Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской проверки»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовые основы аудиторской деятельности…………………………….5
2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации……………………………………………………………………11
3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения……….15
4. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности………………………………………………………19
5. Заключение……………………………………………………………………27
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кур работа.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

 



ФИЛИАЛ

ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ  И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

в г. ВОЛЬСКЕ

Реферат

по предмету «Аудит»

на тему: «Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской проверки»

Выполнила: студентка  гр АЗ 41-В

                                                 Шифр: АУ09-004В

                                        Дадонова Л.Н

                                                                Преподаватель: к.э.н доцент

                                         Нагорнова Е.Г

Вольск 2012

Содержание

     Введение………………………………………………………………………….3

    1. Правовые основы аудиторской деятельности…………………………….5

  1. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации……………………………………………………………………11

3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения……….15

4. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности………………………………………………………19

5. Заключение……………………………………………………………………27

6. Список использованной литературы………………………………………...29

Введение

Аудитор, как и бухгалтер, - древняя профессия. Латинское слово «auditor» означает «слушатель». Так в духовных училищах первоначально называли отлично успевающего ученика, который по заданию учителя выслушивал («audio» - он слышит, слушатель) других учащихся, проверял, как усвоены ими уроки. Отсюда и происхождение названия «аудит». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами и означает внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Эти услуги в первооснове представляли процесс проверки аудиторами правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого государственными бухгалтерами на местах.

Профессии аудитора уже  много сотен лет. Еще среди  древних египтян и римлян были люди, в обязанности которых входила проверка работы налогосборщиков. В средневековой Великобритании феодалы нанимали независимого ревизора (аудитора), чтобы убедиться, что дань, получаемая с фермеров, строго отражала доходы последних от их поместий. Хотя сейчас ситуация коренным образом изменилась и указанные функции более всего соответствуют задачам налоговой инспекции, сама идея независимого контроля, без всякого сомнения, современна.

На развитие аудита оказывало  влияние множество факторов политического, социального, экономического, юридического и профессионального характера. В России должность аудитора появилась в армии и, как свидетельствуют источники, была введена Петром I. Аудиторы в армии занимались расследованием дел, связанных с имущественными спорами.

Переход России на рыночные условия хозяйствования обусловил  возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. Это, в свою очередь, потребовало разработки нового, адекватного  финансово-экономическим потребностям общества, механизма правового регулирования аудиторской деятельности.

Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые основы аудиторской деятельности

 

В настоящее время  система нормативного регулирования  аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием  новой организационно-правовой структуры  аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время  в России формируется пятиуровневая  система нормативного регулирования  аудита, представленная в таблице 1.

 

Таблица 1. Система нормативного регулирования аудита в России

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень

Конституция, кодексы, федеральные  законы, указы

Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент  РФ

II уровень

Постановления, приказы

Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской  деятельности, бухгалтерского учета  и отчетности

III уровень

Федеральные стандарты аудиторской  деятельности

Правительство РФ

IV уровень

Методические рекомендации, письма.

Внутренние стандарты

Минфин РФ, Департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Профессиональные аудиторские  объединения

V уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации


 

Первый уровень – Закон «Об аудиторской деятельности», принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г. (измен. И доп.).

На протяжении более 7 лет регулирование аудиторской  деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап в развитии аудита.

Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской  деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться  в контексте других важнейших  правовых актов: Гражданского кодекса  РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Значение Закона состоит  прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы  российского аудита и создал перспективы  его дальнейшего развития. Он определил место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, такие как:

Постановление Правительства  РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

Постановление Правительства  РФ от 30.11.2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению  проведения обязательного аудита»;

Постановление Правительства  РФ от 25.08.2006 г. № 523 «О внесении изменений  в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»;

Приказ Минфина РФ от 12.09.2002 г. № 93н (в ред. От 11.05.2006 г.) «Об утверждении временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в российской федерации».

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

Все аспекты аудиторской  деятельности, права и обязанности  аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. Например:

Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств  достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, утв. Минфином РФ 23.04.2004 г., одобрены Советом  по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.;

Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств  при проверке правильности формирования страховых резервов», утв. Минфином РФ 23.04.2004 г., одобрены Советом по аудиторской  деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.;

Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и  обязательств перед бюджетом при  проведении аудита и оказании сопутствующих  услуг, утв. Минфином РФ 23.04.2004 г., одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.; ш Письмо Минфина РФ от 12.01.2006 г. № 07-05-06/2 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год» и др. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.

Пятый уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).

Базируются внутрифирменные  стандарты на законодательных и  нормативных актах, международных  и отечественных стандартах и  должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.

Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и администрации фирмы. Также оговариваются права и обязанности аудитора в части применения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов.

Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внутрифирменных стандартов, являются независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованность мнения, точность предоставления информации и доброжелательность по отношению к клиенту.

Основные направления  разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на следующие: стандарты в области этики  поведения аудитора, стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.

 

 

2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации

 

Уполномоченный  федеральный орган — это структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита – на Департамент аудиторской деятельности при Центробанке России.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской проверки»