Управленческий анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности

Файлы: 1 файл

управленч анализ в отраслях лекции.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

Расчет влияния факторов на величину товарных запасов

Наименование товарных групп

Объем товарооборота, тыс. руб.

Скорость оборота, дн

Средний товарный запас, тыс. руб.

Отклонение фактических запасов от плановых, тыс. руб.

план

факт

план

факт

при плановом обороте и плановой оборачиваемости (2х4)/365

при фактическом обороте и плановой оборачиваемости

(3х4)/365

при фактическом обороте и фактической оборачиваемости

(3х5)/365

 

 

Всего

в том числе:

за счет объема товарооборота

за счет скорости оборота

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                     
                     
                     
                     
                     

 

 

2.2. Управление продажами

На любом предприятии, как промышленном, так и торговом, процесс планирования начинается с составления бюджета продаж. Это связано с тем, что продажи – это наиболее трудно управляемый объект хозяйственной деятельности. Он ограничен внешними факторами, такими как: рынки сбыта, их емкость, спрос на различные виды товаров, конкурентоспособность товаров и т.д.

Основными задачами анализа  продаж являются:

- анализ платежеспособного  спроса на различные виды товаров  (его эластичность)

- анализ рынков сбыта  товаров

- анализ конкурентоспособности  товаров.

Изучение спроса на товар необходимо для формирования портфеля заказов. На спрос могут оказывать влияние следующие факторы: цены на товары, доходы покупателей, качество товаров, насыщенность ими рынка, ожидания потребителей в отношении своих доходов и изменения уровня цен.

Эластичность спроса выражается показателями ценовой эластичности и эластичности спроса по доходу:

; ,

где ΔСi – процентное изменение количества спроса i-го товара;

      ΔЦi – процентное изменение цен на i-ый товар;

      ΔД – процентное изменение доходов покупателей.

Сравнение данных показателей  по видам товаров позволяет оценить, есть ли у предприятия возможность  увеличить продажи данного вида товара и завоевать больший рынок сбыта за счет снижения цены на товар.

Анализ рынков сбыта позволяет увеличить объемы продаж, а, следовательно, выручку и сумму прибыли предприятия. В ходе анализа изучают динамику положения рассматриваемого вида товара на рынке в течение последних 3-5 лет. По данным анализа определяют структуру рынков сбыта и уровень их доходности, исходя из четырех категорий товаров («звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «мертвый груз»).

 

 

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема 2 «Управленческий  анализ в торговых организациях»

2.2. Управление продажами

(продолжение)

Анализ конкурентоспособности товаров основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Для оценки конкурентоспособности проводят сопоставление анализируемого товара и товара-конкурента. Для этого рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности.

Единичный показатель (b) характеризует отношение какого-либо технического параметра (мощность, полезный объем) или экономического параметра (цена, расход электроэнергии) (Р) к соответствующему параметру товара-конкурента (Р0):

                                                                b = P / P0

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели по группе параметров с помощью весовых коэффициентов (а), определяемых экспертным путем:

                                                            G = ∑ai × bi

Интегральный показатели (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gt) к групповому показателю по экономическим параметрам (Ge):            

I = Gt / Ge

Если I > 1, то анализируемый товар уступает товару-конкуренту, а если I < 1, то анализируемый товар более конкурентоспособен, чем товар-конкурент.

Рассмотрим анализ конкурентоспособности  на примере (см. табл. 11).

 

 

 

 

Таблица 11

Анализ конкурентоспособности холодильника

Показатель

Оцениваемый холодильник

STINOL

Единичные показатели конкурентоспособности (bi)

Весовые коэффициенты (ai)

Групповые показатели конкурентоспособности (G)

Технические параметры

 

 

 

 

 

Общий объем, дм3

315

325

0,97

0,15

0,1455

Полезный объем ХК, дм3

190

202

0,94

0,25

0,2350

Полезный объем МК, дм3

70

70

1,0

0,20

0,20

Замораживающая способность, кг/сут

4,3

4,5

0,95

0,22

0,2090

Средний срок службы, лет

16

15

1,06

0,10

0,1060

Температура в морозильной камере, "С

-15

-18

0,83

0,08

0,0664

Групповой показатель по техническим параметрам

 

 

 

 

0,9619

Экономические параметры

 

 

 

 

 

Цена, у. е.

350

400

0,875

0,6

0,525

Расход электроэнергии в сутки, кВт-ч

1,40

1,45

0,965

0,4

0,386

Групповой показатель по экономическим параметрам

 

 

 

 

0,911

Интегральный показатель конкурентоспособности

1,056


Важное направление  повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

При анализе организации  торговли выясняют, имеются ли у  предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама  являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.

