Организация управления государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы будет рассмотрение и изучение системы управления государственным и муниципальным долгом на примере Мурманской области.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

◦рассмотреть структуру, виды и формы государственного долга;
◦выявить особенности управления государственным и муниципальным долгом;
◦выделить основные направления сокращения государственного долга;
◦проанализировать изменение структуры государственного и муниципального долга Мурманска и Мурманской области в периоде 2008 - 2010 гг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственный и муниципальный долг: структура, виды и формы 5
1.1. Причины и формы государственных заимствований 5
1.2. Структура государственного долга Российской Федерации 10
2. Управление государственным долгом и направления его сокращения 13
2.1. Система управления государственным долгом 13
2.2. Основные направления сокращения долговой зависимости 17
3. Изменение структуры государственного долга Мурманской области и муниципального долга в периоде 2008 - 2010 гг. 29
3.1. Организация бюджетной структуры Мурманской области 29
3.2. Управление государственным и муниципальным долгом Мурманской области с учетом влияния мирового финансового кризиса 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Организация управления государственным и муниципальным долгом.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      Бюджет  Мурманской области на 2009 год исполнен с профицитом в размере 309351,7 тыс. рублей, что обусловлено получением в конце декабря 2009 года дополнительных налоговых доходов, неиспользованием части средств федерального бюджета в связи с поздним их поступлением (в конце декабря 2009 года), а также неполным исполнением расходных обязательств по социальным выплатам, связанным с сокращением числа фактически обратившихся получателей социальной помощи.

      В процессе исполнения областного бюджета  в 2009 году остатки средств межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) увеличились в 2,4 раза - с 367084,1 тыс. рублей (по состоянию на 1 января 2009 года) до 894200,5 тыс. рублей (по состоянию на 1 января 2010 года).

      Законом Мурманской области от 11 декабря 2008 года № 1045-01-ЗМО «Об областном  бюджете на 2009 год» областной бюджет утвержден по доходам в сумме 33333223,1 тыс. рублей (в том числе по безвозмездным поступлениям - 7499232,5 тыс. рублей), по расходам - 35043488,3 тыс. рублей. Дефицит областного бюджета утвержден в размере 1710265,2 тыс. рублей, что составляет 6,6 % от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Сводная бюджетная роспись областного бюджета на 2009 год утверждена 22 декабря 2008 года.

      Бюджетный процесс в муниципальном образовании  город Мурманск в проверяемом  периоде осуществлялся в соответствии с Бюджетным кодексом, Налоговым  кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), законом Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области», уставом муниципального образования город Мурманск, решением совета депутатов г. Мурманска «Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Мурманск».

      Первоначально местный бюджет на 2009 год утвержден по доходам в сумме 6333986,7 тыс. рублей, по расходам - 6627458,9 тыс. рублей, с дефицитом - 293472,2 тыс. рублей, или 9,7 % общей суммы налоговых и неналоговых доходов местного бюджета без учета поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительному нормативу отчислений. Назначения по безвозмездным поступлениям в местный бюджет от бюджетов других уровней утверждены в сумме 2779293,7 тыс. рублей.

      В процессе исполнения бюджета г. Мурманска  изменения вносились в соответствии с действующим законодательством.

      В результате внесенных изменений  бюджетные назначения по доходам  увеличились на 1237423,8 тыс. рублей, или  на 19,5 % первоначально утвержденных назначений, и составили 7571410,5 тыс. рублей, по расходам - на 1289320,3 тыс. рублей, или на 19,4 %, и составили 7916779,2 тыс. рублей с увеличением дефицита бюджета на 51896,5 тыс. рублей.

      Назначения  по безвозмездным поступлениям увеличились  на 561521,8 тыс. рублей, или 20,2 % и сложились в размере 3340815,5 тыс. рублей. Законодательно не утверждены изменения, внесенные в сводную бюджетную роспись, в объеме 67178,3 тыс. рублей в связи с поздним поступлением в местный бюджет безвозмездных поступлений из областного бюджета.

      В нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса  в ведомственную структуру местного бюджета на 2009 год включены и профинансированы в сумме 49696,0 тыс. рублей учреждения, которые не выполняют функции главных распорядителей средств, в том числе: МУП администрации г. Мурманска «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» -16000,0 тыс. рублей, МУ «Курсы гражданской обороны города» - 2706,7 тыс. рублей, МУП «Электротранспорт» г. Мурманска - 28000,0 тыс. рублей, ММУП «Бюро спецобслуживания» - 318,3 тыс. рублей, МУ «Аварийно-спасательный отряд города Мурманска» - 2671,0 тыс. рублей.

