Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:50, курсовая работа
Центральное положение в любой организации занимает ее персонал. Именно люди с их определенным образом подобранными знаниями, навыками, между которыми существуют определенные вертикально-подчинительные и горизонтально-консультативные связи, составляют лицо организации и ее содержание.
В совокупности люди, составляющие организацию, их интересы, мотивы поведения, формы реагирования на управленческие воздействия и другие проявления среды обитания составляют человеческий фактор организации, который в периоды кризиса чрезвычайно усиливается.
В совокупности люди, составляющие организацию, их интересы, мотивы поведения, формы реагирования на управленческие воздействия и другие проявления среды обитания составляют человеческий фактор организации, который в периоды кризиса чрезвычайно усиливается.
Особенностью
персонала организации как
Кадровая политика в обычных условиях ориентированна, как правило, на развитие. Её идеологическим кредо чаще всего бывает стратегия опережения конкурентов, лидерство в отрасли, инновационная культура организации, выживание с наименьшими потерями кадрового потенциала и обеспечении максимально возможной социальной защитой персонала.
В
условиях кризиса кадровая политика
вынужденно трансформируется. Особенности
ее реализации связанны с ограниченностью
финансовых средств; неизбежностью организационных
мер, связанных со свертыванием ряда программ
социального развития и сокращением численности
персонала; повышенной социально-психологической
напряженностью в коллективе.
Задача
кадровой политики в условиях кризиса
В период кризиса кадровая политика организации должна быть направлена на решение следующих задач:
1) Формирование команды адаптивных менеджеров, способных разработать и реализовать программу выживания и развития предприятия.
2) Сохранение ядра кадрового потенциала организации, т.е. менеджеров, специалистов и рабочих кадров, представляющих особую ценность для предприятия.
3) Реструктуризация кадрового потенциала предприятия в связи:
-
с организационными
- с реализацией инновационных инвестиционных проектов;
-
с диверсификацией
- с реорганизацией предприятия.
4) Снижение социально психологической напряженности в коллективе.
5) Обеспечение социальной защиты и трудоустройства высвобождаемых работников.
Кадровый
потенциал – совокупность способностей
и возможностей кадров обеспечит эффективное
функционирование организации.
Ценность
кадрового потенциала
Кадровый потенциал характеризует ценность «человеческих ресурсов» предприятия.
Известный
авторитет в области
- люди,
- продукт,
- прибыль,
но на первом месте всегда – люди.
Кадровый потенциал кризисного предприятия представляет ценность, как для самой организации, так и для внешних инвесторов, возможность покупателей обанкротившегося предприятия и кредиторов.
Для организации кадровый потенциал является важнейшим фактором для выживания.
Для
инвесторов, покупателей и кредиторов,
кадровый потенциал может служить
главной составляющей для оценки предприятия.
Оценка
кадрового потенциала
Для комплексной оценки кадрового потенциала используется три группы взаимодополняющих оценок:
- стоимостные
- количественные
- качественные
Стоимостные оценки базируются на возникшей в 60-е годы нашего столетия теории «кадрового капитала», одним из ярких представителе которой является американский ученый Р. Ликерт.
Известны два основных подхода к стоимостной оценки кадрового капитала:
-
модели активов (затратный
- модели полезности.
Их реализация в основном выполняется по следующим схемам.
Модели активов (затратные):
-
учет затрат на капитал (по
аналогии с основным капиталом)
-
долгосрочные вложения, увеличения
размера «человеческого
- нормативные сроки амортизации;
- списание потерь.
Модели полезности:
- оценка эффекта (полезности) тех или иных кадровых инвестиций;
-
оценка экономических
Количественные оценки кадрового потенциала определяются по таким показателям, как:
- численность персонала;
-
профессионально-
- половозрастной состав;
-
укомплектованность по
- соотношение среднего разряда работ и рабочих и др.
Качественные характеристики дают оценку коллективу организации в целом:
- организационная культура;
- корпоративный дух;
-
наличие формальных и
- социально-психологический климат и др.
Индивидуальные
характеристики кадрового потенциала
служат для оценки профессионально
личностных качеств отдельных
- квалификация;
- профессиональный опыт;
- качество менеджера;
- психофизиологические особенности;
- владения ноу-хау;
-
конкурентоспособность на
Реструктуризация
кадрового потенциала
Она
характеризует процесс
Различают две формы реструктуризации: оперативная реструктуризация, направленная на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде, и стратегическая реструктуризация, ориентированная на достижение целей, стоящих перед предприятием в долгосрочной перспективе.
1.3.
Социально-психологические
аспекты управления
персоналом методом
делегирования ответственности
В кризисной ситуации на предприятии, как правило, сопровождается повышением социально-психологической напряженностью в коллективе. Чаще всего кризис, вызванный неплатежеспособностью, сопровождается затянувшимся периодом невыплаты или не своевременной выплатой заработной платой, не оплачиваемыми вынужденными отпусками, и это, естественно, порождает недовольство и тревожные ожидания.
Основные причины, усиливающие социальную напряженность:
-
не информированность и
- социальная незащищенность;
-
незнание своих прав на
-
тревожное ожидание негативных
перемен (боязнь потерять
Перед руководителями кризисного коллектива стоят две группы задач, связанных со снижением социальной напряженности:
1) Обеспечение социальных гарантий и социальной защиты персонала.
2) Снижение социально-психологической напряженности в коллективе.
Решение первой группы задач в основном связанно выплатами задолженностей по заработной плате, содействие в трудоустройстве высвобождаемых работников и т.д. Все эти меры требуют определённых затрат. По этому они должны быть предусмотрены в плане реструктуризации и в бизнес-плане оздоровления предприятия.
Вторая задача связанна, прежде всего, с планомерной, широко развернутой, разъяснительной работой и подготовкой персонала к планируемым нововведениям.
1.4. Мотивация
персонала в условиях
неопределенности
Кризисное
состояние организации
Информация о работе Кадровая политика предприятия в условиях кризиса