Организация управления государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы будет рассмотрение и изучение системы управления государственным и муниципальным долгом на примере Мурманской области.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

◦рассмотреть структуру, виды и формы государственного долга;
◦выявить особенности управления государственным и муниципальным долгом;
◦выделить основные направления сокращения государственного долга;
◦проанализировать изменение структуры государственного и муниципального долга Мурманска и Мурманской области в периоде 2008 - 2010 гг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственный и муниципальный долг: структура, виды и формы 5
1.1. Причины и формы государственных заимствований 5
1.2. Структура государственного долга Российской Федерации 10
2. Управление государственным долгом и направления его сокращения 13
2.1. Система управления государственным долгом 13
2.2. Основные направления сокращения долговой зависимости 17
3. Изменение структуры государственного долга Мурманской области и муниципального долга в периоде 2008 - 2010 гг. 29
3.1. Организация бюджетной структуры Мурманской области 29
3.2. Управление государственным и муниципальным долгом Мурманской области с учетом влияния мирового финансового кризиса 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Организация управления государственным и муниципальным долгом.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      Вслед за Мексикой аналогичные варианты реструктуризации широко применялись в странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии и др.), Восточной Европы (Болгарии, Польше), Африки (Нигерии, Марокко), Юго-Восточной Азии (Филиппинах).

      В ходе реализации данной программы Всемирным  банком, МВФ и Экспортно-импортным банком Японии был создан специальный фонд в 32 млрд дол. для обеспечения выпуска Brady bonds; на эти средства приобретались US T-Bills, которые являлись обеспечением новых ценных бумаг.

      Кроме того, весьма распространены варианты выпуска Brady bonds с определенными привилегиями. Так, Мексика, Венесуэла и Нигерия (страны, экономики которых весьма существенно зависят от экспорта нефти) при выпуске облигаций типа Par прилагали к ним специальные варианты, которые давали право владельцам облигаций получать дополнительный доход в случае роста мировых цен на нефть. Технически это выглядело следующим образом (на примере Мексики): держатель облигаций получал дополнительный доход, пропорциональный разнице между средней экспортной ценой мексиканской нефти в течение купонного периода и «относительной» ценой. «Относительная» же цена определялась как стоимость мексиканской нефти на момент выпуска облигаций (14 дол. за баррель), умноженная на инфляционный коэффициент, рассчитываемый МВФ. И если эта разница получалась отрицательной, инвестор не нес никаких убытков. Всего в ходе реструктуризации долгов по «плану Бреди» в период с 1989 по 2008 г. было выпущено облигаций на общую сумму 332,8 млрд. дол. Кардинальное отличие обычной схемы реструктуризации «облигации - облигации» от «плана Бреди» - относительно стабильное состояние экономики страны, предполагающей подобный обмен, а также безупречность кредитной истории инструментов, подлежащих обмену, причем наличие согласованной с МВФ программы экономических действий не является необходимым условием.

      Существует  два варианта реализации указанной  схемы:

      1. Обмен долговых обязательств, номинированных в национальной валюте, на облигации, чей номинал выражен в иностранной валюте.

      2. Обмен одних «внешних» (как правило, Brady bonds) долгов на другие14.

      Цели, преследуемые предложениями такого рода вариантов обмена (помимо «удлинения» долга, которое обычно происходит и в том, и в другом случае), достаточно очевидны. В первом случае - это реструктуризация госдолга в пользу «внешней» его части, что на определенном этапе отвечает интересам правительства, позволяя инвесторам вместе с тем избежать «курсового» риска. Во втором случае монетарные власти изменяют структуру лишь внешнего долга (в частности, при обмене Brady bonds они избавляются от необходимости держать часть средств в US T-Bills, которые обычно служат обеспечением этих бумаг); инвесторы же при этом получают возможность обменять имеющиеся у них долговые обязательства на более доходные, хотя и более рискованные (иногда вследствие более длительного срока обращения, иногда ввиду отсутствия обеспечения), инструменты.

      Одной из наиболее известных рыночных схем реструктуризации государственного долга является конверсия долга. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие обмен внешнего долга на национальные активы. Это могут быть: конверсия долга в инвестиции; погашение долга товарными поставками; обмен на собственность; обмен на долговые обязательства третьих стран; обмен на акции или облигации.

