Контрольная работа по «Антикризисное управление на предприятиях»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Антикризисное управление невозможно рассматривать без учета человеческого фактора. Человек является главной фигурой в управлении, где бы и каким бы образом оно ни осуществлялось. Антикризисное управление предъявляет определенные, отличные от регулярного управления, требования к системе управления персоналом. Такая определенность обусловлена принципом соответствия деловой стратегии и стратегии управления персоналом для обеспечения сотрудничества в решении проблем смягчения кризиса или выхода из него с минимальными потерями. Это подразумевает формирование корпоративных отношений в организации, управление конфликтами и обеспечения сотрудничества, деятельность арбитражного управляющего и психологические моменты антикризисного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………….3
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………5
1.1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития 5
1.2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления 8
1.3. Эффективность антикризисного управления 11
2. МЕХАНИЗМЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 13
2.1. Конфликты в развитии организации. Их причина и роль в антикризисном управлении 13
2.2. Процессуальные характеристики конфликта 18
2.3. Антикризисное управление конфликтами 21
3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ 26
3.1. Принципиальное отличие законов о несостоятельности (банкротстве) 1992 г., 1998 г., 2002г. 26
3.2. Содержание основных подзаконных актов по делам о несостоятельности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

АУ 5вариант - копия.docx

— 79.52 Кб (Скачать)

 

Кафедра «Экономики предприятий»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  курсу: «Антикризисное управление на предприятиях»

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………….3

1. ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………5

1.1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития 5

1.2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления 8

    1.3. Эффективность антикризисного управления 11

2. МЕХАНИЗМЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 13

2.1. Конфликты в развитии организации. Их причина и роль в антикризисном управлении 13

     2.2. Процессуальные характеристики конфликта 18

     2.3. Антикризисное управление конфликтами 21

3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ 26

3.1. Принципиальное отличие законов о несостоятельности (банкротстве) 1992 г., 1998 г., 2002г. 26

3.2. Содержание основных подзаконных актов по делам о несостоятельности 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

 

 

Введение

Становление рыночной экономики в  РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Процесс неравномерного развития экономики и отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Решение задач  по предотвращению кризисных явлений  или смягчению их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой  за рубежом «кризис-менеджмент», а в России — «антикризисное управление». Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности, вида деятельности и размеров. Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

В основе антикризисного управления должно лежать управление на базе постоянного мониторинга деятельности организации с целью своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния и определения путей его восстановления, обеспечения существующей рентабельности деятельности, а также экономического роста и развития организации.

Антикризисное управление невозможно рассматривать без учета человеческого фактора. Человек является главной фигурой в управлении, где бы и каким бы образом оно ни осуществлялось. Антикризисное управление предъявляет определенные, отличные от регулярного управления, требования к системе управления персоналом. Такая определенность обусловлена принципом соответствия деловой стратегии и стратегии управления персоналом для обеспечения сотрудничества в решении проблем смягчения кризиса или выхода из него с минимальными потерями. Это подразумевает формирование корпоративных отношений в организации, управление конфликтами и обеспечения сотрудничества, деятельность арбитражного управляющего и психологические моменты антикризисного управления.

Система государственного антикризисного регулирования включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом.

Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что если потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

 

1.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития

Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы – это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые – когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам. В результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Так, бюрократизм в отрицательных формах своего правления рождает социальную напряженность, конфликтные ситуации, снижение эффективности управления.

Кроме того, что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они сами имеют меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени. Например, подчиненный — хороший и четкий исполнитель не будет выполнять распоряжений, идущих вопреки здравому смыслу или юридическим законам.

Следовательно, не все процессы могут быть и являются управляемыми, управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.

К кризису может приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять и которые надо направлять. Они, в этом случае, превращаются в стихийные. Кризис может возникнуть и тогда, когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления, но предпринимаются попытки его осуществления. Это приводит к пустой трате ресурсов.

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

Известно, что многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации. Так происходит с производством, экономикой, социальной сферой. Усложняющаяся технология изготовления продукта, его разнообразие и функциональное назначение ведут к усложнению экономических связей, все более разнообразными становятся интересы человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, культурой и другими факторами.

Процессы развития цикличны, и изменение, точнее возрастание, сложности происходит по логистической кривой. Она характеризует этапы возникновения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчерпание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений. 
Логистическая кривая отражает четыре этапа развития (рис.1.1). Но если так развивается организация, производство, фирма и др., то таким же образом происходит и развитие управления. Ведь управление является частью социально-экономической системы и обладает всеми ее признаками. Однако развитие управления происходит по «сдвинутой» логистической кривой. Это отражает его статус, его соотносительность с тенденциями развития социально-экономической системы, его возможность и ограниченность реагирования на процессы изменений в социально-экономической системе в целом.

 

Рис.1.1 Развитие управления в процессах развития производства

1 — простое  управление; 2 — управление в условиях  нарастающей сложности производства; 3 — управление, адаптированное к  соответствующей сложности производства; 4 — управление, не соответствующее  сложности производства (кризис  управления).

 

Первый этап развития — это простое управление, обозримое по всем своим характеристикам  и связям, не требующее больших  затрат на обеспечение его эффективности, не отличающееся многообразием своего функционального содержания, предполагающее элементарные организационные формы.

Второй этап — управление в условиях нарастающей  сложности производства, которое  в своем развитии должно опережать  развитие производства. Только в этом случае оно может быть эффективным. Это потребует реконструкции  управления, что, естественно, повлечет за собой усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, а также профессионализацию управления.

Третий этап — управление, адаптированное к  соответствующей сложности производства. Оно может стимулировать ускоренное развитие производства и способствовать дальнейшему повышению его сложности. Это управление ярко выраженного инновационного типа, но быстро исчерпывающее свой инновационный потенциал.

Четвертый этап — замедление развития управления при достаточно высоких темпах развития производства. Здесь возможно возникновение  нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности  управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса  управления, а вслед за ним всей управляемой системы.

Антикризисное управление в этом ракурсе его  анализа выглядит как максимальное сближение ветвей логистических  кривых на начальных и заключительных этапах цикла развития производства и управления и как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на срединных этапах проявления этих тенденций.

1.2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления

Опасность кризиса существует  всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социально-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.

Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.

Антикризисное управление — это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления  и разрешения кризиса, возможного смягчения  его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством  специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать  и совершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Главное в антикризисном управлении — необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начинается с управления.

В экономическом антикризисном управлении тоже возникает необходимость поиска — типов диверсификации производства, конверсии.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы.

Первая группа — проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело - своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии, что требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, социально-психологические проблемы.

Информация о работе Контрольная работа по «Антикризисное управление на предприятиях»