Контрольная работа по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.34 Кб (Скачать)

Остановимся на краткой характеристике каждой из вышеупомянутых фаз цикла.

Кризис - это внутренний механизм насильственного приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного спроса хозяйственных субъектов. Это всеобщее перепроизводство, глубокое потрясение всей хозяйственной системы сверху донизу.

Рынок, впитывающий беспрепятственно все производимые товары, в какой-то момент оказывается переполненным. Товары продолжают поступать, тогда  как спрос уменьшается и, наконец, прекращается вовсе. Между тем везде  еще имеются огромные запасы товаров. Однако многие предприятия продолжают работать, выбрасывая на рынок все  новые и новые массы товаров.

Происходит падение цен, растет недоверие к субъектам  рыночного хозяйства, вексель перестает  играть роль ценных бумаг. Многие предприятия  терпят банкротство, тем не менее, разорение слабых в техническом отношении предприятий ведет к повышению общего уровня эффективности производства.

Центр хозяйственной активности смещается на денежный рынок, вследствие роста спроса на денежные ресурсы в связи с необходимостью погашения задолженностей. Рост спроса на денежный капитал провоцирует повышение процентных ставок, что неизбежно ведет к дальнейшему падению курса ценных бумаг, прежде всего акций. Свертывание хозяйственной деятельности сопровождается сокращением занятости и ростом безработицы. Кризис дает начало новому экономическому циклу или может прервать фазы оживления или подъема.

Депрессия характеризуется  застоем производства, выбытием устаревшего  основного капитала, прежде всего  машин и оборудования, являющихся важной предпосылкой снижения издержек производства с целью приспособления к установившемуся низкому уровню цен. Низкие цены содействуют рассасыванию накопившихся товарных запасов, хотя часть  их уничтожается. Низкий уровень хозяйственной  активности обуславливает массовую безработицу.

Спрос на денежный капитал  резко падает в отличие от фазы кризиса, когда многие товаропроизводители  испытывали настоящий «голод» на денежные ресурсы. «Ураган» кризиса уже пронесся над полем хозяйственной деятельности, испытав на устойчивость предприятия. Проблема выживания или банкротства уже решена и наступило затишье. В результате появляется избыток денежного капитала, уровень процентных ставок и стоимость ценных бумаг падают. Специфика движения процентных ставок и стоимости ценных бумаг заключается в том, что, несмотря на падение процентных ставок, курс ценных бумаг не растет. Это объясняется застоем производства, который не обеспечивает получение дивидендов. На данной фазе завершается дележ реально функционирующего капитала через каналы движения фиктивного капитала путем скупки контрольных пакетов акций более слабых конкурентов.

Подъем определяется продолжением экономического роста, начатого на предшествующей фазе, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием  новых предприятий. Процентные ставки продолжают повышаться под воздействием роста инвестиций. Несмотря на повышение  уровня процентных ставок, происходит и рост курса ценных бумаг, так  как на него оказывает положительное  воздействие рост доходности предприятий. К тому же высокая доходность ценных бумаг провоцирует рост вложений в фиктивный капитал.

Особую роль на стадии подъема  выполняет торговый капитал, который, стремясь закупить больше товаров в  расчете на дальнейшее повышение  цен, формирует спекулятивный бум  спроса, что подталкивает производство к дальнейшему его расширению. В результате начинает расти разрыв между производством и платежеспособным спросом населения.

В зависимости от характера  экономических спадов, охвата ими  различных сфер или отраслей народного  хозяйства необходимо различать  следующие виды экономических кризисов: циклический, промежуточный, структурный, частичный, отраслевой.

Циклические кризисы - это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

Промежуточные кризисы - это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, носят локальный характер и непродолжительны.

Структурные кризисы связаны  с постепенным и длительным нарастанием  межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются  несоответствием сложившейся структуры  общественного производства, изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства.

Ярким примером мирового структурного кризиса может служить энергетический кризис, развившийся в середине 70-х  гг., который потребовал более 5 лет  для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к  новой структуре цен на энергоносители (скачок цен превысил 4--5-кратный  рост). В результате и технологически, и финансово, и экономически национальные экономики вынуждены были ориентировать  и приспосабливать отрасли и  производства к энергосберегающим  технологиям и изменениям в структуре  потребляемых энергоносителей.