      Чаще  всего осуществляется обмен долгов на акции национальных компаний. При этом кредиторам предоставляется право продажи долгов с дисконтом за национальную валюту. Последняя используется им для реализации инвестиционных проектов, приобретения ценных бумаг и прочих активов. С целью обеспечения наиболее выгодного для страны-должника курса при обмене выраженных в долларах долгов на национальную валюту в латиноамериканских странах, например, широко применялось проведение аукционов. Победителями на них становились владельцы долговых обязательств, предложившие наибольшие скидки с номинальной стоимости этих обязательств. Чаще всего используется непосредственный обмен (своп) долгов на акции компаний, находящихся в государственной собственности. При этом происходит капитализация внешнего долга.

      Такая капитализация преследует следующие  цели: замедление темпов роста или абсолютное сокращение величины внешнего долга; уменьшение оттока финансовых средств в виде платежей по обслуживанию внешней задолженности; привлечение новых инвестиций из-за рубежа; участие иностранного капитала в программах приватизации государственных предприятий; частичное возращение национальных капиталов, вывезенных за границу.

      Таким образом, решается двоякая задача: с одной стороны, ослабляется внешнее долговое бремя, а с другой - привлекается иностранный капитал с целью обеспечения экономического роста и структурной перестройки экономики.

      Большой опыт конверсии внешней задолженности во внутренние активы накоплен странами Латинской Америки, которые испытывали в 80-х гг. острейший долговой кризис. Они активно использовались при переоформлении задолженности таких стран-должников, как Чили, Аргентина и Мексика. Однако к 1991 г. их объем значительно сократился в основном потому, что с начала 90-х гг. цены долгов на вторичных рынках заметно возросли и привлекательность подобных операций для инвесторов уменьшилась. Операции по конверсии долга в акции предприятий иностранными инвесторами были прибыльными до тех пор, пока их национальная стоимость была ниже мировой.

      В целом, этот механизм не столь однозначен. С одной стороны, такая схема предусматривает изменение расписания выплат и снижает краткосрочную нагрузку на бюджет. Более того, если до свопа поток выплат по долгу был жестко задан в номинальном выражении, то после - поток доходов от компании становится зависимым от экономического состояния страны, уровня внутренней и внешней инфляции и других факторов. Таким образом, выплаты по долгу привязываются к экономическому положению страны-заемщика, что расширяет возможности достижения компромисса15.

      С другой стороны, инвестор, получивший акции в результате обмена, в действительности не делает реальных вложений в экономику страны. Напротив, бюджет страны теряет потенциальные доходы, которые он мог бы получить от приватизации. Говорить об уменьшении объема государственного долга в масштабах страны также не приходится, поскольку кредиторы вместо долговых обязательств получили в собственность национальные компании, т.е. фактически обменяли госдолг на обязательства частного сектора.

      Объем долга действительно уменьшится за счет разности дисконтов, только если новые бумаги будут признаны приоритетными по отношению к старым.

      Своп  долгов на акции имеет и негативные моменты, такие, как возможное «бегство капитала», когда инвестор, получив на руки акции, сразу же старается продать их на рынке с тем, чтобы как можно скорее вывести капиталы из страны. В этом случае обмен будет эквивалентен досрочному выкупу обязательств за счет резервов Центрального банка. При этом если резервов будет недостаточно для удержания курса, последующая девальвация национальной валюты неизбежно приведет к еще более серьезным последствиям для экономики в целом. Более того, даже если массированного оттока капитала не будет, резервы страны могут тем не менее пострадать. Это произойдет в том случае, если иностранная компания предпочтет проводить инвестиции, которые в любом случае имели бы место (например, строительство нового завода стратегическим инвестором), с помощью акций, полученных при обмене, а не собственных финансовых ресурсов. В этой ситуации получается, что Центральный банк как бы выкупает часть долгов за счет своих валютных резервов.

      Существуют  также определенные проблемы, связанные  с бюджетно-налоговой политикой государства. Для проведения подобного свопа государству необходимо найти источники средств на покупку акций национальных компаний (если эти акции находятся в собственности государства, то можно говорить о вмененных издержках, связанных с отказом от возможных доходов от их реализации). Это можно сделать неинфляционным путем, например, с помощью дополнительного внутреннего займа. В этом случае внешний долг переводится во внутренний. Однако, как правило, у стран, имеющих проблемы с внешними долгами, значителен также и объем внутренней задолженности. Таким образом, в результате проведения свопа увеличивается нагрузка на бюджет, что приводит к росту реальной стоимости обслуживания внутренних долгов и оказывает негативное воздействие на экономическую ситуацию в стране.

