Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:58, контрольная работа
Теория и практика антикризисного управления имеет длинную историю. Кризисы - явление сложное и противоречивое. Они представляют собой крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее устойчивости и жизнеспособности. Их порождают самые различные причины. Они делятся на объективные, связанные с цикличным характером развития, и субъективные, отражающие ошибки, некомпетентность в управлении. В основе кризисов могут также лежать природные и техногенные процессы. Опасность кризиса существует всегда, и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Исходя из этого, антикризисное управление можно представить как систему мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегия и тактика в антикризисном управлении. Понятие «стратегия» и понятие «тактика» в антикризисном управлении 4
1.1 Разработка антикризисной стратегии организации 6
1.2 Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика управления 14
1.3 Организация внедрения антикризисной стратегии 17
2 Мероприятия и управленческие решения, направленные на выведение предприятия из кризиса 19
3 Общая характеристика предприятия ООО «Легис-Авто». Рекомендации по выходу из кризисной ситуации. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра менеджмента торговой организации
Контрольная работа
По дисциплине: «Антикризисное управление»
(11 – порядковый номер в списке, вариант 4)
Выполнила: студентка группы МЗ-108
Дегтярева Юлия Сергеевна
Проверила: кандидат экономических наук,
Шеина Юлия Викторовна
Воронеж 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегия и тактика в антикризисном управлении. Понятие «стратегия» и понятие «тактика» в антикризисном управлении 4
1.1 Разработка
антикризисной стратегии
1.2 Реализация
выбранной антикризисной
1.3 Организация
внедрения антикризисной
2 Мероприятия и управленческие решения, направленные на выведение предприятия из кризиса 19
3 Общая характеристика предприятия ООО «Легис-Авто». Рекомендации по выходу из кризисной ситуации. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Антикризисное управление -
это непрерывный процесс, неотъемлемый
элемент общей системы
Теория и практика антикризисного
управления имеет длинную историю.
Кризисы - явление сложное и
Опыт антикризисного
В жизненном цикле любого
предприятия возможно наступление
кризиса, причем он может возникнуть
абсолютно на всех этапах развития.
Кризисы могут быть различными, но
если ситуация на предприятии в целом
и без этого носит
Если рассматривать понятие стратегия в общем ракурсе, то это – ориентированное на долгосрочную перспективу определенное направление развития предприятия, охватывающее все аспекты его внутренней и внешней среды, которое служит для достижения поставленных целей.
Как правило, перед организацией
на различных этапах ее существования
стоят различные альтернативы, одни
из которых обеспечивают достижение
эффективных результатов, другие –
приводят к кризисным ситуациям
и негативным последствиям. Стратегия
позволяет сосредоточить
Как правило, стратегия формируется у крупномасштабных организаций и фирм, деятельность которых в принципе основана на стратегии. У небольших организаций, которые в большинстве своем предоставляют бытовые и хозяйственные услуги, основная цель – выживание в конкурентной борьбе. Но большие размеры организации определяют и большой комплекс рассматриваемых направлений при определении стратегии.
Состав стратегии в антикризисном управлении, как правило, включает в себя нижеследующие элементы.
Стратегия в антикризисном управлении – это своего рода гарантия стабильного развития организации. Конечно, нельзя говорить о том, что стратегия позволяет полностью избежать кризисных ситуаций. Она лишь позволяет снизить процент их возникновения, а в случае наступления – обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет сократить срок принятия решения о методе выхода из кризиса, что является немаловажным фактором.
Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы — цель».
В антикризисном управлении
решающее значение имеет стратегия
управления. Главное внимание в ней
уделяется проблемам выхода из кризиса,
непосредственно связанным с
устранением причин, способствующих
его возникновению. Анализируются
внешняя и внутренняя среда бизнеса,
выделяются те компоненты, которые
имеют значение для организации,
осуществляются сбор и отслеживание
информации по каждому компоненту и
на основе оценки реального положения
предприятия выясняются причины
кризисного состояния. Точная, комплексная,
своевременная диагностика
Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. При проведении анализа внешней среды слишком большой или слишком малый объем полученной информации может исказить истинное положение. Поэтому, чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, необходимо правильно сопоставить полученные результаты и свести в единое целое несколько этапов анализа:
Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее с помощью метода создания сценариев — реалистического описания того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию; некоторые из них будут находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). Однако будут существовать и факторы, неподвластные контролю со стороны предприятия, — в этом случае разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.
Изучая внешнюю среду,
менеджеры концентрируют
Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. Имея результаты этого исследования и видение того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджеры могут разработать антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений.
Чем слабее положение предприятия, тем более критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии — это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того, и другого. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.
1. Эффективность текущей стратегии. Нужно попытаться определить, во-первых, место предприятия среди конкурентов; во-вторых — границы конкуренции (размер рынка); в-третьих — группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; в-четвертых — функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей дает более понятную картину стратегии предприятия, испытывающего кризис, причем, оценка проводится на базе количественных показателей: доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т.д.
2. Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия. Как уже говорилось, самый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании — это SWOT-анализ.
Сила предприятия — это то, в чем оно преуспело: навыки, опыт работы, ресурсы, достижения (совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки и т.д.).
Слабость — это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается по сравнению с другими.
3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно соотношение цен и затрат предприятия с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек с помощью метода «цепочка ценностей» (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Цепочка ценностей
Источник: К. Боумэн. «Основы стратегического
менеджмента». — М., 1997.
Цепочка ценностей отражает процесс создания стоимости товара/услуги и включает различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности по созданию ценностей могут стать важным источником преимуществ предприятия. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним.
4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.
5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Менеджеры изучают все полученные результаты исследования состояния предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание. Данные, полученные при исследовании кризисного состояния предприятия, можно систематизировать:
1. Стратегические показатели деятельности предприятия
1) доля на рынке;
2) объем продаж:
3) размер прибыли;
4) доходность акций;
5) другое.
2. Внутренние сильные
стороны и слабые стороны,
3. Конкурентные переменные
1) качество/характеристики товара;
2) репутация/имидж;
3) производственные возможности;
4) технологические навыки;
5) сбытовая сеть;
6) маркетинг;
7) финансовое положение;
8) издержки по сравнению с конкурентами;
9) другое.
4. Выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами
5. Главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием
Без четкой формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии, нельзя приступить к разработке антикризисных мероприятий, которая предусматривает либо внесение в стратегию предприятия небольших изменений, либо полный пересмотр стратегии и разработку новой.
Второй этап стратегического антикризисного планирования — корректировка миссии и системы целей предприятия.
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа, и решить, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достигнуть конкурентных преимуществ. Умело сформулированная миссия, доступная для понимания, в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений стратегии и может включать:
1) провозглашение убеждений и ценностей;
Информация о работе Контрольная работа по «Антикризисному управлению»