Организация управления государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы будет рассмотрение и изучение системы управления государственным и муниципальным долгом на примере Мурманской области.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

◦рассмотреть структуру, виды и формы государственного долга;
◦выявить особенности управления государственным и муниципальным долгом;
◦выделить основные направления сокращения государственного долга;
◦проанализировать изменение структуры государственного и муниципального долга Мурманска и Мурманской области в периоде 2008 - 2010 гг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственный и муниципальный долг: структура, виды и формы 5
1.1. Причины и формы государственных заимствований 5
1.2. Структура государственного долга Российской Федерации 10
2. Управление государственным долгом и направления его сокращения 13
2.1. Система управления государственным долгом 13
2.2. Основные направления сокращения долговой зависимости 17
3. Изменение структуры государственного долга Мурманской области и муниципального долга в периоде 2008 - 2010 гг. 29
3.1. Организация бюджетной структуры Мурманской области 29
3.2. Управление государственным и муниципальным долгом Мурманской области с учетом влияния мирового финансового кризиса 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Организация управления государственным и муниципальным долгом.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

     Государственные ценные бумаги делятся на две большие  категории: рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются. Они являются основным инструментом финансирования бюджетного дефицита и состоят из казначейских векселей (краткосрочных и среднесрочных), казначейских облигаций и свободно обращаются на рынке ценных бумаг.

     Нерыночные  ценные бумаги выпускаются государством для определенных инвесторов. Например, сберегательные облигации продаются  населению, но на вторичном рынке эти бумаги не обращаются.

     Государственные ценные бумаги могут быть предъявительскими или именными, документарными (на бумажных носителях) или бездокументарными (в виде записей на счетах). Например, казначейство США начало продавать свои рыночные ценные бумаги в форме книжной записи (т.е. сохраняя записи о сделке), вместо того чтобы выдавать сертификаты. Казначейство не выпускало бумажных сертификатов для казначейских векселей с 1979 г., а для среднесрочных векселей и облигаций - с 1986 г. Считается, что отмена бумажных сертификатов дает ряд преимуществ, поскольку уменьшает издержки казначейства на печать и упраздняет проблему подделок, защищает от потери и кражи бумажных сертификатов, снижает издержки по этим операциям.

     По  форме выплачиваемого дохода государственные ценные бумаги могут быть процентными, дисконтными и выигрышными. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется по схеме лотереи. Сегодня она мало востребуется, а основным видом выступают процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год. Краткосрочные и часть казначейских векселей не имеют купонов. Они размещаются со скидкой (дисконтом) с номинала, а погашаются по номиналу4.

 

1.2 Структура государственного долга Российской Федерации

 

      Объем непогашенных долговых обязательств государства  называется государственным долгом. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания законодательно закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

      В государственный долг Российской Федерации  входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

      Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и  долгосрочными (свыше 5 и до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. Изменение условий уже выпущенного в обращение государственного займа - срока выплаты, размера процентных платежей, срока обращения - не допускается.

      Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

      Он  полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации. В объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по ценным бумагам субъекта Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации. Долговые обязательства субъектов Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

      Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и  обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

      Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

      Он  обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

      Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы5.

      Таким образом, государственные заимствования представляют собой ту часть государственных кредитных отношений, в которой государство выступает в качестве заемщика. Государственные заимствования как экономическая категория воплощают в себе черты финансов и кредита. По своему целевому назначению - это категория финансов, а по методам мобилизации ресурсов (возвратность, срочность, платность) - категория кредита. Государственные заимствования классифицируются по многим признакам, наиболее важным из которых является их деление на внешние и внутренние.

      Объем непогашенных долговых обязательств государства  составляет государственный долг, который делится на внутренний и внешний. Управление государственным долгом неотделимо от заимствований. Оно должно включать целесообразность и экономическую обоснованность заимствований, целевое и эффективное использование заемных ресурсов, повышение инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата долга. 

 

2. Управление государственным долгом и направления его сокращения

2.1 Система управления государственным  долгом

 

      Проблема  снижения государственного внешнего долга  считается одной из важнейших, так как при ограниченных возможностях бюджета оплата процентов не дает возможности сколь-нибудь существенно снижать основную сумму долга.