      Утвержденные  предельные значения по размеру муниципального долга, расходов по обслуживанию муниципального долга не превысили нормативов, установленных  соответствующими статьями Бюджетного кодекса.

      Бюджет  г. Мурманска на 2010 год утвержден решением совета депутатов от 19 декабря 2009 года № 58-725 по доходам в сумме 7026097,8 тыс. рублей, из них поступления от бюджетов других уровней - 2632228,8 тыс. рублей, и по расходам в сумме 7361843,5 тыс. рублей с дефицитом 335745,7 тыс. рублей, или 9 % общей суммы назначений по доходам без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений.

      В нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса в ведомственную структуру местного бюджета на 2009 год включена организация, не выполняющая функции главного распорядителя МУ «Курсы гражданской обороны города» - 2934,5 тыс. рублей. 

3.2 Управление государственным и муниципальным долгом Мурманской области с учетом влияния мирового финансового кризиса

 

      Управление  государственным долгом и ведение  реестра долговых обязательств осуществляется в соответствии с законом Мурманской области от 11 декабря 2007 года № 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» и постановлением правительства Мурманской области от 19 января 2007 года № 14-ПП «Об утверждении порядка ведения государственной долговой книги Мурманской области».

      Предельный  объем государственного внутреннего долга Мурманской области, установленный законом об областном бюджете на 2009 год в сумме 4000000,0 тыс. рублей, не превышал объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений (23226266,3 тыс. рублей).

      В течение 2009 года государственный внутренний долг Мурманской области вырос с 306226,1 тыс. рублей (на 1 января 2009 года) до 825000,0 тыс. рублей (на 1 января 2010 года), то есть увеличился на 518773,9 тыс. рублей.

      В 2009 году правительством Мурманской области привлечен бюджетный кредит из средств федерального бюджета на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета Мурманской области, в размере 325000,0 тыс. рублей. Срок погашения установлен 30 апреля 2010 года.

      Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга Мурманской области в 2009 году составили 8439,7 тыс. рублей, или 46,9 % от утвержденных в областном бюджете расходов в сумме 18000,0 тыс. рублей. Расходы по выплатам процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, сложились в объеме 5314,0 тыс. рублей, по бюджетным кредитам - 3125,7 тыс. рублей.

      Законом об областном бюджете на 2010 год установлен верхний предел государственного внутреннего долга по долговым обязательствам Мурманской области - 4000000,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям, предоставленным областью, - 1100000,0 тыс. рублей.

      По  состоянию на 1 марта 2010 года размер государственного внутреннего долга не изменился и составляет 825000,0 тыс. рублей.

      В результате исполнения бюджета ЗАТО г. Полярный сложился профицит в сумме 33308,5 тыс. рублей. Необходимость в привлечении источников финансирования дефицита отсутствовала. За 2009 год дебиторская задолженность, числящаяся на балансе местного бюджета, в целом уменьшилась на 31889,2 тыс. рублей и на 1 января 2009 года составила 45872,2 тыс. рублей.

      В составе дебиторской задолженности  по выданным авансам просроченная, невозможная к взысканию задолженность  составляет 3909,8 тыс. рублей, в том  числе задолженность: Новгородского  фонда жилищного строительства по договору на строительство жилья для переселения граждан - 3512,1 тыс. рублей, остаток аванса на поставку строительных материалов по договору от 1 марта 2005 года № 24 с ООО «Гефест» - 266,5 тыс. рублей, остаток аванса на поставку товара по договору с МУП «Городские торговые сети» - 76,2 тыс. рублей, нарушение муниципального контракта ООО «Фирма металлопрокат» - 55,0 тыс. рублей. Задолженность образовалась в 2004-2005 годах.

      Средства  в сумме 1538,0 тыс. рублей (без учета  штрафных санкции по Новгород - агрожилстройфонду - 2371,8 тыс. рублей) израсходованы без достижения результата, что в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса является неэффективным использованием средств.

      Дебиторская задолженность в оставшейся сумме  образовалась в декабре 2009 года и носит текущий характер. На балансе исполнения местного бюджета за 2009 год кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2010 года отсутствует.

