Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:13, курс лекций
История рыночной экономики показывает, что ее развитие неравномерно, колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов — общая закономерность ее развития.
Невозможно дать устраивающее всех определение кризиса. Потому что кризис — это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в динамике и оцениваемое с точки зрения интересов различных общественных групп.
Рис 4.1. Проблематика антикризисного управления
Методология антикризисного управления (в широком смысле) находит выражение в его функциях, цели, основном принципе, стратегиях, этапах и свойствах.
Цель антикризисного управления — нейтрализация наиболее опасных явлений.
На разных своих стадиях антикризисное управление направлено либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на ограничение (смягчение) кризиса, либо на выход из кризиса — таковы его задачи. Оно обладает как общими для процесса управления предприятиями свойствами, так и специфическими чертами и отличается от традиционного управления предприятиями.
1 |
2 |
3 |
||||
Параметры факторов производства |
Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов |
Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье и материалы |
||||
| Конъюнктура рынков трудовых ресурсов |
Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов, рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией |
||||
| Конъюнктура рынков финансовых ресурсов |
Повышение процентных ставок по кредитам банков, падение курса собственных акций, прекращение субсидий из фондов благотворительных организаций |
||||
| Развитие инновационной деятельности |
Рост стоимости лицензий на использование открытий и изобретений, ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР |
||||
| Конъюнктура рынков средств производства |
Сокращение предложения средств производства, рост цен на средства производства |
||||
Параметры родственных и поддерживающих от-раслей |
Изменение потенциала родственных отраслей |
Свертывание производства родственных отраслей, переориентация этих отраслей на новую технологию |
||||
| Производственная |
Стагнация научно-технического потенциала отраслей и внешней инфраструктуры |
||||
| Социальная инфраструктура |
Рост цен на социальные услуги |
||||
| Использование достижений родственных отраслей |
Неприемлемость таких достижений для фирмы или недоступность таких достижений ввиду высокой стоимости |
||||
Параметры конкурентной среды |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Предел цены, задаваемый товарами-заменителями, существенно снижает потенциал прибыли, покупатели охотно переключаются на товар-заменитель |
||||
Угроза появления новых конкурентов |
Барьеры для входа на рынок практически отсутствуют, а функционирующие фирмы лояльны к новым конкурентам |
|||||
Угроза со стороны поставщиков |
Сила поставщиков велика из-за высокой доли затрат на их продукцию в издержках покупателя, поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей — поставщики-монополисты |
|||||
1 |
2 |
3 | ||||
Деятельность госорганов |
Налоговая политика |
Повышение налоговых ставок, снятие налоговых льгот, введение новых налогов, введение налоговых льгот на товары-заменители | ||||
| Кредитно-денежная политика |
Повышение учетной ставки ЦБ, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, жесткая политика финансовой стабилизации | ||||
| Таможенная политика |
Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин | ||||
| Правовая среда |
Изменчивое законодательство, усиление разрешительного порядка | ||||
| Политика цен и доходов |
Вводится контроль за ценами и налогообложением, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен | ||||
Случайные обстоятельства |
Форсмажорные обстоятельства |
Стихийные бедствия и т.п. | ||||
Внешняя политика иностранных государств |
Случайная и нестабильная, надежность инвестиций не гарантируется | |||||
Научно-технические прорывы |
Новые изобретения и т.п. |
Основные свойства системы антикризисного управления:
гибкость и адаптивность, основывающиеся на отслеживании слабых сигналов о наступающей кризисной ситуации, мобильности и динамичности использования ресурсов (резервов), высокой скорости принятия и реализации решений; высокая целенаправленность действий за счет концентрации ресурсов на основе проектного управления; диверсификация управления и снижение уровня централизма в управлении, матричные организационные структуры; тщательный отбор людей, способных эффективно действовать в условиях высокой неопределенности, нехватки ресурсов и времени;
сильная мотивация управленческой команды и персонала на проведение изменений, командная работа. Если дать операциональное определение антикризисного управления, то антикризисное управление организацией — это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию.
нтикризисный менеджмент
(в узком смысле) включает в себя,
как считают специалисты
1. Диагностика финансового состояния.
1.1. Оценка бизнеса: недвижимости (в том числе земли), машин и оборудования, ценных бумаг, нематериальных активов (в том числе интеллектуальной собственности).
