Антикризисный управленец в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие модели антикризисного руководителя.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
- рассмотреть личность кризис менеджера;
- раскрыть основные черты кризис менеджера;
- изучить функции и задачи кризис-менеджера

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Основные аспекты сущности антикрисного руководителя 5
1.1 Назначение и область деятельности кризис-менеджера 5
1.2 Модель антикризисного менеджера……………………………………….8
1.2.1 Общее описание………………………………………………………8
1.2.2 Образование…………………………………………………………..8
1.2.3 Необходимые умения и личностные качества……………………..10
1.2.4 Тип личности, темперамент и уровень интеллекта……………13
1.3 Ролевая структура деятельности кризис-менеджера………………15
Глава 2. Антикризисный управленец в сфере туризма.............................22
2.1 Личние и профессиональные качества кризис-менеджера в туризме….22
2.2 Функции антикризисного управленца в туризме……………………….26
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Антикризисный управленец в сфере туризма.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Анализ комплекса ролей  менеджера по антикризисному управлению показывает, что исполнение конкретной роли подразумевает, что в рамках каждой из них он должен уметь рационально организовывать различную по характеру и содержанию деятельность, учитывая ее специфику. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, менеджер по АКУ создает наиболее благоприятную основу для реализации поставленных целей и достижения результата.

  Резюмируя, можно выделить условия успешной реализации ролей антикризисного управляющего:

 

1. Роли должны быть  взаимосвязаны и динамичны. Менеджер  по АКУ должен понимать, что ролевая структура его деятельности не дискретна: роли неотделимы одна от другой и обладают некоторой целостностью. Каждая из ролей находится в развитии, постоянно видоизменяясь, переходя из одной в другую.

2. Ролевая структура  должна строиться на основе  системного подхода. В любой  ситуации доминирует определенная  роль. Оптимальный ее выбор влечет  за собой выбор соответствующих  сочетаний (комплекса) ролей. Чтобы  предупредить всевозможные пробелы  в ролевой структуре деятельности менеджера по АКУ, на этапе его подготовки необходимо применять методы оценки и отбора с целью выявления способности исполнения всего комплекса ролей.

При совпадении реальных характеристик менеджера по АКУ  с требуемыми управленческими качествами, с учетом рационального, сбалансированного комплекса ролей профессиональной деятельности модель менеджера приобретает идеальную форму.6

 

 

 

 

 

     

 Глава 2.Антикризисный управленец в туризме.

 

2.1Личние и профессиональные качества кризис-менеджера в туризме.

       Последствия кризиса уже успели отразиться на российской экономике. Не миновали они и туристический бизнес. Антикризисному управлению в туристической отрасли, наряду с общими закономерностями присущи некоторые особенности, связанные с осуществлением антикризисных процедур. Существуют два основных направления в антикризисном менеджменте: проведение мероприятий по недопущению кризиса и мероприятий по выходу из кризиса. Хотя во втором случае, наверное, целесообразно говорить о кризисном менеджменте. Мерами по недопущению кризиса могут быть слияние компаний, покупка или, наоборот, продажа гостиничными цепями новых объектов, смена туристских направлений. Например, многие фирмы, занимающиеся поездками в Израиль (да и некоторые израильские фирмы), меняют туристские направления, ориентируясь на ЮАР, Европу и др.

    Критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.

      Антикризисного управляющего на предприятии никогда не встречают с распростертыми объятиями. Всегда - с опаской, всегда - в штыки. Долги, недовольные сотрудники, скрытая война с теми, кто довел предприятие до банкротства, столкновение взаимоисключающих интересов разных сторон - привычная обстановка для этого специалиста. От специалиста требуется полная мобилизация сил и знаний, необходимо оценить в короткие сроки и проанализировать огромный объем информации, принять правильное решение.7

    Диагностика, анализ ситуации, выработка стратегии - все это происходит в жестких условиях - с одной стороны недовольные сотрудники турфирмы, которым не платят или у которых сократили заработную плату, с другой - руководство, находящееся в напряженном состоянии из-за нелегкого положения компании.

     Качества, присущие кризис менеджерам в турфирмах разделяются на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют менеджера и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей. Такими качествами являются:

- компетентность, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;

- широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;

- стремление к приобретению новых знаний, постоянному, самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

- умение планировать свою работу.

Однако кризис менеджером делают не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

- умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление;

- доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;

- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

    Кризис-менеджер - это «дорогое удовольствие» для турфирм. Но владельцы компаний, испуганные положением дел в своей фирме, обычно не экономят на заработной плате специалиста, способного помочь компании пережить тяжелые времена.

  Кризис-менеджер - человек, который может сплотить компанию, заставить всех сотрудников загореться идеей, поверить в то, что компания обязательно успешно справится с трудным периодом и будет преуспевать.

     Даже в совсем не в скандальных ситуациях положению антикризисного управляющего не позавидуешь. Ведь он по определению работает в условиях кризиса. Но речь идет не только о положении предприятия — потенциального банкрота, есть и масса других факторов...

      Мало  того, что кризис менеджеру предстоит принимать решения высокой стоимости в условиях дефицита времени и информации — это, в конце концов, вопрос профессионализма. Значимые меры приходится проводить в условиях постоянных эмоционально насыщенных, вплоть до агрессивности, клиентов.

