Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:21, контрольная работа
В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.
Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50 %):
- умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль;
- умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;
- умение координировать деятельность управляемой системы:
- распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;
- умения делегировать полномочия, функции, власть;
- умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять;
- умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке.
Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Она имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера по АКУ.
Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.
Важным требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще, а у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением к нему. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации.
Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура — личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом выше перечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т. д.
Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:
- умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить «вглубь»;
- сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы;
- организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;
- обосновать концепции надежности и законности;
- предусмотреть различные пути проведения контроля;
- интерпретировать отсутствие адекватного ответа.
Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.
Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.
По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт — общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями. Интроверт — замкнут, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция: способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.
Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции.
1. Стратегическая — заключается
в постановке им на основе
анализа ситуации и прогнозов
целей организации,
2. Административная —
контроль и оценка результатов,
3. Экспертно-инновационная
— требует от антикризисного
управляющего постоянного,
4. Воспитательная — предполагает
создание в коллективе
5. Лидирующая — в этой
функции антикризисный
В процессе своей деятельности
антикризисный управляющий
Роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения. С понятием «роль» в управлении связаны теории ролевых ожиданий (экспектации), ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных отношений. Можно составить разные классификации управленческих ролей в зависимости от критериев, положенных в их основу, характер (формы) воздействия в процессе управления — например, административные и межличностные (неформальные), характера исполнения роли — творческие и репродуктивные, целевой направленности — прямые и косвенные, продолжительности исполнения роли — кратковременные и постоянные и т.д. Здесь можно выделить четыре основные группы ролей:
- организационные, связанные с реализацией субординационных отношений, полномочий и ответственности в организации — руководитель, дипломат, лидер, наставник;
- инфраструктурные (в антикризисном управлении это могут быть процессы восстановления платежеспособности предприятия, реорганизации производства, реструктуризации системы управления) — кадровик, поставщик ресурсов и т. д.;
- экономические, обеспечивающие рациональное использование ресурсов и максимизацию прибыли, инноватор, финансист, предприниматель;
- информационные, связанные с передачей, обработкой, сбором, распространением информации — исследователь-прогнозист и др.
В процессе своей деятельности
антикризисный управляющий
Ролевая структура в деятельности менеджера.
Каждая роль предполагает свои особые приемы, требует наличия соответствующих личностных качеств, устанавливает этические рамки. В качестве основных (характерных) для менеджера по АКУ можно выделить следующие.
Руководитель — это
одна из главных составляющих комплекса
ролей в антикризисном
Лидер — эта роль определяет
социальный статус менеджера по АКУ.
Антикризисный управляющий
Наставник. Отличительным признаком данной роли является то обстоятельство, что в этом амплуа менеджер по АКУ должен обладать максимальным потенциалом знаний, иметь профессиональную компетентность.
Отдавая приказ или поручая что-либо подчиненным, он должен выступить:
• в роли консультанта, разъясняя цель, задачи и способы их решения;
• в роли контролера,
куратора, который регулирует отклонения
от правильного курса в работе,
оценивает результаты по
Одна из основных функций в менеджменте — активизация деятельности персонала. Активизация лидера отличается от активизации наставника. Если первый воодушевляет коллектив общей идеей, то второй концентрирует внимание на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность.
Дипломат. В этой роли антикризисный
управляющий выполняет функции
специалиста по связям с общественностью
и представителя. Первая связана
с социально-психологической
Следует отметить, что роль дипломата — одна из самых неординарных ролей менеджера по АКУ, которая должна сопровождаться целой гаммой сопутствующих знаний, например в области психологии личности и делового общения. Ведь прежде чем принять решение, он должен прочувствовать ситуацию, оценить личности участвующих в ней и только после этого выработать поведенческую тактику.
Предприниматель. Роль предпринимателя отличается от профессии тем, что последняя определяет собственника, а роль предусматривает комплекс определенных функций. Специфика данной роли отражается в следующем:
• поставщик обеспечивает
бесперебойное снабжение
• маркетолог организует
сбыт готовой продукции. Для
этого ему необходимо знать
конъюнктуру рынка, оценить
• коммерсант-финансист
служит связующим звеном между
двумя предыдущими,
Инноватор. Менеджер по АКУ
непременно должен иметь инновационный
склад мышления. Часто проблемы несостоятельности
предприятия заключаются в
Исследователь-прогнозист.
Эта роль очень важна в современном
исследовании, так как в ней
реализуется одна из основных функций
менеджмента. Значение исследований трудно
переоценить. Именно благодаря им становится
возможным оптимальное
При совпадении реальных характеристик
менеджера по АКУ с требуемыми
управленческими качествами, с учетом
рационального, сбалансированного
комплекса ролей
Практическая работа.
Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисное управление"