Инвестиционная политика в антикризисном управлении. На примере ООО "Сургутэнергосбыт"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть инвестиционную политику в антикризисном управлении на примере энергетической компании.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
Изучить инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления .
Рассмотреть инвестиционную политику в антикризисном управлении на примере энергетической компании ООО «Сургутэнергосбыт».

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика в антикризисном управлении.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

Следующим этапом анализа  является оценка финансового состояния предприятия непосредственно с помощью системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых и применяемых систем финансовых коэффициентов они должны включать в себя показатели:

-          ликвидности;

-          финансовой устойчивости;

-          рентабельности;

-          деловой активности.

Особую проблему представляют собой выбор и обоснование  критериев для оценки полученных фактических показателей, с которыми можно сравнить финансовые коэффициенты конкретного предприятия.

Для сопоставления рекомендуется  использовать либо показатели лучших в отрасли предприятий, либо среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. Знание среднеотраслевых значений соответствующих показателей позволяет получить по каждой группе финансовых коэффициентов оценку того, в какую категорию (ниже среднего, среднего уровня или выше среднего в отрасли) попадает данное предприятие. При отсутствии таких ориентиров в оценках финансовых коэффициентов остается возможность проследить их динамику за ряд периодов и охарактеризовать тенденцию их изменения.

Следующим шагом является интерпретация  тенденции изменения этих показателей либо как благоприятной, или улучшающей финансовое состояние предприятия, либо неблагоприятной, т.е. вызывающей ухудшение финансового состояния, либо нейтральной, когда значения финансовых коэффициентов остаются на одном и том же уровне. Путем подсчета баланса «плюсов» и «минусов», т.е. баланса благоприятных и неблагоприятных влияний динамики финансовых коэффициентов, можно сделать общий вывод о тенденции в изменении финансового состояния предприятия.

 

1.3. Особенности формирования инвестиционной политики в электроэнергетике

 

Инвестиционная привлекательность  региональной электроэнергетики зависит  от уровня информационной открытости энергетических предприятий, который определяется полнотой, оперативностью, объективностью и достоверностью информации, обеспечением свободного доступа к ней заинтересованных лиц на основании федеральных законов, а также принятых в организации норм раскрытия информации о состоянии дел в различных сферах деятельности энергетического предприятия.

Необходимо соблюдать  принцип дебюрократизации инвестиционного  процесса в электроэнергетике, уменьшив излишнее вмешательство администрации  регионов в экономическую деятельность электроэнергетических компаний (что не означает отсутствия контроля над столь значимым для экономики региона бизнесом), а также сформировать новый механизм регулирования и контроля в этом секторе, адекватный условиям и результатам либерализации в электроэнергетике. Процессы дебюрократизации должны также упростить механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов.

На уровне региона  потребуется деятельность по формированию кадрового состава вновь создаваемых  электроэнергетических компаний, органов  управления инвестициями, создание системы подготовки руководителей и повышения квалификации производственного персонала через разработку целевых учебных программ, учитывающих специфику электроэнергетики. Оценка компетентности менеджмента является одним из основных неформальных критериев оценки инвестиционной привлекательности компаний при определении возможного риска вложения в нее средств инвесторами.

Региональная политика должна обеспечить соблюдение приоритетности вложений инвестиций в наиболее актуальные для региона объекты электроэнергетики, критически важные для обеспечения энергетической безопасности региона. Таким образом, администрация регионов должна определить приоритеты и создать систему экономических мер, стимулирующих движение инвестиций в нужном направлении – например, предоставление гарантийных обязательств с целью снижения стратегических рисков инвесторов. Вариантами таких обязательств могут быть долевое финансирование, льготное кредитование, гарантированные закупки электроэнергии у сооружаемых электростанций и др. Одной из основных функций должно стать создание полного информационного обеспечения инвестиционного процесса, необходимого как региону, так и инвестору, включая:

-  прогнозы спроса, ресурсов и цен на услуги  энергетики;

-  формирование четких региональных приоритетов в развитии энергетических объектов в территориальном и технологическом разрезах;

-  обеспечение прозрачных  схем страхования рисков инвесторов;

-  прозрачную систему  налогообложения и налоговых  льгот для вводимых в действие  энергетических объектов.

