Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:13, курс лекций

Краткое описание

История рыночной экономики показывает, что ее развитие неравномерно, колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов — общая закономерность ее развития.
Невозможно дать устраивающее всех определение кризиса. Потому что кризис — это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в динамике и оцениваемое с точки зрения интересов различных общественных групп.

Файлы: 1 файл

Кризис организации причины возникновения Виды и последствия.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

Экономические кризисы — это кризисы в производстве и реализации товаров и услуг.

Социальные кризисы отражают противоречия в интересах различных социальных групп, среди них особое место занимают политические кризисы — кризисы власти, которые часто ведут к кризисам экономическим.

Организационные кризисы проявляются как паралич (или резкое ухудшение) организационной деятельности. Наиболее ярко организационные циклы проявляются при смене стадий жизненного цикла предприятий и их продуктов.

Психологические кризисы — это кризисы психологического состояния людей, симптомы которых — стрессы, паника, страх, неудовлетворенность, чувство неуверенности, т.е. кризисы социально-психологического климата.

Кризис технологический связан с обострением противоречий при разработке и внедрении новых технологических решений в процессе смены технологического уклада. Это кризисы научно-технического прогресса.

Экологические кризисы резко ухудшают условия жизнедеятельности людей. Это кризисы взаимоотношений человека с природой, вызванные пренебрежительным отношением к требованиям закона природного равновесия.

Явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются. Скрытые протекают менее заметно, и поэтому их значительно сложнее избежать или ограничить.

Глубокие, или острые, кризисы могут привести к разрушению различных структур экономической системы, здесь множество противоречий завязываются в сложный клубок. Такие кризисы имеют, как правило, затяжной характер. Мягкие, или легкие, кризисы протекают менее болезненно, они в большей степени поддаются управлению, чаще носят кратковременный характер.

Признаки или характеристики (свойства, параметры) кризиса позволяют  дать оценку кризисной ситуации и  разработать адекватные управленческие воздействия. Преодоление кризисов — управляемый процесс, о чем свидетельствует многолетняя экономическая история человечества.

Признаки кризиса должны описывать его как систему, т.е. как совокупность взаимосвязанных  элементов, образующих единое целое. В качестве ключевых оценочных характеристик кризиса обычно используются следующие параметры:

•  проблематика кризиса;

•  масштаб кризиса;

•  область развития (охват);

•  стадия (фаза) проявления кризиса;

•  причины кризиса;

•  возможные последствия кризиса;

•  острота кризиса.

Существующая в советское  время система экономических  показателей не была ориентирована на распознавание кризисов. Она работала на управление ситуациями последовательного и неуклонного (как считалось) развития. При построении рыночной экономики необходимо разработать новые системы стратегического мониторинга и управления, которые позволяли бы более точно и своевременно определить вероятность и момент наступления кризисных ситуаций, а также их возможные последствия.

 

 

Вопросы для контроля

1.  Что такое кризис?

2.   Какую роль  играют кризисы в социально-экономическом  развитии?

3.  Каковы причины  возникновения кризисов?

4.  Можно ли прогнозировать  кризисы?

5.  Как можно классифицировать  кризисы?

6.   Какие признаки  характеризуют кризис и его особенности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование кризисных ситуаций

Тенденции развития теоретических представлений о рынке (рыночном механизме). Региональные рынки. Государственное антикризисное управление рынками. «Провалы рынка» и инструменты их государственного регулирования. Особенности государственного антикризисного регулирования рынков в России в 90-е гг. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий и налоговые инструменты преодоления кризиса (привлечения инвестиций). Тенденции антикризисного управления на российских рынках.

Роль государства в  антикризисном управлении в условиях рынка.

Государство является не внешней системой по отношению к  рыночному механизму, а его составной частью, элементом рыночной экономики. Государственное регулирование направлено на ликвидацию сбоев в функционировании рыночного механизма (работа над «провалами рынка*), создание условий для преодоления кризисных явлений на предприятиях, в отраслях и регионах. Поэтому следует говорить о государственном антикризисном управлении рынками.

Российская экономика  в 90-е гг. пережила глубокую трансформацию, когда качественные изменения происходили в очень сжатые сроки. Глубокий и продолжительный кризис российской экономики — это кризис переходного периода в специфических российских условиях.

