Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:13, курс лекций
История рыночной экономики показывает, что ее развитие неравномерно, колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов — общая закономерность ее развития.
Невозможно дать устраивающее всех определение кризиса. Потому что кризис — это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в динамике и оцениваемое с точки зрения интересов различных общественных групп.
Инвестиционный налоговый кредит — изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность при наличии соответствующих оснований в течение определенного срока в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет:
• по налогу на прибыль;
• по региональным налогам;
• по местным налогам.
Уменьшение платежей по налогу не может превышать 50% соответствующих платежей по налогу. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
• проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленных на создание рабочих мест для инвалидов и защиту окружающей среды (сумма кредита не превышает 30% стоимости приобретенного оборудования);
• осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов;
• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Кредит предоставляется
на основании заявления
Цена реструктуризации задолженности. При осуществлении реструктуризации задолженности задача предприятия — минимизировать цену капитала. Минимизация возможна за счет уменьшения доли «дорогих» и увеличения доли «дешевых» источников финансирования. Наиболее высока цена задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды.
2.4. Тенденции развития антикризисного управления на российских рынках
Самая общая закономерность состоит в том, что реализация четкой стратегии развития рынка имеет не меньшее значение, чем управление спросом, издержками и технологиями.
Содержание антикризисной политики в российских регионах в конце прошлого столетия менялось следующим образом.
В самом начале стремительно развивающегося экономического кризиса, когда упал спрос, гиперинфляция съела оборотные средства и не работал механизм ценообразования, поведение предприятий резко сместилось в сторону краткосрочных целей, которые для многих из них сводились к одной — выжить любой ценой.
В таких условиях региональная антикризисная политика неизбежно сводится к региональному протекционизму, его основная задача — сохранение экономического потенциала и его санация для преодоления убыточности и предприятий, и региональных бюджетов. Основными инструментами регулирования региональных рынков стали: налоговые льготы и прямое дополнительное финансирование (предоставление инвестиционного налогового кредита или освобождение — полное или частичное — от уплаты налога в областной бюджет, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в бюджет, предоставление инвестиций из областного внебюджетного фонда, долевое участие в финансировании программ развития предприятий).
К середине 90-х гт. местные органы государственной власти взяли на себя ряд функций управления предприятиями: к примеру, заключали двусторонние соглашения с исполнительными органами других регионов по сбыту продукции.
Понимаемая таким образом
государственная поддержка
По мере стабилизации ситуации антикризисная политика начинает обретать системные свойства, и в ней все более четко выделяются такие составляющие, как маркетинговая, экологическая, структурная, инвестиционная, финансовая, техническая, кадровая (социальная), развитие инфраструктуры. Новые составляющие экономической политики в той или иной степени связаны с «провалами рынков», типичными для стран с рыночной экономикой. В таких условиях региональные органы управления должны сосредоточиться на оценке состояния различных рынков, выявлении присущих тому или иному рынку недостатков и разработке мер, направленных на преодоление этих недостатков.
Осознается, что государственная помощь отдельным предприятиям должна компенсировать имеющиеся недостатки рынка, а не недостатки корпоративного управления. Государственная поддержка, заключающаяся в передаче предприятиям ресурсов, в селективном распределении ресурсов или в воздействии на конкуренцию, необходима в той мере, в какой проявляются недостатки конкретного регионального рынка, а ее эффективность должна оцениваться по степени устранения недостатков этого рынка.
В силу специфики российского переходного периода ведущей тенденцией развития структуры рынков в 90-х гг. стала вертикальная интеграция предприятий, так как российские предприятия в начале 90-х гт. были практически беззащитными и перед контрагентами, и перед конкурентами. Затем рынки начали быстро и неожиданно меняться, но предприятия не смогли адекватно среагировать из-за специфичности своих активов и понесли большие потери; вертикальная интеграция явилась одним из способов решения проблемы, интеграционные процессы ускорились.
Ужесточение государством
бюджетных ограничений для
Вместе с тем создание холдингов повышает барьеры входа на рынки, ограничивает доступ потенциальным конкурентам и повышает издержки, а возможное уменьшение прибыли снижает стимулы к инвестициям. Холдинг является инструментом уклонения от налогов, захвата контроля над самостоятельными предприятиями. Степень и характер участия региональных органов управления в вертикальной интеграции рынков обусловливается этими двумя аспектами данного процесса.
По мере того как все более актуальной становится задача повышения производительности труда, активное участие региональных органов власти в управлении поведением предприятий на рынке будет постепенно переходить в плоскость горизонтальной интеграции, в создание условий для развития промышленных кластеров. Создание кластеров предприятий позволяет выявить новые возможности повышения производительности труда без снижения интенсивности (искажения) конкуренции. Развитие кластеров, стимулирующих инновации, становится, как показали исследования М. Портера, одним из региональных источников долгосрочного экономического роста. Наиболее общий критерий оценки эффективности экономической политики по развитию кластеров — темпы роста инвестиций.
