Контрольная работа по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.34 Кб (Скачать)

Первая группа. Умения, необходимые  для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50 %):

- умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль;

- умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;

- умение координировать деятельность управляемой системы:

- распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;

- умения делегировать полномочия, функции, власть;

- умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять;

- умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке.

Вторая группа. Умения, связанные  с реализацией педагогической функции. Она имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера  по АКУ.

Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем  собственных профессиональных и  морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.

Важным требованием и  условием эффективной реализации решений  является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще, а у менеджера  по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением к нему. Авторитет и престиж можно  иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации.

Третья группа умений связана  с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура — личностный и информационный. Потребность оптимизации  коммуникационной сети, необходимость  построения ее с точки зрения экономичности  и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних  организаций и государственных  структур. К этой группе относятся  умения слушать собеседника, входить  в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом выше перечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т. д.

Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам  жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса  важны такие профессиональные качества, как:

- умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить «вглубь»;

- сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы;

- организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;

- обосновать концепции надежности и законности;

- предусмотреть различные пути проведения контроля;

- интерпретировать отсутствие адекватного ответа.

Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.

Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень  интеллекта.

По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен  на внешний мир) и интроверт (направлен  на внутренний мир). Экстраверт — общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов  и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими  наклонностями. Интроверт — замкнут, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция: способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.

Антикризисный управляющий  является лицом, персонифицирующим  функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции.

1. Стратегическая — заключается  в постановке им на основе  анализа ситуации и прогнозов  целей организации, координации  процесса разработки стратегии  и составления плана.

2. Административная —  контроль и оценка результатов,  осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени,  ресурсам, установление системы  мер поощрений и наказаний.

3. Экспертно-инновационная  — требует от антикризисного  управляющего постоянного, целенаправленного  знакомства с новшествами в  различных сферах экономики, их  квалифицированной оценки и селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику.

4. Воспитательная — предполагает  создание в коллективе благоприятного  морально-психологического климата,  поддержание традиций, предотвращение  и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.

5. Лидирующая — в этой  функции антикризисный управляющий  выступает инициатором и интегратором  деятельности, следящим, чтобы интересы  подчиненных и сотрудников не  противоречили целям организации.  От него зависят общий настрой  в работе и сохранение внутреннего  единства группы.

В процессе своей деятельности антикризисный управляющий выступает  во множестве ролей. При этом его  личность влияет на характер исполнения роли, но не на ее содержание — подобно  актеру менеджер играет заранее предопределенную роль, хотя и реализует в ней  свою персональную интерпретацию.

Роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения. С  понятием «роль» в управлении связаны  теории ролевых ожиданий (экспектации), ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных отношений. Можно  составить разные классификации  управленческих ролей в зависимости  от критериев, положенных в их основу, характер (формы) воздействия в процессе управления — например, административные и межличностные (неформальные), характера  исполнения роли — творческие и  репродуктивные, целевой направленности — прямые и косвенные, продолжительности  исполнения роли — кратковременные и постоянные и т.д. Здесь можно выделить четыре основные группы ролей:

- организационные, связанные с реализацией субординационных отношений, полномочий и ответственности в организации — руководитель, дипломат, лидер, наставник;

- инфраструктурные (в антикризисном управлении это могут быть процессы восстановления платежеспособности предприятия, реорганизации производства, реструктуризации системы управления) — кадровик, поставщик ресурсов и т. д.;

- экономические, обеспечивающие рациональное использование ресурсов и максимизацию прибыли, инноватор, финансист, предприниматель;

- информационные, связанные с передачей, обработкой, сбором, распространением информации — исследователь-прогнозист и др.

В процессе своей деятельности антикризисный управляющий сталкивается с большим многообразием ситуаций, в которых ему приходится выступать  в конкретных ролях. Все эти роли неразрывно связаны между собой, но в конкретной ситуации чаще всего  доминирует одна определенная роль).

Ролевая структура в деятельности менеджера.

Каждая роль предполагает свои особые приемы, требует наличия  соответствующих личностных качеств, устанавливает этические рамки. В качестве основных (характерных) для  менеджера по АКУ можно выделить следующие.