Возрождение рынка как  экономического механизма, направляющего и регулирующего экономическое развития, означает, что цель управления переходной экономикой — создание эффективных рынков, адекватно отвечающих потребностям и условиям развития общества на данном этапе и способных в дальнейшем трансформироваться.

Развитие рынков в  России должно проходить при активной поддержке государства, задача которого — в значительной мере взять на себя издержки по развитию рынков и способствовать предотвращению кризисных ситуаций на них.

Адекватная оценка того, что происходит в нашей стране, возможна лишь при условии, если мы будем рассматривать наши концепции управления экономикой как естественное продолжение развития теоретических представлений о рынках (рыночном механизме).

2.1. Развитие теоретических представлений о рыночном механизме

Развитие экономической  теории в самом общем (системном) плане есть процесс осмысления рынком самого себя, иными словами, это процесс, с помощью которого субъекты рынка познают, каким образом они могут достичь своих целей, взаимодействуя друг с другом.

Когда анализируются  процессы трансформации экономических  систем на основе системной парадигмы, то признается, что у каждой экономической системы есть имманентно ей присущие недостатки, которые постоянно воспроизводятся; их можно смягчить, но невозможно устранить полностью; предпочтения субъектов экономической системы являются ее продуктом и меняются по мере изменения системы.

Выделим те черты различных  теоретических представлений о  рынке, во взаимодействии которых может  быть реализована системная парадигма  управления кризисами в переходной экономике.

А. Смит, основываясь на определенных допущениях, предположил, что конкуренция удерживает цены в соответствии с затратами, и высказал гипотезу о том, что на конкурентном рынке каждый, преследуя только свою собственную выгоду, способствует осуществлению цели общества. Эта гипотеза позднее превратилась в фундаментальную теорему экономики благосостояния о том, что конкурентное равновесие порождает эффективное распределение ресурсов. Революционный переворот в методологии системных исследований позволил К. Марксу впервые дать полное и глубокое описание системы законов развития капитализма, а также стать самым ярким их критиком.

Стремительное развитие рынков не укладывалось в теоретические представления о них. А. Маршалл создает теорию ценообразования, сформулировано основное правило эффективного поведения предприятий на рынке: объем производства следует увеличивать до точки, в которой предельные доходы равны пре-дельным издержкам (MR=MC). Для доказательства тезиса об оптимальности рынка совершенной конкуренции используется математический аппарат теории общего равновесия Л. Вальраса и основные теоремы  экономики благосостояния  (Парето-эффек тивность),   которые раскрывают механизм  работы  «невидимо* руки» рынка, приводящий в соответствие личные и обществен ные интересы.

Предоставив рынку при  помощи равновесных цен решать зада-чу эффективного распределения ресурсов, государство может вы-полнять функцию перераспределения для достижения принятых . обществе норм справедливости, не выходя при этом за рамки кри терия эффективности. Но реальное поведение участников рынка не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации (разме-щения) ресурсов, и А. Лигу положил начало развитию концепции «провалов рынка».                                                                  

Попытку преодолеть статичность  построений неоклассической экономической теории, которая сосредоточилась на анализе равновесных состояний, а не процессов перехода к ним, предпринял Й. Шумпетер. Дж. М. Кейнс показал, что экономика бе. государственного вмешательства не может выйти из состояния неэффективного равновесия, и предложил новые инструменты государственного регулирования. Позже П. Самуэльсон пытается органически соединить методы рыночного и государственного регулирования.

С середины 30-х гг. прошлого века благодаря исследованиям Дж. Робине и Э. Чемберлина несовершенную конкуренцию перестают считать досадным и неудобным для теоретического анализа отклонением от конкурентного идеала. Сформулирована концепция Э. Мейсона и Дж. Бэйна: «структура рынка — поведение фирмы — результат», и Бэйн развил концепцию барьеров на вход. Здесь эмпирические исследования строились преимущественно на эконометрическом анализе, контролируемых экспериментах и изучении конкретных ситуаций (case studies). В 60-х гг. в рамках теории организации отраслевых рынков началось систематическое изучение вероятных и действительных последствий государственных программ регулирования.

