Контрольная работа по «Антикризисному управлению»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может произойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений — обострение социальной обстановки. Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности государственного аппарата управления.

Оглавление

Введение 3
1. Государственное регулирование кризисов. 5
1.1. Роль государства в антикризисном управлении. 5
1.2. Виды государственного регулирования 6
кризисных ситуаций. 6
2 Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций. 10
2.1 Особенности антикризисного регулирования 10
на макроуровне экономики 10
2.2. Меры антикризисного регулирования, применяемые 15
к предприятиям. 15
3 Порядок и формы осуществления санации. 21
Заключение. 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 52.01 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения  высшего профессионального образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

 

Учетно-финансовый факультет

Кафедра менеджмента

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Антикризисное управление»

 

Вариант №_____

 

 

Выполнил студент 3 курса, группы Эз – 35

                                       Специальность 080502 «Экономика и                                                        управление на предприятии»

_________________ (Ф.И.О. студента)

«____»_____________________20__г.

Оценка___________________________

_____________________ Гордеев А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 20__г.

 

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1.   Государственное  регулирование кризисов. 5

1.1.  Роль государства в антикризисном управлении. 5

1.2.  Виды государственного регулирования 6

кризисных ситуаций. 6

2 Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций. 10

2.1 Особенности антикризисного регулирования 10

на макроуровне экономики 10

2.2. Меры антикризисного регулирования, применяемые 15

к предприятиям. 15

3 Порядок и формы  осуществления санации. 21

Заключение. 27

Список литературы 28

 

Введение

Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение — непременные  спутники экономики промышленно  развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности  общества.

Общими для предприятия  и для домохозяйства выступает  стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего  образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству  возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

В этой связи, естественно, возникают  вопросы о том, можно ли предсказать  экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство  от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

В условиях рыночной экономики  главное внимание собственников  и менеджмента обращено к оптимизации  решаемых ими задач. Так, предприятия  стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства - к более выгодному  использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может  возникнуть ситуация разорения домашнего  хозяйства, краха предприятия, банкротства  целых отраслей и даже гибель природы.

Каждое из этих явлений  может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение  домашнего хозяйства может произойти  из-за отсутствия денежных средств  для оплаты расходов по его ведению  и воспроизводству. Крах предприятий  вызывается среди прочего тем, что  после вычета всех расходов прибыль  оказывается равной нулю или менее  того. Разрушение культуры и образования  происходит из-за отсутствия у государства  средств на эти цели. Следствие  подобных явлений — обострение социальной обстановки.

Выявить и обозначить причины  подъема производства, колебаний  конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки  и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.

 

1.   Государственное регулирование кризисов.

1.1. Роль государства в антикризисном управлении.

Регулирование — это функция  управлении, обеспечивающая равновесное  состояние институциональных образований  экономической системы.

Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономики, представляющая собой систему, важным элементом  которой является защита предприятий  от кризисных ситуаций и регулирование  процессов банкротства.

В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и  социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без  которых рыночная экономика нормально  функционировать не может. Мировой  опыт подтверждает, что рынок конкурирующих  продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и  услуг. Однако рынок не может развиваться  в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

И государство формирует  такую основу для развития, защищая  и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской  деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать  о себе тоже различными способами  и формами.

Вмешательство государства  необязательно должно выражаться в  организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки  или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

 

1.2. Виды государственного регулирования

 кризисных ситуаций.

С целью стабилизации экономики  применяются экономические и  административные методы государственного воздействия на состояние предприятий. Экономические методы государственного воздействия на состояние предприятий - налоги, перераспределение доходов  и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные методы государственного воздействия  на состояние предприятий - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Нормативно-законодательная  деятельность. «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Юристы, занимающиеся институтом банкротства, убеждены, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) в странах с рыночной экономикой необходимо для "развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных  структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области  финансового управления, а также  предназначено для того, чтобы  содействовать реконструкции неэффективных  предприятий либо их цивилизованному  выводу из рынка.