1.2. Анализ финансового состояния.
2. Маркетинг.
3. Инвестиции: собственные и привлеченные.
4. Управление персоналом.
5. Производственный менеджмент (оперативное управление производством).
6. Процедуры банкротства.
Факторы эффективности антрикризисного управления организацией. Чаще всего эффективность антикризисного управления оценивается по степени достижения поставленных целей: смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами.
В качестве основных факторов, определяющих эффективность антикризисного управления, можно выделить:
• профессионализм антикризисного управления и специальную подготовку кадров;
• искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе подготовки;
• методологию разработки рискованных решений;
• анализ ситуации и прогнозирование тенденций;
• корпоративность персонала — понимание и принятие всеми работниками целей организации и проводимых изменений;
• опору на лидерство;
• оперативность и гибкость управления;
• стратегию и качество антикризисных программ;
• человеческий фактор;
• мониторинг кризисных ситуаций.
Условия обеспечения
платежеспособности организации
Организация (предприятие) — это воспроизводственная структура, которая привлекает капитал и обеспечивает его прирост. Производя прибыль, предприятие всегда наращивает капитал и способно по определению выполнять свои финансовые обязательства, если только не разместит свои финансы так, что их нельзя быстро или
С болезненно мобилизовать для расчета по обязательствам. Отсюда следует, что проблемы неплатежей связаны с размещением и использованием капитала предприятия. Вспомним в самом общем виде основы учета и анализа размещения и использования
Источники капитала (пассивы): собственные и заемные средства.
Известно, что источниками капитала (пассивы) являются собственные и заемные средства. Обязательства (задолженность) образуют заемные средства, находящиеся в распоряжении предприятия. Если кто-то дал предприятию средства на безвозвратной основе, то эти средства (подарок) присоединяются к собственному капиталу. Все средства, выделенные на возвратной основе, по определению являются заемными. Таким образом, пассивы — это обязательства предприятия. Все то, что не относится к обязательствам, — собственный капитал.
Размещение капитала в активах: основных и оборотных средствах. Предприятия размещает все источники капитала, или свои пассивы, во вложениях, или активах, в надежде получить доход. Все вложения, как известно, подразделяются на два основных вида: основные средства и оборотные средства.
Основные средства (фонды) — это здания, оборудования, сооружения, транспорт (что образует базу, на которой организуется производство прибыли). К основным средствам относятся также долговременные финансовые вложения в уставные фонды других предприятий, в долгосрочные ценные бумаги (акции, облигации).
Оборотные средства (фонды) подразделяются на два основных вида — средства в производстве и средства в расчетах.
Оборотные средства в производстве — это капитал, который размещен в производственном процессе: в запасах, незавершенном производстве, в малоценном инвентаре, в готовой продукции на складе. Средства в производстве служат для непосредственного создания прибыли.
Оборотные средства в расчетах — это вложения, которые временно размещены вне производства и не производят прибыль по основному виду деятельности. Средства в расчетах — это отвлеченные средства: отгруженная и неоплаченная продукция, авансы и ссуды кому-то, краткосрочные финансовые вложения, средства в Кассе, в чековых книжках и т.п. Это то, что предприятие отпустило в долг своим должникам, или дебиторам.
К активам предприятия, но отрицательным, относятся убытки предприятия, которые еще не покрыты за счет прибыли и представляют собой прямую потерю капитала (некоторая часть капитала вложена в убытки).
Зафиксированное на определенную дату состояние финансов предприятия (его активов и пассивов) называется бухгалтерским балансом предприятия (табл. 4.2).
Общая структура бухгалтерского баланса предприятия
Вложения капитала (активы) |
Источники капитала (пассивы) |
В основные средства В оборотные средства, в том числе: • в производстве; • в расчетах Убытки |
Собственный капитал Заемный капитал |
Изменение статей баланса можно характеризовать как движение финансовых ресурсов.
Под приростом финансовых ресурсов понимается появление любого потенциального источника увеличения денежного потока: уменьшение запасов и финансовых вложений (инвестиций), увеличение кредиторской задолженности перед поставщиком и снижение дебиторской задолженности, увеличение добавочного капитала и нераспределенной прибыли.
Сокращение потенциального источника денежных потоков — это вложение финансовых ресурсов: снижение кредиторской задолженности и увеличение дебиторской, прирост материальных активов и денежных средств, уменьшение текущих и долгосрочных пассивов.