      Бюджет  г. Мурманска на 2009 год с учетом внесенных изменений утвержден с дефицитом в сумме 345368,7 тыс. рублей. Источники покрытия дефицита утверждены приложением к решению совета депутатов г. Мурманска о бюджете на 2009 год от 18 декабря 2008 года № 58-723.

      В результате исполнения местного бюджета  дефицит сложился в объеме 114227,4 тыс. рублей, или в 3 раза ниже утвержденных назначений. Источники покрытия фактического дефицита местного бюджета привлечены в пределах утвержденных назначений. Дебиторская задолженность, учтенная на балансе исполнения бюджета г. Мурманска на начало 2009 года в размере 1203849,0 тыс. рублей в течение года сократилась на 97627,9 тыс. рублей, или 8,1 %, и на конец финансового года составила 1106221,1 тыс. рублей.

      По  итогам финансового года дебиторская  задолженность с дебиторами по бюджетным  кредитам полностью погашена, по выданным авансам сократилась в 2 раза, расчеты с подотчетными лицами - почти в 2 раза.

      В составе дебиторской задолженности  просроченная и нереальная к взысканию  задолженность отсутствует.

      Кредиторская  задолженность, учтенная на балансе исполнения бюджета г. Мурманска на начало 2009 года в сумме 1170053,2 тыс. рублей, в течение 2008 года сократилась на 82210,9 тыс. рублей, или 7,1 %, и по состоянию на 1 января 2009 года составила 1087842,3 тыс. рублей.

      Задолженность по расчетам по долговым обязательствам сократилась за 2009 год на 115002,2 тыс. рублей, или 26,1 % за счет погашения кредитов по договорам с коммерческими банками и уплаты процентов за пользование ими.

      Учет  долговых обязательств г. Мурманска  в соответствии со статьей 120 Бюджетного кодекса ведется в муниципальной долговой книге.

      Задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, образованная из-за несвоевременного представления счетов к оплате в  ноябре-декабре 2009 года, сократилась на 6289,4 тыс. рублей и носит текущий характер.

      В структуре кредиторской задолженности  на 1 января 2010 года наибольшая доля приходится на расчеты по платежам в бюджеты, из которой задолженность в сумме 733776,4 тыс. рублей, или 98,5 %, является просроченной.

      Указанная задолженность образовалась с 1995 по 2000 год по неуплате комитетом по образованию администрации г. Мурманска отчислений во внебюджетные фонды в сумме 122233,9 тыс. рублей и 611542,5 тыс. рублей - начисленные пени на сумму указанной задолженности во внебюджетные фонды за период с 1995 по 2009 год. Работа по реструктуризации задолженности к ее сокращению не привела.

      Во  исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 ноября 2008 года для  оперативного принятия мер по смягчению  последствий финансового и экономического кризиса, реализации программ в социальной сфере, повышению устойчивости бюджетной системы Мурманской области постановлением правительства Мурманской области от 3 декабря 2008 года № 187-ПГ создана антикризисная комиссия области и утверждено положение об антикризисной комиссии Мурманской области.

      Правительством  Мурманской области разработан план антикризисных мер, утвержденный распоряжением  губернатора Мурманской области  от 10 декабря 2008 года № 323-РГ. В плане  антикризисных мер указаны мероприятия, проведение которых позволит смягчить последствия кризиса и оптимизировать управление долгом области.

      В соответствии с планом антикризисных  мер правительством Мурманской области  приняты нормативные правовые акты, направленные на снижение фискальной нагрузки на реальный сектор экономики, регламентирующие:

  • установление пониженных дифференцированных налоговых ставок в размере 5-10 % в зависимости от категории налогоплательщиков по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • снижение ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, до 13,5 %;
  • освобождение от уплаты налога на имущество организаций малых предприятий;
  • введение моратория на повышение ставок арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2010 год.

      Основные  градо- и бюджетообразующие предприятия (всего 20 предприятий и филиалов) в составе государственных корпораций, холдингов и групп самостоятельно включены в федеральный список 295 системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

      В соответствии с Федеральным законом  от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 на территории области разработана программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 - 2010 год. Программа утверждена постановлением правительства Мурманской области от 4 марта 2009 года № 107-ПП. Финансовые затраты на реализацию программы в 2009 году - 109001,8 тыс. рублей.

Информация о работе Организация управления государственным и муниципальным долгом