в структуре предлагаемых на  рынке труда рабочих мест и  в профессиональной структуре  безработного населения;

4) недопущение на территории  «застойной», «молодежной», «женской»  безработицы и других видов  тяжелой ситуации на рынке  труда.

5) улучшение профессиональной  подготовки кадров, повышение престижности  рабочих профессий;

6) преодоление и смягчение  территориальных диспропорций на рынке труда области, в первую очередь в сельской местности.

Ориентиры развития учреждений культуры и искусства:

1) обеспечение оснащенности  процесса предоставления услуг  современными техническими и  технологическими средствами;

2) увеличение числа престижных мероприятий регионального, общероссийского и международного уровня в Костромской области;

3) создание условий  для развития информационно-рекламной  деятельности организаций культуры  и искусства и расширение их  связей со средствами массовых коммуникаций в целях формирования единого культурно-информационного пространства области для распространения его по России и за рубежом;

4) развитие новых форм  и направлений культурно-образовательного  туризма, обеспечение модернизации  учреждений культуры и их деятельности, направленной на привлечение и эффективное обслуживание российских и зарубежных гостей области;

5) содействие широкому  использованию в сфере культуры  и искусства маркетинговых технологий;

6) активизация прямых  контактов учреждений культуры и искусства, творческих союзов, общественных организаций с российскими и зарубежными партнерами;

7) организация творческих  союзов и других общественных  организаций, объединяющих учреждения  и частных лиц, занятых в  сфере культуры, представителей  творческих профессий с соотечественниками за рубежом;

8) формирование современной  системы повышения квалификации  работников культуры и искусства,  в т.ч. за рубежом;

9) привлечение в сферу  культуры и искусства негосударственных  источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц.

2.3 Анализ инвестиционного  потенциала Костромской области

Матрица SWOT-анализа.

Сильные стороны

  • Географическое положение
  • Природно-климатические условия
  • Существование готовых отраслевых территориальных производственных комплексов
  • Историко-культурный и туристический потенциал
  • Энергетическая обеспеченность

Слабые стороны

  • Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов
  • Транспортная и социальная инфраструктура
  • Низкая конкурентоспособность отдельных отраслей

Возможности

  • Развитие конкурентоспособных отраслей (АПК, ЛПК, легкая промышленность)
  • Создание новых промышленно-производственных площадок и комплексов
  • Использование туристического и рекреационного потенциала
  • Использование имеющихся природных ресурсов

Угрозы / Риски

  • Сильная зависимость от внешних условий
  • Изменение налоговых взаимоотношений
  • Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе.
  • Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.

 

Основными формами государственной  поддержки инвестиционной деятельности являются:

1) предоставление налоговых  льгот и государственных гарантий  в обеспечение займов и кредитов, направляемых на реализацию инвестиционных  проектов;

2) формирование особых  экономических зон, технопарков,  инвестиционных проектов с привлечением  средств Инвестиционного фонда  Российской Федерации;

3) субсидирование процентной  ставки по кредитам;

4) формирование информационной  инфраструктуры инвестиционной деятельности:

создание системы информирования потенциальных инвесторов, в том  числе и иностранных, о политике области по привлечению инвестиций;

создание информационно-аналитических  и консалтинговых центров по вопросам привлечения инвестиций.

Инвестиционную инфраструктуру области составляет торгово-промышленная палата (ТПП), ОГУ «Агентство по развитию предпринимательства» Костромской области, ГП Костромской области «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области», ОГБУ «Агентство инвестиций и проектного сопровождения Костромской области». Основное направление их деятельности - информационное обеспечение, образовательные, консультационные, юридические, маркетинговые услуги.

Необходимо также развивать  частно-государственное партнерство, в рамках которого предполагается использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и стратегических инвестиционных проектов, имеющих общенациональное и региональное значение. Приоритетными направлениями частно-государственного взаимодействия являются транспортные инфраструктурные проекты, проекты в жилищно-коммунальной сфере и инновациях.

Одним из ключевых аспектов улучшения инвестиционного и  предпринимательского климата в  области будет являться максимальное содействие инвесторам на ранних стадиях инвестиционного процесса, что включает в себя:

1) развитие региональной  информационной системы для обеспечения  потенциальных инвесторов сведениями  о регионе с использованием  различных каналов: Интернета, средств массовой информации, выпуска презентационных материалов, проведения маркетинговых мероприятий;

2) применение современных  информационных технологий при  оказании инвесторам помощи в  подборе свободных производственных  площадей для строительства новых объектов, содействие по вопросам землеотвода, прохождения разрешительных процедур и т.д.

Одной из форм государственной  поддержки может быть предоставление инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории области, льгот при аренде объектов недвижимости (здания, сооружения, объекты нежилого фонда и иные объекты недвижимости), находящихся в государственной собственности области.

 

3. Перспективная стратегия  региональной инвестиционной политики  в условиях кризиса( на примере Костромской области)

3.1. Проблемы  развития отдельных видов экономической

деятельности

Проблемы, требующие решения  для развития инвестиционной деятельности в области:

1) при выгодном экономико-географическом  положении области недостаточная  инфраструктурная насыщенность ее территорий;

2) низкий комплекс  научно-технической деятельности  в области.

3) морально или технически  устаревшее состояние технологической  базы предприятий;

4) высокая степень  зависимости от импорта оборудования, комплектующих и сырья;

5) потребность в строительстве  новых сооружений или реконструкции  действующих;

6) отсутствие инновационной  политики и, как следствие,  низкий уровень востребованности  результатов прикладной (отраслевой) науки в целях освоения новой  научно-технической продукции в производстве;

7) необходимость технического  перевооружения;

8) низкая окупаемость  инвестиций в производственном  цикле;

9) низкая  рентабельность  предприятий.

3.2. Задачи  развития инвестиционной деятельности  области

Совершенствование инвестиционной политики.

Стратегической целью  инвестиционной политики области является привлечение инвестиций в промышленно-технологическую  сферу, в производство новых продуктов  с использованием инновационных  технологий, развитие агропромышленного  комплекса, туризма и рекреации, добычу и переработку полезных ископаемых.

Совершенствование инвестиционной политики с целью привлечения  инвестиций в развитие высокотехнологичных  производств и формирование кластеров  в отраслях промышленности и агропромышленного  комплекса намечается осуществить через проведение следующих мероприятий:

1) реализация кластерного  подхода как инструмента привлечения  целевых инвестиций, эффективно  усиливающих влияние инвестиционного  мультипликатора на темпы экономического  развития территорий;

2) активизация роли органов региональной власти в оказании содействия предприятиям области по включению в федеральные программы, крупномасштабные проекты и проекты государственно-частного партнерства, а также в процессе создания и развития особых экономических зон регионального уровня;

3) повышение инвестиционной  активности предприятий области  за счет совершенствования мер  государственной поддержки;

4) содействие увеличению  объемов привлекаемых финансовых  ресурсов коммерческих банков, лизинговых  компаний к инвестированию в модернизацию существующих предприятий области;

Информация о работе Региональная инвестиционная политика в условиях кризиса (на примере Костромской области)