Руководитель — это  одна из главных составляющих комплекса  ролей в антикризисном управлении. В этой роли менеджер по АКУ руководит  предприятием, разрабатывает его  стратегию (стратег), определяет основные задачи реорганизационной политики (концептолог), осуществляет делегирование  полномочий (организатор). При этом ему часто приходится выступать  в роли эксперта в постановке задач. Коллектив кризисного предприятия  — благодатная почва для возникновения  разнообразных конфликтов — от производственных до межличностных. Руководителю, безусловно приходится принимать участие в их урегулировании, т. е. выступать в роли арбитра при разрешении споров и устранении напряженности в коллективе. Основными принципами его поведения в данной ситуации должны быть интересы дела и справедливость.

Лидер — эта роль определяет социальный статус менеджера по АКУ. Антикризисный управляющий обязательно  должен быть лидером. В сжатых временных  рамках, отведенных ему законом, невозможно добиться намеченного результата, не пользуясь поддержкой всего коллектива. Вот почему в процессе реорганизации  производства ему необходимо создать  сплоченную команду единомышленников, благоприятную моральную атмосферу  для каждого служащего. Именно роль лидера в наибольшей степени реализует  интеграцию целей.

Наставник. Отличительным  признаком данной роли является то обстоятельство, что в этом амплуа менеджер по АКУ должен обладать максимальным потенциалом знаний, иметь профессиональную компетентность.

Отдавая приказ или поручая  что-либо подчиненным, он должен выступить:

 • в роли консультанта, разъясняя цель, задачи и способы  их решения;

 • в роли контролера, куратора, который регулирует отклонения  от правильного курса в работе, оценивает результаты по качеству  и количеству.

Одна из основных функций  в менеджменте — активизация  деятельности персонала. Активизация  лидера отличается от активизации наставника. Если первый воодушевляет коллектив общей идеей, то второй концентрирует внимание на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность.

Дипломат. В этой роли антикризисный  управляющий выполняет функции  специалиста по связям с общественностью  и представителя. Первая связана  с социально-психологической составляющей в деятельности менеджера, вторая с  внешней деятельностью организации (представление фирмы, заключение договоров, ведение переговоров). В роли представителя  антикризисному управляющему нередко  приходится выступать оратором и  даже публицистом. Он — «лицо» организации, и от его умения выступить с  речью, дать интервью, вести переговоры с кредиторами во многом зависит  успех деловых встреч и сделок, паблисити организации.

Следует отметить, что роль дипломата — одна из самых неординарных ролей менеджера по АКУ, которая  должна сопровождаться целой гаммой сопутствующих знаний, например в  области психологии личности и делового общения. Ведь прежде чем принять  решение, он должен прочувствовать ситуацию, оценить личности участвующих в  ней и только после этого выработать поведенческую тактику.

Предприниматель. Роль предпринимателя  отличается от профессии тем, что  последняя определяет собственника, а роль предусматривает комплекс определенных функций. Специфика данной роли отражается в следующем:

 • поставщик обеспечивает  бесперебойное снабжение предприятия  для эффективного функционирования: материальными, кадровыми, техническими, финансовыми ресурсами.

 • маркетолог организует  сбыт готовой продукции. Для  этого ему необходимо знать  конъюнктуру рынка, оценить конкурентоспособность  товара, определить направления  и адреса товаропотоков.

 • коммерсант-финансист  служит связующим звеном между  двумя предыдущими, обеспечивая  материальную основу сбыта и  поставок. Поиск инвестиций, привлечение  инвесторов — неотъемлемая часть  плана внешнего управления.

Инноватор. Менеджер по АКУ  непременно должен иметь инновационный  склад мышления. Часто проблемы несостоятельности  предприятия заключаются в устаревшей технологии производства.

Исследователь-прогнозист. Эта роль очень важна в современном  исследовании, так как в ней  реализуется одна из основных функций  менеджмента. Значение исследований трудно переоценить. Именно благодаря им становится возможным оптимальное сочетание  внутренних возможностей фирмы и  внешних потребностей рынка. Исследования необходимы и при составлении  прогнозов, которые играют важную роль в построении тактики и стратегии  организации. Информационный центр. Информация занимает особое место в системе  антикризисного управления. Полнота, точность, своевременность, достоверность внешней  и внутренней информации играют решающую роль в кризисной ситуации. Помимо этих свойств информация в рыночной экономике имеет еще один аспект — секретность, связанный с сохранением  коммерческих интересов фирмы.

При совпадении реальных характеристик  менеджера по АКУ с требуемыми управленческими качествами, с учетом рационального, сбалансированного  комплекса ролей профессиональной деятельности модель менеджера приобретает  идеальную форму

 

Практическая  работа.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисное управление"