В неоклассической экономической  теории человек независим, эгоистичен, рационален и информирован, но в  реальности он далеко не похож на эту модель, и чем больше росло влияние характеристик человека и правил его поведения на результаты экономической деятельности, тем большее значение приобретала неоинституциональная экономика. Г. Саймон показывает, что человек ведет себя рационально, но его способности ограниченны. Открытие Р. Коузом трансакционных издержек сделало очевидным, что неоклассическая экономическая теория справедлива лишь при чрезвычайно жесткой посылке о равенстве нулю трансакционных

издержек.

Анализируются ожидания, предпочтения, мотивации участников рынка; предполагается, что побуждения к действию формируются под влиянием не только экономического интереса, но также принуждения и социальных норм. Методологический аппарат институциональных исследований все более сближается с инструментами социологических исследований, и там и тут активно используется опросный метод.

Большая часть споров о рыночном механизме представителей различных направлений экономической  теории по сути своей была поиском  ответа на вопрос: способен ли рынок  адекватно реагировать на непрерывные возмущения в экономической среде?

Статическое равновесие предполагает неизменными вкусы и предпочтения потребителей, производственные и управленческие технологии, ограничения на предложение ресурсов, цели бизнеса и приоритеты. Статическое равновесие не только маловероятно, но и нежелательно. Именно перемены расширяют границы экономики, тогда возникают условия для равновесия динамического роста или устойчивого долгосрочного развития. Показано, что для эффективного роста необходима сбалансированность оттока S + Т + М и притока G + I + X, где S — сбережения физических и юридических лиц, Т — налоги всех видов, М — приобретение импортных товаров, G — закупки для государственных нужд, I — частные инвестиции, X— экспорт.

Формируется концепция активной фирмы, для которой структура рынка и структура собственных активов не являются заданными, она пытается изменить их, стремясь достичь поставленных целей, и осуществляет инвестиции в физический капитал, исследования и разработки, проводит маркетинг и слияния.

Тенденции развития теоретических  представлений о рынках и факторы, их определяющие, можно представить, на наш взгляд, следующим образом (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Тенденции и факторы развития представлений о рынке

Фактор, определяющий

эволюцию теоретических

представлений

о рыночном механизме

Тенденции развития теоретических представлений о  рынке

Уровень сложности рынков

По мере того как рынки  становились все более сложными и разнообразными, увеличивается число теоретических моделей рынка, которые также становятся более сложными и разнообразными, отражая новые свойства рынков; усиливается необходимость их координации

Скорость изменений  на рынках

Изменения на рынках ускоряются, и статические теоретические модели превращаются в динамические

Степень    предсказуемости изменений

Развитие рынков становится менее предсказуемым, в теоретических моделях усиливается государственное регулирование рынков, внимание акцентируется на прогностических возможностях

Степень  влияния  человеческого    фактора    на экономическое развитие

По мере того как все  большее влияние на результаты экономической  деятельности оказывает человеческий фактор, модели рынка все более отражают потребности и интересы различных общественных групп, их мотивацию и способы управления их поведением


Следовательно, современные  модели антикризисного управления рынками должны быть достаточно сложными и разнообразными, динамическими, учитывать координирующую роль государства и обеспечивать необходимые прогностические возможности, содержать в себе инструменты согласования интересов различных общественных групп и способы управления их поведением.

Экономические модели проецируются на региональные проблемы, и мы наблюдаем эволюцию концепций регионального развития: от теорий размещения производства периода развертывания индустриализации до описания пространственного экономического равновесия, международной специализации и торговли, инновационных процессов. Показано, что экономический рост в регионе базируется на внутренних немобильных ресурсах (факторах производства) и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Регионы конкурируют за ограниченные ресурсы. Это сближает цены на мобильные факторы производства и обеспечивает эффективное распределение ресурсов между регионами.

Региональные различия в ценностях, культуре, структуре  экономики, существующих институтах способствуют повышению конкурентоспособности и приводят к созданию кластеров отраслей. Эти подходы органично сочетаются с концепцией территориального маркетинга, в основе которой лежит гипотеза о зависимости рыночного поведения покупателей, а также других субъектов рынка от региональных факторов. В институциональной концепции региональных рынков акцент перемещается на нематериальные факторы регионального развития, которые в последние десятилетия стали оказывать все большее воздействие на его результаты.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"