Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:13, курс лекций

Краткое описание

История рыночной экономики показывает, что ее развитие неравномерно, колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов — общая закономерность ее развития.
Невозможно дать устраивающее всех определение кризиса. Потому что кризис — это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в динамике и оцениваемое с точки зрения интересов различных общественных групп.

Файлы: 1 файл

Кризис организации причины возникновения Виды и последствия.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

Платежеспособность любого предприятия поверхностно может  быть оценена по соотношению выручки  и обшей суммы обязательств в  условных днях возможного погашения  долгов.

Общая сумма всех обязательств (заемные средства) приводится в  разделе II пассива. Из нее следует вычесть долгосрочные обязательства, которые не подлежат погашению в ближайший период. Остаток составляют текущие обязательства.

Общая сумма выручки (реализации) приводится в форме № 2 «Финансовые результаты».

Среднее количество рабочих дней в периоде может быть принято из расчета 25 дней в месяц. Отсюда можно перейти к среднедневной выручке и оценить общую сумму обязательств в условных днях возможного погашения, применив предварительно коэффициент резервирования выручки. Однако это весьма условно: нет никаких гарантий, что предприятие именно так будет распоряжаться выручкой.

 

 

Наиболее общие  причины неплатежеспособности. Абсолютно платежеспособным является предприятие, капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют. Так как обязательства возникают всегда (например, по налогам), это означает, что данное предприятие с опережением (авансом) исполняет свои обязательства. Оно никому не должно, и вопрос о его платежеспособности не возникает.

В то же время предприятие может абсолютно не иметь собственного капитала, работать целиком на заемных средствах и оставаться платежеспособным. Все зависит от выручки.

Пример оценки платежеспособности предприятия1

Предприятие, не имея собственного капитала, работает на заемных средствах в объеме 1000 руб. Но если его среднедневная выручка равна 100 руб., оно успевает рассчитаться с кредиторами за 10-дневный цикл, и никаких проблем с его платежеспособностью у кредиторов не возникает. Однако это справедливо, если кредиторов устраивает 10-дневный цикл, т.е. они готовы отпускать свои средства и товары в ссуду на 10 дней.

Как видим, неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине среднедневной выручки. Чем меньше выручка, тем выше платежеспособность.

Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов роста выручки, то предприятие переместилось в  направлении роста неплатежеспособности.

В самом общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие:

•   на снижение или  недостаточный рост выручки;

•   опережающий  рост обязательств. Наиболее частые причины  снижения выручки:

•  затоваривание;

•   невозврат платежей за отгруженную продукцию;

•   ограничение  доступа на рынок путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.п.

Причины опережающего роста  обязательств:

•   предприятие  осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки;

•   предприятие  загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемы производства и выручки;

•   предприятие  наращивает средства в расчетах (сумма  раздела III активов баланса), которые практически не имеют отношения к выручке;

•   предприятие  несет убытки.

Такой набор общих  причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета  по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка.

Указанные причины могут быть сведены в самом общем виде к двум основным:

•  отставание от запросов рынка (по ассортименту, цене, качеству и т.д.), что негативно отражается на выручке;

•   неудовлетворительное финансовое руководство предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами, что негативно отражается на приросте массы обязательств,

В России в 90-е гг. прошлого века в  условиях переходного периода существовали специфические причины неплатежеспособности и банкротства предприятий, о чем мы поговорим отдельно.

Вопросы для контроля

1.   В чем состоит сущность  антикризисного управления организацией? Опишите антикризисное управление в широком и узком

смысле.

2.   Опишите проблематику антикризисного  управления организацией.

3.   Каковы установки, цель  и задачи антикризисного управления организациями?

4.   Опишите этапы антикризисного  управления организацией.

5.   Каковы основные свойства (особенности) антикризисного управления организациями?

6.   Из каких элементов состоит  система антикризисного управления

организацией?

7.   Какие факторы определяют  эффективность антикризисного управления организацией?

8.   Каковы наиболее  общие причины неплатежеспособности  организаций?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4 

Диагностика финансового состояния предприятия.

 

Комплексная диагностика  состояния организации

Сущность диагностики  и ее критерии. Диагностика — определение состояния объекта (предмета, явления, процесса) посредством реализации комплекса исследовательских процедур.

Преобладает точка зрения, согласно которой критерии оценки эффективности  работы предприятия подразделяются на основные и дополнительные'.

Основные критерии диагностики:

•   критерии эффективности производства, они измеряются экономией от увеличения объемов производства, снижения накладных расходов, уменьшения транспортных расходов, экономией трудовых и сырьевых ресурсов;

•  критерии маневренности производства, они измеряются с помощью показателей резерва производственных мощностей, сбалансированности запасов (товаров, материалов), оценкой связей между технологическими функциями;

•  критерии гибкости стратегии; они оценивают способность предприятия реагировать на изменения окружающей среды; основные показатели: возможность изменения структуры производственных фондов и мощностей для производства новой продукции, стимулирование новаторства, научно-технический уровень производственных процессов; уровень квалификации кадров.

Дополнительные критерии диагностики — это критерии наличия ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информационных.

Содержание  комплексной диагностики. В международной практике используются различные системы комплексной диагностики. П. Тибо предложил включить в комплексную диагностику организации следующие составляющие (этапы)':

1) экономическую диагностику; 

2) функциональную (диагностику  маркетинговой деятельности);

3) техническую; 

4)социальную;

5) диагностику финансового  менеджмента; 

6) диагностику менеджмента и организации;

7) диагностику внешней  среды; 

8) заключительную стратегическую  диагностику (оценку стратегии предприятия).

