Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций
В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности
Таблица 10
Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
Наименование товарных групп |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
Скорость оборота, дн |
Средний товарный запас, тыс. руб. |
Отклонение фактических запасов от плановых, тыс. руб. | ||||||
план |
факт |
план |
факт |
при плановом обороте и плановой оборачиваемости (2х4)/365 |
при фактическом обороте и плановой оборачиваемости (3х4)/365 |
при фактическом обороте и фактической оборачиваемости (3х5)/365 |
Всего |
в том числе: | ||
за счет объема товарооборота |
за счет скорости оборота | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2.2. Управление продажами
На любом предприятии, как промышленном, так и торговом, процесс планирования начинается с составления бюджета продаж. Это связано с тем, что продажи – это наиболее трудно управляемый объект хозяйственной деятельности. Он ограничен внешними факторами, такими как: рынки сбыта, их емкость, спрос на различные виды товаров, конкурентоспособность товаров и т.д.
Основными задачами анализа продаж являются:
- анализ платежеспособного
спроса на различные виды
- анализ рынков сбыта товаров
- анализ конкурентоспособности товаров.
Изучение спроса на товар необходимо для формирования портфеля заказов. На спрос могут оказывать влияние следующие факторы: цены на товары, доходы покупателей, качество товаров, насыщенность ими рынка, ожидания потребителей в отношении своих доходов и изменения уровня цен.
Эластичность спроса выражается показателями ценовой эластичности и эластичности спроса по доходу:
; ,
где ΔСi – процентное изменение количества спроса i-го товара;
ΔЦi – процентное изменение цен на i-ый товар;
ΔД – процентное изменение доходов покупателей.
Сравнение данных показателей
по видам товаров позволяет
Анализ рынков сбыта позволяет увеличить объемы продаж, а, следовательно, выручку и сумму прибыли предприятия. В ходе анализа изучают динамику положения рассматриваемого вида товара на рынке в течение последних 3-5 лет. По данным анализа определяют структуру рынков сбыта и уровень их доходности, исходя из четырех категорий товаров («звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «мертвый груз»).
ЛЕКЦИЯ № 7
Тема 2 «Управленческий анализ в торговых организациях»
2.2. Управление продажами
(продолжение)
Анализ конкурентоспособности товаров основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Для оценки конкурентоспособности проводят сопоставление анализируемого товара и товара-конкурента. Для этого рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности.
Единичный показатель (b) характеризует отношение какого-либо технического параметра (мощность, полезный объем) или экономического параметра (цена, расход электроэнергии) (Р) к соответствующему параметру товара-конкурента (Р0):
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели по группе параметров с помощью весовых коэффициентов (а), определяемых экспертным путем:
Интегральный показатели (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gt) к групповому показателю по экономическим параметрам (Ge):
I = Gt / Ge
Если I > 1, то анализируемый товар уступает товару-конкуренту, а если I < 1, то анализируемый товар более конкурентоспособен, чем товар-конкурент.
Рассмотрим анализ конкурентоспособности на примере (см. табл. 11).
Таблица 11
Анализ конкурентоспособности холодильника
Показатель |
Оцениваемый холодильник |
STINOL |
Единичные показатели конкурентоспособности (bi) |
Весовые коэффициенты (ai) |
Групповые показатели конкурентоспособности (G) |
Технические параметры
| |||||
Общий объем, дм3 |
315 |
325 |
0,97 |
0,15 |
0,1455 |
Полезный объем ХК, дм3 |
190 |
202 |
0,94 |
0,25 |
0,2350 |
Полезный объем МК, дм3 |
70 |
70 |
1,0 |
0,20 |
0,20 |
Замораживающая способность, кг/сут |
4,3 |
4,5 |
0,95 |
0,22 |
0,2090 |
Средний срок службы, лет |
16 |
15 |
1,06 |
0,10 |
0,1060 |
Температура в морозильной камере, "С |
-15 |
-18 |
0,83 |
0,08 |
0,0664 |
Групповой показатель по техническим параметрам
|
0,9619 | ||||
Экономические параметры
| |||||
Цена, у. е. |
350 |
400 |
0,875 |
0,6 |
0,525 |
Расход электроэнергии в сутки, кВт-ч |
1,40 |
1,45 |
0,965 |
0,4 |
0,386 |
Групповой показатель по экономическим параметрам
|
0,911 | ||||
Интегральный показатель конкурентоспособности |
1,056 |
Важное направление
повышения
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.
2.3. Управление дебиторской задолженностью (ДЗ)
Для сохранения организацией необходимых денежных средств и повышения прибыли она должна обеспечивать финансирование увеличения дебиторской задолженности. Такое финансирование может быть как банковским, так и за счет увеличения кредиторской задолженности поставщикам.
Таким образом, огромное значение для торговой компании имеет кредитная политика, которая включает в себя следующие составляющие:
- срок кредита, т.е. срок существования конкретной ДЗ;
- скидки, предоставляемые в виде поощрения срочных и досрочных платежей;
- политика взимания платы с покупателей;
-стандарты кредитоспособности,
определяющие возможности
Дебиторскую задолженность в целях анализа необходимо классифицировать по срокам образования. Это позволит в любой момент контролировать точное состояние расчетов с покупателям и рассчитывать суммы резервов по сомнительным долгам.
Состояние расчетов характеризует также показатель оборачиваемости дебиторской задолженности, который определяется как отношение выручки от продаж к среднегодовой величине дебиторской задолженности.
Среднегодовую величину ДЗ целесообразно исчислять по среднему хронологическом (для большей точности):
,
где n – количество месяцев в рассматриваемом периоде;
ДЗn – величина дебиторской задолженности на конец n-месяца.
Необходимо контролировать сомнительную ДЗ. Рост ее удельного веса в составе общей ДЗ свидетельствует о снижении ликвидности организации.
Таким образом, общие рекомендации по управлению ДЗ включают:
2.4. Планирование и контроль издержек обращения
Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом продвижения товаров от мест производства к потребителю. К ним относятся затраты на оплату труда торговых работников, перевозку, подготовку и хранение товаров.
Снижение издержек обращения является существенным резервом экономии средств предприятия и достигается за счет совершенствования организации торговли, повышения производительности труда торговых работников и расширения новых, наиболее прогрессивных форм торговли.
Для характеристики издержек обращения используют два основных показателя: абсолютный размер издержек обращения и их уровень в процентах к товарообороту.
Основным методом, применяемым в управленческом учете и анализе торгового предприятия, является маржинальный подход (метод «директ-костинг»), который подразумевает деление издержек обращения на постоянные и переменные. Данный метод позволяет планировать прибыль, формировать цены на товары с учетом их индивидуального вклада в общий финансовый результат, определять оптимальный размер объема продаж при фиксированной цене.
Основные моменты данного анализа аналогичны анализу себестоимости на промышленных предприятиях.
ЛЕКЦИЯ №8
Тема 3 «Управленческий анализ в капитальном строительстве»
3.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации для анализа
Субъектами строительной отрасли экономики являются:
Строительство может осуществляться разными способами. Строительство хозяйственным способом осуществляется собственными силами заказчика или инвестора. При подрядном способе строительство производится специальными строительными и монтажными организациями – подрядчиками. Большое распространение в последнее время получила новая форма строительства – «под ключ». При этом функции заказчика на весь срок работ передаются генеральному подрядчику.