 

2.3. Управление дебиторской задолженностью (ДЗ)

Для сохранения организацией необходимых денежных средств и  повышения прибыли она должна обеспечивать финансирование увеличения дебиторской задолженности. Такое финансирование может быть как банковским, так и за счет увеличения кредиторской задолженности поставщикам.

Таким образом, огромное значение для торговой компании имеет  кредитная политика, которая включает в себя следующие составляющие:

- срок кредита, т.е.  срок существования конкретной  ДЗ;

- скидки, предоставляемые в виде поощрения срочных и досрочных платежей;

- политика взимания  платы с покупателей;

-стандарты кредитоспособности, определяющие возможности покупателей-дебиторов.

Дебиторскую задолженность  в целях анализа необходимо классифицировать по срокам образования. Это позволит в любой момент контролировать точное состояние расчетов с покупателям и рассчитывать суммы резервов по сомнительным долгам.

Состояние расчетов характеризует  также показатель оборачиваемости дебиторской задолженности, который определяется как отношение выручки от продаж к среднегодовой величине дебиторской задолженности.

Среднегодовую величину ДЗ целесообразно исчислять по среднему хронологическом (для большей точности):

,

где n – количество месяцев в рассматриваемом периоде;

      ДЗn – величина дебиторской задолженности на конец n-месяца.

Необходимо контролировать сомнительную ДЗ. Рост ее удельного веса в составе  общей ДЗ свидетельствует о снижении ликвидности организации.

Таким образом, общие  рекомендации по управлению ДЗ включают:

  1. контроль за состоянием расчетов с покупателями по просроченным платежам
  2. использование скидок при досрочной оплате
  3. контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, необходимый для обеспечения финансовой устойчивости и ликвидности организации
  4. привлечение большего количества покупателей для сохранения объемов продаж и уменьшения риска неуплаты.

 

2.4. Планирование и контроль издержек обращения

Издержки обращения  представляют собой выраженные в  денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом продвижения товаров от мест производства к потребителю. К ним относятся затраты на оплату труда торговых работников, перевозку, подготовку и хранение товаров.

Снижение издержек обращения  является существенным резервом экономии средств предприятия и достигается за счет совершенствования организации торговли, повышения производительности труда торговых работников и расширения новых, наиболее прогрессивных форм торговли.

Для характеристики издержек обращения используют два основных показателя: абсолютный размер издержек обращения и их уровень в процентах к товарообороту.

Основным методом, применяемым в управленческом учете и анализе торгового предприятия, является маржинальный подход (метод «директ-костинг»), который подразумевает деление издержек обращения на постоянные и переменные. Данный метод позволяет планировать прибыль, формировать цены на товары с учетом их индивидуального вклада в общий финансовый результат, определять оптимальный размер объема продаж при фиксированной цене.

Основные моменты данного  анализа аналогичны анализу себестоимости на промышленных предприятиях.

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №8

Тема 3 «Управленческий анализ в капитальном строительстве»

3.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации для анализа

Субъектами строительной отрасли экономики являются:

    • инвестор, осуществляющий финансирование строительства объекта;
    • заказчик – это ЮЛ или ФЛ, выполняющее функции управляющего строительством, начиная с разработки технико-экономического обоснования и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию;
    • застройщик – ЮЛ или ФЛ, обладающее правами на земельный участок под застройку, т.е. являющееся землевладельцем. Заказчик, в отличие от застройщика, только использует земельный участок на правах аренды;
    • подрядчик (генеральный подрядчик) – строительная фирма, осуществляющая по договору подряда строительство объекта. Подрядчик отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном соответствии с условиями договора;
    • проектировщик (генеральный проектировщик) – это научно-исследовательская проектная фирма, осуществляющая по договору с заказчиком разработку проекта объекта строительства. Проектировщик несет полную ответственность за качество проекта, технико-экономические показатели объекта строительства, правильность выполнения подрядной организацией проектных решений. Для контроля за соблюдением проектных решений проектная организация осуществляет авторский надзор.

Строительство может  осуществляться разными способами. Строительство хозяйственным способом осуществляется собственными силами заказчика или инвестора. При подрядном способе строительство производится специальными строительными и монтажными организациями – подрядчиками. Большое распространение в последнее время получила новая форма строительства – «под ключ». При этом функции заказчика на весь срок работ передаются генеральному подрядчику.

Информация о работе Управленческий анализ