Контрольная работа по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.34 Кб (Скачать)

Третий этап. Определение  ответственных лиц.

Руководитель предприятия  обычно имеет команду менеджеров, которая в кризисной ситуации выполняет функции антикризисного отдела (если такового не имеется на предприятии). Это выглядит следующим  образом: определяются подразделения  или отделы, которые оказались  в кризисе. Их менеджеры становятся ответственными лицами на период диагностики  кризиса.

Помимо этого, руководитель назначает главного специалиста, который  следит за ходом исследований, суммирует  полученные данные и предоставляет  их руководителю.

Четвертый этап. Исследование среды бизнеса.

Как уже отмечалось, факторы  возникновения кризисной ситуации могут быть как внутренние, так  и внешние. Если данные о внутренней среде свидетельствуют об отсутствии причин внутри предприятия, то исследуется  внешняя среда. Во многих организациях с целью экономии времени идет одновременная оценка внутренних и  внешних факторов. Однако это требует  больших усилий и, как правило, затрат.

Выявление причин кризиса  дает намного больший объем информации, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь речь идет в первую очередь о макро– и микросреде бизнеса. Часто кризис возникает  по причине неудовлетворительной управленческой политики, плохой организации взаимосвязей между отделами и т. д.

Пятый этап. Обоснование  выводов.

На этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто  устраиваются переговоры, на которых  обсуждается текущее состояние  предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Распространенным явлением стало создание временной  команды для решения той или  иной проблемы: в ее состав, как правило, входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме.

Шестой этап. Разработка плана и выбор стратегии.

Этот этап является заключительным. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде  определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации.

Для диагностики состояния  кризисного предприятия часто приглашаются специалисты из фирм и агентств.

Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. д. К их помощи прибегают в том  случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет  исследования. Обычно такая практика «приглашения» используется более  молодыми предприятиями в силу неопытности. Однако и крупные фирмы прибегают  к услугам специалистов.

 

 

7. Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления - сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Стратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов. Следует обратить внимание на то, что стратегия в маркетинге - более устойчивый инструмент, чем цели, так как служит условием, обеспечивающим реализацию целей и миссии организации. Учитывая комплексный характер средств маркетинга и логическую последовательность их использования в маркетинговом цикле, любая маркетинговая стратегия рассматривается как многоаспектная. Содержание стратегии маркетинга обогащается по мере ее продвижения по стадиям маркетинговой деятельности.

Выделяют типичные для  маркетингового цикла четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; - отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и реализация маркетинговых программ.

Маркетинговая информация и  маркетинговые рекомендации рассматриваются  как базовая информация к принятию антикризисных управленческих решений, направленных на стабилизацию и выход  организации из кризиса. Чаще всего  в кризисных условиях разрабатывается  среднесрочная стратегия до трех лет. Любая стратегия маркетинговой  деятельности реализуется в конкретной программе. Маркетинговые программы  включают мероприятия, которые следует  выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса неплатежеспособности (неуправляемости, неконкурентоспособности). Маркетинговые  антикризисные программы могут  быть частью стратегического и тактического плана организации по выходу из кризиса  или антикризисного бизнес-плана, или  по предотвращению кризиса. Приоритетными  в антикризисном маркетинге являются стратегии продвижения товаров  на новые рынки, упрочения положения  на старых рынках, диверсификации. При  выборе маркетинговой стратегии  существенную помощь менеджеру может  оказать выделение признаков  и классификация стратегий. Особенность такой классификации - в выделении признаков, комплексно характеризующих не только будущее положение организации на рынке, но и пути его достижения.

Вид и масштаб рынка  определяют поведение организации  в достижении устойчивого рыночного  положения: расширение и углубление рынка, продвижение товара на новые  рынки, I стратегия конкурентных преимуществ. Критерием такой оценки выступает  доля продукции организации на рынке  и ее абсолютная и относительная  величины. Чаще всего в качестве методологического принципа в данном процессе выступает жизненный цикл товара: выведение на рынок, стратегия  расширения рынка, рост продаж (стратегия  проникновения в глубь рынка), зрелость и стабилизация (стратегия  осваивания своей доли на рынке), упадок (стратегия повышения рентабельности). В соответствии с изменением стратегии  изменяются приоритеты средств маркетинга. На стадии выведения товара на рынок  организация имеет небольшое  количество покупателей, наиболее подготовленных и готовых заплатить высокую  цену за новый товар. Объем продаж небольшой, и при высокой цене прибыль невысока. На каждой стадии жизненного цикла товара изменения  средств маркетинга имеют особый характер, что и принимается во внимание при формировании антикризисных  программ. Естественно, при устойчивой рыночной ситуации стратегии, выделяемые по приоритетам средств маркетинга, могут выполнять роль самостоятельной  стратегии или конкурентного  преимущества. Например, стратегия  повышения цен или стратегия  фирменного товара. Рыночная конъюнктура оказывает главное воздействие на стратегию спроса и предложения, т. е. воздействие на производителя. Особенности спроса дают основание для использования ряда стратегий рыночной политики организации.

Стимулирующая стратегия  спроса используется для привлечения  потребителей к покупке товара (услуги), когда интерес к предлагаемому  товару снижается.

Креативная стратегия  используется, когда потенциальные  потребности следует преобразовать  в реальный спрос.