Общее правило: увеличение статей собственного капитала и пассива и уменьшение статей актива означают прирост финансовых ресурсов. А увеличение статей актива и снижение статей собственного капитала и пассива — это вложение (использование) финансовых ресурсов.
Величина собственного оборотного капитала — разность собственного капитала предприятия и его основных средств. Соответственно оборотные средства, которыми пользуется предприятие, могут быть разделены на собственный оборотный капитал и заемные средства в обороте.
Принято считать, что наибольшую устойчивость с позиции платежеспособности имеет предприятие, где доля собственного оборотного капитала приближается к 50%. Однако это довольно условное предположение.
В процессе производства
капитал находится в движении.
Производственный цикл, который начинается
вложениями в производство в виде
запасов и завершается
В результате оборота у предприятия появляется выручка. Выручка содержит в себе:
• возмещение ранее понесенных затрат на производство (в том числе на погашение обязательств);
• заложенные в цене обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
• прибыль предприятия.
Балансовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации и всеми видами затрат и убытков. Остаток прибыли после вычета налогов и обязательных платежей представляет собой чистую прибыль предприятия.
За счет чистой прибыли возможен прирост собственного капитала, но отчасти, так как из прибыли осуществляются безвозвратные траты, например выплата дивидендов, премии, благотворительные акции и т.д. Чистая прибыль может расходоваться на нужды потребления и накопления. Прирост собственного капитала происходит за счет той части чистой прибыли, которая расходуется на накопление, т.е. присоединяется к активам — основным или
(оборотным средствам, их пополняет. Итак, основным источником платежей по обязательствам является выручка предприятия. Для того чтобы выручка направлялась на погашение обязательств, нужна управленческая воля, а именно необходимо планирование поступления выручки и ее распределения по различных видам платежей. Это называется планированием денежного потока.
Слабое планирования денежных потоков во многих случаях является базовой причиной неплатежеспособности предприятий. Планировать денежные потоки — значит:
• планировать выручку;
• увязывать плановый
объем выручки с объемом
• ставить задачу по приросту выручки за счет мобилизации внутренних резервов, которые сокрыты в основных и оборотных средствах предприятия, но могут быть обращены в выручку;
• удерживать общую сумму текущих обязательств в некоторых рамках, пропорциональных выручке;
• расходовать выручку прежде всего с учетом погашения обязательств и поддержания некоторых резервов;
• заблаговременно планировать все расходы из выручки по отдельным направлениям, удерживая их в определенных рамках.
Помимо регулярной выручки источником платежей по обязательствам могут быть высоколиквидные активы. Высоколиквидными называются активы, которые легко могут быть направлены в расчеты по обязательствам.
Принято считать, что
неликвидным элементом
• часть основных средств, которая не является базой для производства, но потребляет расходы на свое содержание;
• оборудование к установке в той его части, которая не имеет отношения к поддержанию процесса создания прибыли;
• долгосрочные финансовые вложения: вклады в уставные фонды других предприятий, учредительские взносы в банки, акции других предприятий, долгосрочные облигации и иные ценные бумаги. Данные вложения имеют смысл, если они больше дохода на 1 руб., чем вложения в производство прибыли;
• готовая продукция на складе, которая означает задержку (замораживание) выручки и прибыли;
• долги дебиторов, которые необходимо контролировать, не допуская превращения отгруженной продукции в долговременные товарные ссуды потребителям;
• краткосрочные финансовые вложения, в отношении которых должен применяться тот же подход, что и к долгосрочным вложениям;
• денежные средства в кассе, на счетах.
Мобилизация этих резервов может дать существенный дополнительный источник расчета по обязательствам.
Пример оценки платежеспособности предприятия
Исходные данные
Пусть среднедневная выручка предприятия составляет 100 руб. Из этих 100 руб. 80 направляется на погашение обязательств, а 20 резервируется на зарплату работников, текущие покупки и иные непредвиденные расходы.
Решение. Если предприятие намерено исполнять все свои обязательства в течение двух месяцев или 50 рабочих дней, то максимальный объем допустимых обязательств для него равен 4000 руб. (80 х 50). Если объем обязательств будет больше или выручка меньше, то по истечении двух месяцев непременно останутся неплатежи.