Законодательство о банкротстве  является важной составляющей законодательной  базы рыночной экономики, либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что, в конечном счете, способствует экономическому развитию страны".[9/стр79]

Основы банкротства предприятий  заложены в следующих статьях  Гражданского кодекса:

ст. 61 (ликвидация юридического лица);

ст. 62 (обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);

ст. 63 (порядок ликвидации юридического лица);

ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);

ст. 65 (несостоятельность (банкротство) юридического лица).

Очень важное значение в  антикризисном законодательстве имеет  Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а также другие законодательные  акты и постановления Правительства  РФ.

В нашей стране законодательство о банкротстве предприятий только формируется. Так, первая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» действовала с 1 марта 1993 г. до 1 января 1998 г., вторая редакция — с 1 января 1998 г. по 2 декабря 2002 г. Со 2 декабря действует  новый закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Новый закон в большей  степени отражает экономические  и социальные реалии современной  ситуации в России.

Финансовое  регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика в известной  мере реализует и общие цели, которые  стоят перед любой бюджетной  системой. Это концентрация и централизация  финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и  политических функций государства.

Специфика ценового регулирования  обусловлена тем, что высокие (близкие  к мировым и даже превышающие  их) цены на ресурсы обусловлены  не столько монополизмом соответствующих  товаропроизводителей, сколько разросшейся  сферой промежуточных звеньев и  высокими налогами на ресурсы. С названными выше тесно связана проблема крайне незначительного участия бюджетной  системы в поддержке и развитии экономики, отсутствия действенных  мер по повышению конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Производство. Преодоление кризисного состояния в значительной мере определяется внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, изменением направленности экспорта.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Однако у федерального Правительства на данном этапе возможности ограничены. Поэтому в решении этого вопроса  велика роль местных органов власти.

Так, в ряде регионов страны принимаются меры по финансовой поддержке  промышленных предприятий. В некоторых  из них созданы советы по антикризисным  программам, которые:

разрабатывают программы  финансового оздоровления предприятий;

анализируют их выполнение;

содействуют осуществлению  намеченных мер;

заслушивают сообщения территориальных  органов по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении процедур финансового оздоровления предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру  баланса.

На смягчение последствий  кризиса и оживление экономики  направлены региональные программы  государственной поддержки и  развития малого предпринимательства.

Перераспределение доходов. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства предприятий в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия  социальной политики государства должна предусматривать регулирование  рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов.

Главным в этой деятельности является предотвращение массовой безработицы, абсолютной бедности, поддержание уровня жизни бедных слоёв населения  не ниже прожиточного минимума. Борьба с бедностью составляет основу для  поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и  выравнивание доходов. Цель борьбы с  бедностью — обеспечить такие  условия, при которых ни один гражданин  и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального  страхования — предохранить каждого  человека от внезапного и недопустимо  сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому  человеку возможность фактически перераспределять собственный доход. Всё это крайне необходимо, чтобы вывести экономику  страны из кризиса.

Таким образом, в условиях кризиса возрастает необходимость  сочетания рыночных механизмов с  государственным регулированием социально-экономических  процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального.

 

2 Аналитическая  основа государственного регулирования  кризисных ситуаций.

2.1 Особенности антикризисного регулирования

на макроуровне  экономики

 

Государственное регулирование  предполагает проведение определенной государственной экономической  политики. В условиях рыночной экономики  государственная экономическая  политика может быть представлена как  комплекс мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, реализуемых  соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших  результатов экономического и социального  развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий  деятельности отдельных экономических  субъектов или блоков экономической  системы. Таким образом, государственная  экономическая политика и составляющие ее элементы имеют  антикризисную  направленность.

Государственная экономическая  политика включает в себя следующие  элементы.

Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование  с помощью государственного бюджета  и налогообложения, т.е. установление на определенном уровне степени зависимости  предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующих функциях:

- в период спада производства - в увеличении объемов финансирования  общественных работ, государственных  программ по оказанию поддержки  важным для экономики предприятиям;

Информация о работе Контрольная работа по «Антикризисному управлению»