Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской проверки»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовые основы аудиторской деятельности…………………………….5
2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации……………………………………………………………………11
3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения……….15
4. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности………………………………………………………19
5. Заключение……………………………………………………………………27
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кур работа.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Постановлением Правительства  РФ от 06.02.2002 г. № 80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяется Минфин России.

Основные функции  органа по государственному регулированию  аудиторской деятельности можно  свести к следующим:

- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

- организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утвержденному уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Минфин России возложил выполнение данных функций на созданный  в этом министерстве Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Данный департамент  является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование, функционирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Департамент выполняет  следующие основные функции:

- разрабатывает и организует реализацию единой государственной политики в области аудита;

- обеспечивает формирование законодательной, нормативной и методологической базы аудиторской деятельности в РФ;

- организует разработку через Совет по аудиторской деятельности экспертизу и представление на утверждение Правительства РФ федеральных стандартов аудита;

- организует и реализует системы обучения, аттестации и повышения квалификации аудиторов;

- формирует перечень учебно-методических центров;

- осуществляет лицензирование аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- осуществляет координацию и методологическое руководство проведения обязательного аудита в РФ;

- осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений;

- обобщает практику применения законодательных и нормативных актов по аудиту и дает финансово-экономическое обоснование по проектам федеральных законов и иных нормативных актов и др.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка  аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 г. № 47н.

Совет по аудиторской  деятельности:

- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

- разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

- изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности, организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области;

- рассматривает составы экзаменационных комиссий и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, сдавших квалификационные экзамены;

- осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете по аудиторской деятельности.

Члены Совета по аудиторской  деятельности утверждаются руководителем  уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Представительство аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений  в Совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета.

В состав Совета по аудиторской  деятельности должны входить представители  государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) и пользователей аудиторских  услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

 

Законом «Об аудиторской  деятельности» предусмотрено создание аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые  должны играть значительную роль в  активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования  аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.

Профессиональное аудиторское  объединение, удовлетворяющее вышеуказанным  требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов  и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации.

Любая аудиторская организация  и любой индивидуальный аудитор  могут являться членами, по крайней  мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют  право:

- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

- разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

- проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

- по итогам проведения проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

- ходатайствовать перед федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

- обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

- содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

- представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

- осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

Аккредитованные объединения  обязаны:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, требования к аккредитованным объединениям, установленные Временным положением;

- представлять Минфину России документацию, связанную с осуществлением деятельности в рамках аккредитации;

- представлять Минфину России информацию об изменениях, произошедших в Объединении с момента прохождения аккредитации;

- разрабатывать проекты экзаменационных материалов (тестов и экзаменационных билетов) в соответствии с аттестационными требованиями Минфина России для аттестации претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора и не реже одного раза в квартал представлять их в Минфин России;

- не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения работ (оказания услуг) по поручению Минфина России, в том числе о деятельности своих членов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской федерации;

- не реже одного раза в квартал представлять в Минфин России отчет о проведенных проверках соблюдения членами Объединения установленных правил (стандартов) аудиторской деятельности, профессиональной этики, а также качества аудита и соблюдении ими лицензионных требований и условий (в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих лицензии на право осуществления аудиторской деятельности);

- представлять в Минфин России отчеты о своей деятельности за год начиная с года получения аккредитации не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, при этом отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря включительно (для Объединений, получивших аккредитацию после 1 октября, отчетным годом является год, следующий за годом получения аккредитации). Минимальный перечень вопросов, подлежащих раскрытию в отчете о деятельности аккредитованного Объединения за год, представляемом в Минфин России, устанавливается Минфином России;

- осуществлять в порядке, определяемом Минфином России, заполнение оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставление отметки о соблюдении аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», при представлении аудитором соответствующих сведений.

В настоящее  время аккредитовано 6 профессиональных аудиторских объединений, в их состав вошли:

- Российская коллегия аудиторов;

- Аудиторская палата России;

- Национальная Федерация консультантов и аудиторов;

- Институт профессиональных аудиторов;

- Институт профессиональных бухгалтеров России;

- Московская аудиторская палата.

Эффективная деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений будет  служить отправной точкой дальнейшего  процесса передачи им регулирующих функций и полномочий в вопросах регулирования аудиторской деятельности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности

 

В декабре 1995 г. состоялось учредительное собрание ассоциации Аудиторская палата России (ААПР). Ее учредителями выступили 21 профессиональное аудиторское объединение, 8 высших учебных заведений. Среди них региональные аудиторские палаты (в том числе Южно-Российская аудиторская палата), ассоциация бухгалтеров и аудиторов, крупнейшие экономические вузы страны.

Согласно уставу ААПР является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей на добровольных началах некоммерческие аудиторские объединения аудиторов и (или) аудиторские организации, ведущие образовательные учреждения, на базе которых созданы учебно-методические центры подготовки и аттестации аудиторов, а также иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, имеющие отношение к аудиторской и связанной с ней деятельности.

Цель создания Палаты – содействие развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности в Российской Федерации, совершенствованию профессионального потенциала аудиторских кадров, представление и защита прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно, и прежде всего членов Палаты в законодательных и исполнительных органов власти.

Основными задачами Палаты являются.

- Содействие развитию профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в России;

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской проверки»