Частичные кризисы сопряжены  с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. В частности, речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках. Мировой валютный кризис 70-х гг., как известно, обусловил переход  от Бреттон-Вудской валютной системы  к Ямайскому (Кингстонскому) соглашению 1976 г., в соответствии с которым, золото перестало выполнять роль мировых денег и превратилось в один из товаров. Хорошо известен и крупнейший кризис банковской системы Германии 1932 г.

Отраслевые кризисы характеризуются  спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной  из отраслей ' промышленности, народного  хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в  угольной, сталелитейной, текстильной, судостроительной промышленности.

Сезонные кризисы обусловлены  воздействием природно-климатических  факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В  частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в  коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива.

Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего  мирового хозяйства.

 

 

3. Виды государственного регулирования:

1. Нормативно-законодательная  деятельность.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное  нормативное регулирование в  сфере социальных ценностей. Это  вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания  в экстремальных ситуациях эффективности  и справедливости рынка, в получении  потребителями необходимой и  достоверной информации. Оно требуется  в связи с ростом опасных для  здоровья и жизни людей причин. Поэтому, государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни, как  занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с  помощью широкого арсенала законодательных  и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

2. Финансовое регулирование. 

Это управление совокупностью  денежных средств, находящихся в  распоряжении домохозяйства, предприятия  или государства, а также источниками  доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В  стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика в известной  мере реализует, и общие цели, которые  стоят перед любой бюджетной  системой. Это концентрация и централизация  финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и  политических функций государства.

3. Ценовая политика.

Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы  и транспортные тарифы природным  условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Специфика  ценового регулирования обусловлена  тем, что высокие (близкие к мировым  и даже превышающие их) цены на ресурсы  обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников  и непомерно высокой налоговой  нагрузкой на ресурсы.

4. Промышленная политика.

Преодоление кризисного состояния  требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения  страны. Двигателем здесь выступает  производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в  свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных  факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой  другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры  народного хозяйства, внедрения  достижений научно-технического прогресса  в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к  интеграции национальных экономик обусловливают  стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое  усложнение, повышение наукоемкое.

5. Социальная политика.

Социально-экономический  кризис сопровождается массированным  и неэффективным размещением  труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном  секторе экономики. А ведь из этого  сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия  социальной политики государства должна предусматривать регулирование  рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью  составляет основу для поддержания  уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель социального страхования  — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной  стороны, производства общественных благ и с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения.

В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов  на всех уровнях — от федерального до муниципального.

 

 

4. Реформа - это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления.

Реформы осуществляются как  эволюционное развитие общества, с  опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного  характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху». Она, однако, неизбежно ведет к расколу общества на сторонников и противников реформ (или методов, какими они проводятся)” и способна «взорвать» социальное пространство, привести к политической катастрофе.

В последнее десятилетие XX века Россия в очередной раз вступила в полосу радикальных социально-экономических и политических реформ. Перед обществом вновь поставлена сверхзадача - в короткий срок войти в постиндустриальное общество. Методом решения проблем снова избрали ставший уже привычным «большой скачок», и на народ обрушился шквал преобразований. Неподготовленность, непродуманность, непоследовательность, т.е. непрофессионально организованная революционно-реформаторская деятельность, приводят к глубокому функциональному кризису властно-управляющего воздействия, который охватывает всю вертикаль структуры государственно-общественных отношений от верхнего эшелона власти до местного управления, разрушающе воздействуя на образ жизни граждан.

Частью социально-политических преобразований, проводимых «сверху», являются административные реформы. Они  проводятся во всех странах как ответ  на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптация к изменившимся факторам внешней среды. В России в процессе административных реформ ставились  следующие задачи:

- организационная перестройка в сторону сокращения госаппарата, четкое определение функций различных структур всех уровней по вертикали и горизонтали, обеспечение механизма административной взаимозависимости и соподчиненности, размежевание в функциях, объеме власти, сферах власти между госструктурами и негосударственными институтами, налаживание горизонтальных связей на всех этажах власти;

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисное управление"