Целесообразно, по аналогии с общегосударственным фондом [2], создание регионального инвестиционного  фонда, средства которого будут использоваться на бездефицитное развитие электроэнергетики, в первую очередь на гарантийные  обязательства инвесторам с целью стимулирования к финансированию энергетических объектов. Деятельность регионального инвестиционного фонда должна быть ориентирована на поддержание требуемых темпов развития генерирующих мощностей, сетевого хозяйства и т.п. по следующим направлениям (рис.1):

Рис.1. Основные направления  деятельности регионального инвестиционного  фонда в энергетике

-   финансирование  работ по информационному обеспечению  инвестиционного процесса;

-   финансирование  отобранных на этапе инвестиционного  (системного) планирования проектов региональной важности или высокой социальной значимости;

-  со-финансирование  проектов, включенных в корпоративные  бизнес-планы энергетических компаний, в случаях возникновения у  компаний дефицита собственных  инвестиционных ресурсов, формируемых за счет прибыли и внешних инвестиций, включая косвенное участие в финансовой поддержке проектов, например, через субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным компаниями под собственные проекты;

-  страхование (хеджирование) рыночных рисков частных инвестиций, привлеченных в коммерческие проекты компаний или независимые проекты.

В качестве потенциальных  источников формирования такого фонда  могут выступать:

-  средства от продажи  муниципального имущества или  имеющегося пакета акций энергетических предприятий, находящихся в совместной собственности;

-  бюджетные средства (в рамках целевых инвестиционных  программ);

-  дивиденды по пакетам  акций энергетических предприятий,  находящихся в совместной собственности;

-   средства самофинансирования в процессе деятельности фонда в виде выручки от продажи на рынке готовых объектов или пакета акций, арендных платежей при передаче в концессию, процентов за льготные кредиты и др.

-   инвестиционная  надбавка в тарифе (на начальном  этапе).

На начальном этапе реформирования электроэнергетики средства фонда, видимо, могут использоваться преимущественно на прямые инвестиции. Однако впоследствии основным его назначением должно стать страхование стратегических рисков инвесторов.

С самого начала работа фонда как инвестора должна строиться на схемах проектного финансирования и рыночных принципах инвестирования:

-  конкурсном подходе  к отбору проектов на основе  общесистемной оптимизации и  оценки сравнительной эффективности  инвестиционных альтернатив;

-  требовании финансовой прозрачности проектов и жестком контроле за использованием инвестиций;

-  предоставлении капитала  на платной и возвратной основе  и обеспечении прав собственности  в проекте.

Инвестиционный фонд должен выступать как замыкающий инвестор в энергетике региона, участие которого будет способствовать росту активности энергетических компаний и внешних инвесторов в реализации проектов.

Усилия фонда как  главного центра страхования инвестиционных рисков должны быть направлены на снижение неопределенности, с которой столкнутся инвесторы в ходе реформирования. Такая ситуация, например, может возникнуть при появлении новых субъектов рынка, у которых отсутствует кредитная история.

Система страхования  рисков частных инвесторов, созданная  на основе данного фонда, действительно будет способна решить эти задачи лучше, чем кто-либо еще, за счет объективных преимуществ:

– организации работы по инвестиционному (системному) планированию, которая позволит предоставить компаниям  и инвесторам полное информационное обеспечение для стратегического планирования бизнеса;

– применения системного подхода при прогнозировании, что  позволит предоставить инвесторам обоснованные гарантии на условия реализации проектов, в течение всего периода реформирования;

– использования средств инвестиционного фонда в качестве финансового обеспечения таких гарантий.

