Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:01, реферат
Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовые основы аудиторской деятельности…………………………….5
2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации……………………………………………………………………11
3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения……….15
4. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности………………………………………………………19
5. Заключение……………………………………………………………………27
6. Список использованной литературы
4. Профессиональные аудиторские организации
и их роль в регулировании аудиторской
деятельности………………………………………………
Аудитор, как и бухгалтер, - древняя профессия. Латинское слово «auditor» означает «слушатель». Так в духовных училищах первоначально называли отлично успевающего ученика, который по заданию учителя выслушивал («audio» - он слышит, слушатель) других учащихся, проверял, как усвоены ими уроки. Отсюда и происхождение названия «аудит». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами и означает внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Эти услуги в первооснове представляли процесс проверки аудиторами правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого государственными бухгалтерами на местах.
Профессии аудитора уже много сотен лет. Еще среди древних египтян и римлян были люди, в обязанности которых входила проверка работы налогосборщиков. В средневековой Великобритании феодалы нанимали независимого ревизора (аудитора), чтобы убедиться, что дань, получаемая с фермеров, строго отражала доходы последних от их поместий. Хотя сейчас ситуация коренным образом изменилась и указанные функции более всего соответствуют задачам налоговой инспекции, сама идея независимого контроля, без всякого сомнения, современна.
На развитие аудита оказывало влияние множество факторов политического, социального, экономического, юридического и профессионального характера. В России должность аудитора появилась в армии и, как свидетельствуют источники, была введена Петром I. Аудиторы в армии занимались расследованием дел, связанных с имущественными спорами.
Переход России на рыночные
условия хозяйствования обусловил
возрождение ряда правовых институтов,
к которым относится и
Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.
1. Правовые основы аудиторской деятельности
В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности».
В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в таблице 1.
Таблица 1. Система нормативного регулирования аудита в России
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
I уровень |
Конституция, кодексы, федеральные законы, указы |
Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ |
II уровень |
Постановления, приказы |
Президент РФ, Правительство РФ, Минфин
РФ, Департамент регулирования |
III уровень |
Федеральные стандарты аудиторской деятельности |
Правительство РФ |
IV уровень |
Методические рекомендации, письма. Внутренние стандарты |
Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Профессиональные аудиторские объединения |
V уровень |
Внутрифирменные стандарты |
Аудиторские организации |
Первый уровень – Закон «Об аудиторской деятельности», принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г. (измен. И доп.).
На протяжении более 7 лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап в развитии аудита.
Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Это концептуальный документ,
в котором сосредоточены
Значение Закона состоит
прежде всего в том, что он подтвердил
окончательное становление
К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, такие как:
Постановление Правительства
РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного
регулирования аудиторской деят
Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;
Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»;
Приказ Минфина РФ от 12.09.2002 г. № 93н (в ред. От 11.05.2006 г.) «Об утверждении временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в российской федерации».
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.
Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. Например:
Методические рекомендации
по сбору аудиторских
Методические рекомендации
по сбору аудиторских
Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, утв. Минфином РФ 23.04.2004 г., одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.; ш Письмо Минфина РФ от 12.01.2006 г. № 07-05-06/2 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год» и др. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.
Пятый уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).
Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.
Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и администрации фирмы. Также оговариваются права и обязанности аудитора в части применения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов.
Главными принципами,
которые должны быть положены в основу
любых внутрифирменных
Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на следующие: стандарты в области этики поведения аудитора, стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.
2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации
Уполномоченный федеральный орган — это структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита – на Департамент аудиторской деятельности при Центробанке России.
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской проверки»