     Трудовой коллектив кризисной структуры, естественно, еще до прихода нового человека перестал получать прежнюю (а то и вообще какую-либо) зарплату и, что называется, "заведен". Накопившееся раздражение изливается, конечно, на незнакомца. Прежние управленцы воспринимают коллегу-конкурента в штыки: если уж они не смогли спасти родное предприятие, неужели чужой с этим справится, продемонстрировав тем самым несостоятельность прежнего менеджмента?! В ход идут как "отговорки", так и прямой саботаж: неявка на работу, отказ выдавать документы и прочее. Словом, появление нового человека рушит систему отношений, сложившуюся у руководства предприятия с местными властями, с партнерами... Да просто рушится привычная "картина мира". А ведь есть еще и давление бизнес - интересантов и государственных органов (причем не всегда объективное).

Именно поэтому антиконфликтность считается одной из основных характеристик работы антикризисного управляющего.8

  Идеальный и наиболее востребованный антикризисный руководитель сегодня — это человек, который, помимо базового образования (как правило, технического или экономического), имеет степень MBA(Мастер Бизнес Администрирования), опыт работы в российских компаниях и знание западных технологий ведения бизнеса (или — сочетание опыта работы в западных и российских компаниях).

Сегодняшний руководитель - это, как правило, мужчина 40-45 лет, имеющий два высших образования, часто - степень российского или западного MBA. Менеджеры с отечественными дипломами о бизнесобразовании знакомы с реалиями бизнеса в нашей стране, за это их ценят в российских компаниях, а менеджер, получающий западное образование, несколько теряет связь с бизнесом. В абсолютном большинстве случаев менеджер владеет английским языком; имеет за плечами ряд успешно завершенных проектов, обладает большим управленческим опытом; является лидером и харизматичной личностью.

Немаловажное качество антикризисного руководителя - стремление к отслеживанию последних тенденций в сфере  туризма. Менеджер обязан поддерживать свое резюме на высоком уровне и в глазах своих подчиненных. Если члены коллектива уважают своего руководителя, разделяют его видение стратегии развития компании, уверены в его порядочности и профессионализме, то это увеличивает лояльность сотрудников и в целом способствует развитию бизнеса.9

 

2.2Функции антикризисного управляющего в турфирме

    Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Функции антикризисного управляющего специфичны, достаточно трудоемки и требуют компетенции в различных отраслях знаний. Помимо классических, основу его деятельности составляют следующие функции.

1. Стратегическая —  заключается в постановке им  на основе анализа ситуации  и прогнозов целей организации,  координации процесса разработки стратегии и составления плана.

2. Административная —  контроль и оценка результатов,  осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени,  ресурсам, установление системы  мер поощрений и наказаний.

3.Экспертно-инновационная — требует от антикризисного управляющего постоянного, целенаправленного знакомства с новшествами в различных сферах экономики в особенности сфере гостеприимства, их квалифицированной оценки и селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику.

4.Воспитательная —  предполагает создание в коллективе турфирмы благо- приятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.

5.Лидирующая — в этой функции антикризисный управляющий выступает инициатором и интегратором деятельности, следящим, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям всей фирмы. От него зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы.10

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

    В условиях экономического кризиса спрос на управленцев, способных удержать компанию на краю пропасти, а проще — антикризисных менеджеров просто зашкаливает. Многие руководители фирм, прекрасно управлявшие бизнесом при стабильно развивающемся рынке, не способны отказаться от шаблонного мышления, быть жесткими, сохранять активную жизненную позицию в ситуации окружающей паники, быть предприимчивыми и гибкими. Антикризисное управление, действительно отличается от управления в обычном режиме. Поэтому фирме просто необходим хороший кризис менеджер, который обладает огромным набором различных навыков, умений и личных качеств.

   Хорошие кризис-менеджеры — это люди уже заслужившие доверие: успешные профессионалы с безупречной репутацией и устойчивыми отношениями с властными структурами и управленцами того же уровня. Правда, их работа бывает действенной только в рамках своего региона или, в лучшем случае, своей отрасли.

       Более универсальны профессионалы, умеющие добиваться авторитета, как говорится, с чистого листа. Поэтому в программах профессиональной подготовки антикризисных управленцев все большее внимание уделяется «психологической закалке»: менеджеров учат вести диалог и переговоры, выступать перед большой аудиторией, разрешать кадровые конфликты, достигать компромиссов и противостоять давлению.

    Сама профессия тоже накладывает отпечаток на характер. По данным опросов, нестандартность ситуаций, возникающих в процессе управления кризисным предприятием, формирует своеобразную управленческую мудрость.

    Необходимость для кризис-менеджера быть одинаково убедительным в переговорах с кредиторами и должниками, с местной властью и федеральными органами, с сотрудниками предприятия и членами собственной команды способствует повышению терпимости к чужому мнению, развивает сдержанность, самоконтроль и в то же время умение оставаться независимым в собственных суждениях.

     Таким качествам научить нельзя — они приходят прежде всего с опытом. Впрочем, надеемся со временем позитивная практика Кризис-менеджмента наконец позволит изменить имидж профессии в целом. Возможно, тогда и станут кризис-менеджеров называть старым добрым словом — «попечители».

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

                                  

                                     Список литературы

         

1.Афанасьев Г. Кризис  – менеджмент,-М: «Норма»,2005

2.Баринов В.А. Антикризисное  управление -М., ФБК-ПРЕСС. – 2005

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М: «Фирма Гардарика», 2006.

4.Демчук О. Н., Ефремова Т. А. Антикризисное управление. -М: Флинта,2009

5.Дорофеев В.А. Антикризисное управление,М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002

 6.Зуб А.Т., Локтионов М.В.Теория и практика антикризисного управления. –М: "Генезис",2006

7.Короткова Э.М.Антикризисное управление.   М.: Инфра-М, 2003

8.Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. -М: Феникс, 2004

Информация о работе Антикризисный управленец в сфере туризма