      Сегодня капитализация долговых обязательств может быть рассмотрена как один из способов сокращения внешнего долга. Однако надо иметь в виду, что этот метод связан с определенным риском. В частности, следует учитывать, что вследствие использования механизма конверсии одновременно сокращаются традиционные капиталовложения, следовательно, уменьшается приток новых средств. Кроме того, процесс конверсии может активизировать спекулятивные операции с целью извлечения дохода на разнице обменных курсов по конверсионным и текущим операциям. Расходы на обслуживание внешнего долга уменьшаются, зато растут выплаты дивидендов по акциям, следовательно, ставится под сомнение сокращение итогового оттока финансовых средств.

      Конверсионные операции неизбежно ведут к увеличению денежной массы и потому чреваты усилением инфляционного процесса. Наконец, использование механизма конверсии порождает опасность ослабления национального контроля над некоторыми стратегически важными сферами национального хозяйства.

      Кроме того, как свидетельствует опыт других стран, например Аргентины, метод капитализации долгов может быть осуществлен наиболее эффективно во время массовой приватизации государственного сектора. В России к началу 2000-х гг. приватизация была уже в основном завершена и сейчас в собственности государства находится не так много предприятий. Следует также иметь в виду, что размер внешнего долга несоизмерим с оценкой стоимости акций большинства нормально работающих предприятий. Их стоимость значительно ниже. К тому же, где государству взять деньги, чтобы выкупить эти акции у частных компаний?

      Но  самым главным является то, что  в настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях («голубые фишки») по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в несколько раз. Бумаги компаний «второго эшелона» в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени.

      В то же время устойчиво действующая конвергенция цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем16.

      Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям. 
 

 

3. Изменение структуры государственного долга Мурманской области

и муниципального долга  в периоде 2008 - 2010 гг.

 

3.1 Организация бюджетной структуры  Мурманской области

 

      Бюджетный процесс в Мурманской области осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (и другими законодательными актами Российской Федерации, уставом Мурманской области, законами Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области», «О межбюджетных отношениях в Мурманской области» и другими законами области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области17.

      Статья 4 закона Мурманской области «Об  областном бюджете на 2009 год» (как и в законе об областном бюджете на 2010 год), устанавливающая источники доходов областного бюджета, не определяет в качестве доходных источников безвозмездные перечисления и не соответствует требованиям пункта 1 статьи 41 Бюджетного кодекса.

        В нарушение статьи 24 закона Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области» 3 региональные целевые программы, утвержденные правительством Мурманской области позднее установленного срока - после 15 сентября 2008 года («Укрепление материально-технической базы здравоохранения в сельской местности Мурманской области», «Водоснабжение Мурманской области на 2008-2017 годы», «Реформирование региональных финансов в Мурманской области на 2008-2009 годы»), включены в перечень целевых программ, утвержденных для финансирования законом об областном бюджете на 2009 год.

      В процессе исполнения бюджета в закон  об областном бюджете на 2009 год 7 раз вносились изменения и дополнения. С учетом всех внесенных изменений доходы утверждены в сумме 36518304,4 тыс. рублей, расходы - 38121280,2 тыс. рублей. Бюджет области по доходам увеличился на 7480417,0 тыс. рублей, или на 25,8 %, в том числе за счет увеличения безвозмездных поступлений - на 6702806,7 тыс. рублей, по расходам увеличен на 7386871,7 тыс. рублей, или на 24 %. Дефицит областного бюджета установлен в размере 1602975,8 тыс. рублей (6,9 % к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений).

      В сводной бюджетной росписи отражены доходы в объеме 36590143,6 тыс. рублей, расходы - 38124163,1 тыс. рублей, дефицит областного бюджета - 1534019,5 тыс. рублей.

      Согласно  отчету об исполнении областного бюджета  за 2009 год доходы составили 37019704,3 тыс. рублей, или 101,2 % к уточненным бюджетным назначениям, расходы - 36710352,6 тыс. рублей, или 96,3 % к уточненным бюджетным назначениям.

Информация о работе Организация управления государственным и муниципальным долгом