Наконец, еще одной  задачей в процессе реформирования является определение организации, которая была бы способна осуществлять функции системного уровня управления развитием электроэнергетики региона и управлять средствами инвестиционного фонда. Безусловным требованием при этом является обеспечение полного контроля региональными властями деятельности этой организации.

В рамках существующей системы  ни один из региональных органов не обладает достаточными статусом и ресурсами для реализации такой задачи. Кроме того, прямое участие региональных структур управления в коммерческом управлении финансовыми средствами не согласуется с задачами функционирования органов власти и потребует серьезной организационной перестройки их аппарата.

Поэтому функции системного управления и функции управляющей  компании инвестиционного фонда  логично было бы передать бизнес-структуре, которая должна иметь ресурсы  для осуществления системных  функций и находиться под жестким контролем государства и региональных властей.

В то же время деятельность управляющей компании инвестиционного  фонда органично связана с  задачами обеспечения надежности функционирования электроэнергетики, которые вытекают из государственных приоритетов в сфере текущего управления и реализуются на региональном уровне гарантирующим поставщиком. В силу этого стратегически целесообразно обеспечить как можно более тесную интеграцию системного управления функционированием и развитием электроэнергетики в рамках единой корпоративной структуры (рис.2).

Рис.2. Схема единой корпоративной  структуры

Можно сформулировать следующие  основные условия, которые, по нашему мнению, могут обеспечить устойчивое и эффективное  инвестирование в региональной электроэнергетике в период реформ:

- реорганизация существующей  системы управления развитием  региональной энергетики (включая  планирование, организацию и финансирование  проектов, а также управление  производственными активами) должна  идти параллельно с реформированием отрасли,

наряду с изменениями  в условиях функционирования энергетических предприятий;

-  новая система  управления развитием должна  предусматривать важную роль  региональных органов власти  как гаранта региональной энергетической  безопасности;

-   органы региональной власти должны иметь эффективные финансово-экономические механизмы влияния и поддержки инвестиционных решений компаний и частных инвесторов в виде инвестиционных фондов развития электроэнергетики;

-  используя финансовые  и информационные возможности, органы региональной власти должны стать организатором комплексной системы страхования рисков инвестиций и выступать как «замыкающий» инвестор в реализации проектов;

-  деятельность органов  власти по оценке инвестиционных  проектов должна базироваться на научной основе.

Коротко остановимся  на последнем аспекте.

В табл. 1.1 представлены основные различия между статическими и динамическими методами оценки эффективности инвестиционных проектов.

Таблица 1.1

Различия между статическими и динамическими методами оценки эффективности инвестиционных проектов

Статические методы

Динамические методы

Однопериодичные

Многопериодичные

Незначительная потребность в  информации

Повышенная потребность в информации

Без совершенного влияния на процентную ставку

С совершенным влиянием на процентную ставку

Периодизированные целевые вклады: производительность / затраты

Непериодизированные целевые вклады: поступления/выплаты

Средние величины

Эксплицитные будущие величины


В классификации К. Брауншвейга  методы оценки эффективности инвестиционных проектов (табл. 2) представлены в «классическом» делении, соответствующем российской классификации (статические и динамические) [3].

В работе Фольмут X. [4] различают  методы, используемые для оценки отдельных  инвестиционных объектов, и методы обоснования инвестиционных программ. Когда речь идет об отдельных инвестиционных проектах, то методы их оценки делятся на статические и динамические. При обосновании инвестиционных программ также используют классические статические и динамические методы оценки, наряду с которыми все большее распространение на практике получают имитационные модели. На малых и средних предприятиях такие математические инструменты принятия решений, как правило, не применяют. Статические методы чаще всего применяют малые и средние предприятия для оценки отдельных объектов инвестирования. При этом исходят из средних оценок, которые действуют в течение всего периода использования этих объектов. В итоге определяют выгодность инвестиционных объектов.

Информация о работе Инвестиционная политика в антикризисном управлении. На примере ООО "Сургутэнергосбыт"