Экономическая диагностика — это анализ финансового и пронзенного потенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).

Функциональная диагностика определяет состояние коммерческих снабженческих служб. Включает в себя:

  • анализ результатов коммерческой деятельности: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность;
  • изучение маркетинговой политики и плана маркетинга: анализ качества продукции, ассортимента, цен;
  • оценку средств и организации коммерческой деятельности: анализ материальных средств, которыми располагает служба маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и организация ее деятельности;
  • аудит методов управления и контроля, разработку рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческой службы;
  • диагностику снабжения: оценка результатов, анализ управления запасами, политики снабжения, аудит методов закупок и управления запасами.

Техническая  диагностика  ~  анализ технических  достижений приятия и его производственного потенциала — проводится по тощим направлениям:

  • техническая политика;
  • средства и организация работы технических служб;
  • методы управления производством;
  • окружение производственной функции;
  • экономические аспекты использования техники (фондоотдача и фондовооруженность) и проблемы функционирования предприятия.

Социальная  диагностика — изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений.

Диагностика функции финансового менеджмента — измерение качества финансовой политики и эффективности методов управления: анализ финансового состояния, изучение финансовой политики, оценка средств и организации этой функции, аудит методов учета и управления, анализ финансовой активности.

Диагностика менеджмента и организации — анализ и оценка результатов работы аппарата управления предприятием, изучение организационной структуры и общей политики, анализ стиля руководства и культуры организации.

Диагностика внешней среды — это изучение различных аспектов внешней среды: экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, административного, финансового и политического. Многие из этих аспектов анализировались на предшествующих этапах диагностики, здесь анализ дополняется и составляется заключение. Разрабатываются разные варианты рекомендаций в зависимости от различных прогнозов изменения внешней среды.

Диагностика стратегии, заключительный этап — исследуется соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.

Диагностика и критические  периоды в развитии организации. Критические периоды — это моменты в жизни организации, когда резко сокращаются сроки принятия и реализации управленческих решений, а цена ошибочных решений возрастает. Выделим две группы таких периодов:

1) первые год-два жизни  предприятия, когда выявляется  реальная ценность основополагающих  идей создателей данного предприятия;

2) периоды реализации  принципиальных решений — переход на новые виды продукции или на новые рынки, крупные инвестиции, глубокие организационные перестройки и т.п.

Критические периоды  связаны и с жизненным циклом развития организации.

  • Аналитики в процессе диагностики должны рассчитывать вероятную эффективность принимаемых решений и разрабатывать запасные варианты действий на случай тех или иных неудач в реализации рискованных решений.

Опыт показывает, что  в критические периоды меняется поведение предприятия, его цели и способы их достижения. В критиче-ские периоды кризисные ситуации возникают чаще всего. Кризисные условия парадоксально меняют многие механизмы работы предприятий, что и должна выявить диагностика. Складывается специфическая экономика банкротства, при которой умение перекладывать собственные убытки на других более надежно защищает предприятие, чем снижение убытков. Умение привлекать средства в кризисной ситуации оказывается важнее умения их эффективно использовать.

Ранние признаки несостоятельности  предприятия. Такой анализ часто  носит интуитивный характер. Ранние признаки улавливаются в процессе постоянного анализа финансовой отчетности предприятия. Методы такого анализа хорошо известны. Это горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия, построение и анализ различных типов коэффициентов, анализ динамики выручки, различных элементов себестоимости.

Существенно важно собирать информацию об экономическом Положении  контрагентов предприятия.

При резких неблагоприятных  изменениях внешней среды аналитик способен оценить, насколько удачна построенная руководителем система выживания, достаточны ли приспособительные, компенсационные механизмы.

Отсутствие на предприятии  анализа перспектив развития, недостаточное внимание к перспективным разработкам само по себе показатель слабости предприятия.

Наибольшее внимание следует уделять анализу статей затрат с максимальным отклонением  от плана. Все маркетинговые ошибки ведут к перерасходу средств, к тому же приводят технические, технологические  и организационные несовершенства.

Рассогласованность финансовых потоков на предприятии может привести его к банкротству даже в период общего экономического подъема.

Сигналами для тревоги  могут послужить резкие колебания  балансовых статей (особенно статей дебиторской  и кредиторской задолженности, запасов, денежных средств), статей текущих расходов, неблагоприятная сравнительная динамика затрат и результатов.

Аналитик должен уметь  вместе с обнаружением ранних, скрытых  для большинства признаков банкротства  предложить компенсирующие меры. Организация  должна научиться своевременно и адекватно реагировать на ранние сигналы, иметь для этого заранее разработанные процедуры (регламент реагирования).

               Диагностика несостоятельности организации

Виды и методы диагностики несостоятельности организации. Предприятия испытывают финансовые затруднения различной природы. В самом общем виде мы можем описать финансовое состояние организации в нормальных и неблагоприятных условиях.

Финансовое  состояние организации в нормальных условиях. Предприятие находится выше точки безубыточности. Колебания выручки и соответствуюшие им колебания прибыли невелики и не слишком сказываются на возможности предприятия рассчитываться по своим обязательствам, в частности выплачиваемым из чистой прибыли.

В крайнем случае предприятие легко покрывает свои расходы дополнительными кредитами и займами, сохраняя свою инвестиционную привлекательность. Риски предприятия вполне уравновешиваются его резервами и потенциальными возможностями. Предприятие разрабатывает и осуществляет планы развития, которые, впрочем, несут в себе известные опасности, например затоваривания или перекредитования.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"