Начавшийся в России экономический рост снижает риски и поэтому должен вызвать смещение мотивации субъектов рынка в сторону долгосрочных целей, что будет стимулировать развитие маркетингового управления и маркетинговых исследований.
Для государственных органов управления экономическая цель антикризисного управления — обеспечение устойчивого экономического роста на основе создания долгосрочных конкурентных преимуществ на предприятиях или у их кластеров, позволяющих привлекать инвестиции и повышать производительность труда.
Вопросы для контроля
1. Какие требования
к моделям государственного
2. Каковы особенности региональных рынков?
3. Государственное
антикризисное управление
4. Назовите «провалы
рынка» и инструменты их
5. Каковы особенности государственного антикризисного регулирования рынков в России?
6. Назовите основные
механизмы государственной
7. С помощью каких мер государство предоставляет предприятиям налоговый выигрыш для преодоления кризиса?
8. Назовите тенденции
развития антикризисного
Тема 2
Платежеспособность организации, сущность, причины ее потери.
Возможно ли возникновение
кризиса в отдельных
Следует различать факторы, причины и симптомы кризиса.
Факторы кризиса — события (явления, процессы, тенденции), создающие возможность появления кризисов. Например, инфляция.
Факторы возникновения кризисных ситуаций в организации можно классифицировать в самом общем виде следующим образом.
1. Внешние и внутренние факторы.
Когда мы говорим о внешних факторах, то имеем в виду, что на организацию влияют общие циклы, свойственные национальным и мировой экономикам.
Когда мы говорим о внутренних факторах, то имеем в виду, во-первых, что каждая организация (и ее продукты) имеет свои собственные жизненные циклы, существование которых обусловливает возможность появления кризисов. Во-вторых, каждая организация по-своему реагирует на изменения внешней и внутренней среды, и неадекватная реакция на глубокие, быстрые и неожиданные изменения может стать причиной появления кризисных ситуаций. Кризис в организации может возникнуть и при благоприятной для ее развития внешней среде.
Соответственно должны существовать внешние и внутренние механизмы антикризисного управления, обеспечивающие устойчивое развитие экономических систем.
2. Общие и специфические факторы.
Изменения во внешней
и внутренней среде могут влиять
на развитие достаточно большого числа
организаций или иметь
Соответственно должны существовать общие и специфические механизмы антикризисного управления.
Причины кризиса — события (явления, процессы), вследствие которых возникают кризисы. Если инфляция — фактор кризиса, то неоправданное увеличение денежной массы может стать причиной кризиса. Причины кризиса определяют содержание программ антикризисного управления.
Симптомы кризиса — это признаки его проявления, т.е. сигналы о возникновении кризисной ситуации. В нашем примере — это стремительный рост цен. Симптомы не всегда выражают истинные причины кризиса, но они свидетельствуют о необходимости принятия адекватных мер (запускать антикризисные программы).
Жизненные циклы развития организаций (их продуктов) и кризисы
Любой продукт имеет определенный жизненный цикл в силу того, что товар обладает предельными возможностями, которые ограничивают его существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Конкурентное преимущество товара ограничено во времени.
Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества возможно тогда, когда своевременно обнаруживаются сигналы об угрозе его утраты и принимаются адекватные меры противостояния данной угрозе.
Каждое предприятие имеет жизненный цикл. Можно по-разному описывать жизненные циклы организаций, мы используем один из наиболее распространенных подходов. Как показывает практика, возникновение кризисных ситуаций связано с переходом от одной стадии жизненного цикла к другой (рис. 3.1).
Высшая точка
На этапе зарождения фирмы существуют высокие риски (неопределенность), связанные с еще не оформившимися стратегией и ресурсами организации. Никто не знает, что на самом деле вырастет из этого ребенка, и ребенок этот еще очень слаб. Произойдет или нет зарождение потенциала развития фирмы? Ребенок может окрепнуть, но и велика вероятность того, что он заболеет и даже не выживет (кризис). Детская смертность — высокая. Экономическая статистика подтверждает, что «смертность» фирм на протяжении первых двух лет их жизни действительно высока: до конца второго года доживает не более 20—30% вновь созданных фирм. Но такие кризисы обычно мало влияют на экономическую ситуацию на рынке (в отрасли).
На этапе становления организация постепенно растет и превращается в подростка («юность»). Перестраиваются все структуры и системы организации, повышается ее эффективность, формируются различные сценарии развития и наращиваются необходимые для роста ресурсы. Но этот подросток еще не способен делать то, что могут делать взрослые. Перед ним несколько путей развития, и он еще не сделал своего выбора, поскольку не вполне сформировался. Каким он захочет стать и что он будет делать для этого? Не все дороги окажутся подходящими и принесут удачу. Достаточно высока вероятность того, что организация сделает неправильный выбор (может быть, и не раз и не два), ее рост затормозится или остановится (кризис). Количество неудач на этой стадии колеблется от 40 до 80%.