      В 1996 г. было заключено соглашение с  Лондонским клубом о реструктуризации сроком на 25 лет долгов бывшего СССР иностранным коммерческим банкам. Размер реструктурированного долга составил 38 млрд долл., а льготный период - 7 лет.

      В феврале 2000 г. завершились переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформлении оставшейся части долга в еврооблигации сроком погашения 30 лет. Однако в результате пролонгации и изменения условий заимствований произошло удорожание оставшейся части долга с 32,6 млрд до 42 млрд долл.

      Основная  задача управления государственным  долгом России - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга, в первую очередь внешнего. Поскольку основными причинами роста долга были низкая эффективность национальной экономики и функционирования налогово-бюджетной системы, то и решение проблемы надо искать прежде всего на путях структурной перестройки и повышения эффективности экономики и налогово-бюджетной системы.

      Основными вопросами при характеристике государственного долга являются структура и динамика госдолга, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на развитие экономки страны. Именно первые два процесса определяют третий. Государственные заимствования и государственный долг - это обоюдоострые инструменты. Государственные заимствования, как и обычный кредит, могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие экономики. Все зависит от того, откуда берутся и куда направляются привлекаемые государством ресурсы, а также от цены кредита.

      Внутреннее  заимствование средств означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает расходы других секторов экономики и не увеличивает общий спрос. Если же государственные заимствования не уменьшают расходы других секторов экономики, то происходит рост совокупного спроса в экономике.

      Но  для развития экономики важна  не только динамика спроса, но и цели государственных заимствований. Если государство заимствует средства для финансирования важных, тем более быстро окупаемых проектов, да еще и на нормальных (с точки зрения уровня процентных ставок) условиях, это может содействовать ускорению развития национальной экономики. Причем расширение государственного спроса может иметь мультипликативный эффект и вести к кратному его росту в смежных отраслях экономики. Образуемый за счет этих займов долг государства будет погашаться за счет части прибыли, получаемой от финансирования таких объектов6.

      Но  последствия государственных займов могут быть и другими. Если привлекаемые государством кредиты расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные расходы, раздувание штатов госаппарата, не говоря уже о пресловутом «нецелевом использовании», под которым часто имеется в виду хищение средств), то государственные заимствования будут прямым вычетом из валового продукта. Их погашение будет производиться за счет дополнительных налогов. В этом проявляется неразрывная связь государственных заимствований с налогами. Именно поэтому государственные заимствования называют будущими налогами. Разумеется, на основании только этого нельзя делать вывод о бесполезности или отрицательном воздействии государственных заимствований на развитие экономики страны. Широкое их использование для финансирования государственных расходов - закономерный и в целом необходимый процесс. Но каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обоснованно.

      Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым не только способствует росту цены кредита, но и сокращению объема кредитных ресурсов для экономики. Если государственные заимствования осуществляются под выплату процентов, превышающих норму прибыли в производящих отраслях, это ведет к огромному перетоку капитала из реальной экономики в спекулятивный рынок и перекачиванию налоговых доходов в пользу кредиторов государства, как отечественных, так и зарубежных.

      Внешние заимствования приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги. Вместе с тем они могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полученных ранее кредитов и т.д. Это не ведет к росту спроса на продукцию отечественного производителя7.

      Одной из основных мер по регулированию государственных заимствований является установление предельных объемов государственного долга, определяемых высшими законодательными органами. Российское законодательство предусматривает ряд организационных мер по управлению государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит Российской Федерации или от ее имени Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

      С января 2002 г. введен запрет на самостоятельные  внешние заимствования субъектами Российской Федерации. Определены пределы заимствований различных бюджетных уровней. Пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

      Система управления государственными заимствованиями  должна включать:

    • определение цели и обоснование государственных заимствований; минимизацию стоимости долга для заемщика;
    • эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов;
    • усиление инвестиционного характера займов;
    • обеспечение своевременного возврата полученных кредитов8.

Информация о работе Организация управления государственным и муниципальным долгом