Поддерживающая стратегия  используется в условиях устойчивых рынков для поддержания спроса и  доли рынка. По мнению зарубежных экспертов, правомерна и противодействующая стратегия, реализуемая в интересах отдельных  субъектов рынка для уменьшения нерационального спроса. Рыночное поведение  как признак выделения стратегии  опирается на ряд характеристик  организации: размеры, отраслевую принадлежность, охват рынка, предполагаемые виды на прибыль, конкурентные преимущества. Ключевыми  выступают размеры организации, вид продукции и тип рынка. Главная особенность стратегии  рыночного поведения мелких фирм заключается в гибкости, адаптивности, позволяющей эффективно действовать  при небольшом ресурсном потенциале, но с высокопрофессиональным персоналом. По мнению зарубежных маркетологов, мелкие фирмы, производящие два-три вида товаров  высокого качества, соответствующего потребности целевой группы покупателей, реализуют стратегию «хитрых  лис».

Стратегию, получившую название «серые мыши», реализуют мелкие фирмы, выполняющие любые заказы, не обеспечивающие высокого качества и ориентированные  на быстрое получение и изъятие  прибыли. Такие стратегии могут  иметь место в системе развивающихся  рыночных отношений в России. Для  организаций среднего размера, по опыту  зарубежных исследователей, характерна стратегия рыночных ниш, или патентная, предполагающая тщательный выбор сегмента рынка и способа поведения  организации, имеющего значение для  данного сегмента. Используется, также инновационное поведение. Фирмы-новаторы работают в условиях высокого риска, в отраслях, где требуется научный и технологический прорыв. Стратегия выбора сегмента рынка, используемая для данных условий, обусловливает необходимость всестороннего исследования потребностей, установления тесных связей с потребителем. Стратегия интенсивного маркетинга осуществляется для формирования спроса и стимулирования сбыта посредством комплекса средств, таких, как высокие цены и большие затраты на рекламу, чтобы создать благоприятное отношение потенциальных потребителей к продукции.

Для крупных фирм характерна стратегия широкого проникновения  на новые рынки при высоких  затратах на формирование спроса и  стимулирование сбыта. «Снятие сливок» - часто используемая стратегия повышенных цен на новые товары на первых стадиях жизненного цикла товара на рынке. Приоритетной для крупных предприятий России выступает формирование стратегии фирменного товара, предполагающая обеспечение высокого качества товара, устойчивый уровень цен, возможность повсеместно приобрести товар, даже при значительном удалении от центров продажи, предварительную договоренность о покупке. Понятие «фирменный товар» также связывается с его надежностью в использовании, вариантностью предлагаемых услуг, простотой способов доставки. Таким образом, стратегия дает основание для использования конкретных маркетинговых инструментов, средств и методов обеспечения условий для достижения объема продаж и доли рынка в соответствии с целевыми ориентирами организации.

Классификация антикризисных  маркетинговых стратегий.

Маркетинговые стратегии  удобнее всего классифицировать по признакам; ввиду сказанного можно  представить следующую классификацию.

1. Рыночные стратегии:

1) стратегия, направленная  на занятие большей доли рынка;

2) стратегия, направленная  на получение (захват) конкурентных  преимуществ;

3) стратегия, связанная  с освоением нового рынка.

Рыночные стратегии ориентированы  на достижение организацией устойчивого  и наиболее выгодного положения  на рынке. Основным критерием оценки положения организации на рынке  является ее доля на этом рынке.

2. Интеграционные стратегии:

1) макроэкономическая стратегия;

2) микроэкономическая;

3) региональная;

4) внутриотраслевая;

5) межотраслевая;

6) стратегия производственной  сферы;

7) стратегия непроизводственной  сферы.

3. Антикризисные стратегии:

1) стратегия, направленная  на предотвращение банкротства;

2) стратегия преодоления  кризисной ситуации;

3) стратегия, предназначенная  для устранения последствий кризиса.

4. Стратегии факторов производства:

1) стратегия производственных  факторов;

2) стратегия финансовых  факторов;

3) стратегия инвестиционных  факторов;

4) стратегия кадровых  факторов;

5) стратегия информационных  факторов.

Вышеперечисленные стратегии (интеграционные, антикризисные и  стратегии факторов производства) являются по своей сути подготовкой социально-экономической  и правовой базы для планируемых  серьезных преобразований.

5. Стратегии по средствам маркетинга:

1) товарная;

2) ценовая;

3) фирменная;

Главным выводом тут будет  определение важности маркетинговой  стратегии в деятельности любой  организации. Рациональный и правильный выбор и реализация маркетинговой  стратегии будет почти панацеей от любых кризисов!

 

 

8. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Например, по данным статистики, в результате глубокого экономического кризиса в Российской Федерации число убыточных предприятий составляет 80%. В результате этого в России неплатежи достигли астрономической величины (более 800 трлн. руб.), что, в свою очередь, привело к большому объему бартерных сделок (более 80%). Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости постоянно проводить работу по антикризисному управлению.

Любую ситуацию, в которой  предприятие не успевает подготовиться  к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым  экономика предприятия оказалась  в кризисе, и принять меры еще  до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). Исследования, проведенные  на российских предприятиях, находящихся  в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисное управление"