Управленческий анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности

Файлы: 1 файл

управленч анализ в отраслях лекции.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут  оказать влияние следующие факторы:

  • Изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции
  • Изменение с/с отдельных видов продукции
  • Изменение цен на продукцию

Влияние этих факторов можно  установить методом цепных подстановок.

Далее проводится оценка себестоимости по экономическим элементам и по статьям затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, что затрачено, какие ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве, т.е. представляет собой смету затрат. Анализ сметы затрат осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. Анализ затрат по экономическим элементам заключается в их сравнении с планом и предыдущим периодом, а также в изучении структуры затрат (см. табл. 9).

Таблица 9

Анализ затрат предприятия  в разрезе экономических элементов

Элементы затрат на производство

Значение, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Изменение

П.п.

О.п.

П.п.

О.п.

Тыс. руб.

Уд. веса, %

1

2

3

4

5

6

7

1. Материальные затраты всего,  в т.ч.

           

    Сырьё и материалы

           

    Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты

           

    Топливо

           

    Энергия

           

2. Затраты на оплату труда

           

3. Отчисления на соц. нужды

           

4. Амортизация 

           

5. Прочие затраты

           

ИТОГО затрат на производство

           

 

Структура затрат по экономическим  элементам отражает материалоемкость, энергоемкость и трудоемкость производства. Рост или сокращение удельного веса амортизационных отчислений характеризует изменения в техническом уровне производства. Уменьшение удельного веса прочих затрат свидетельствует о сокращении расходов по обслуживанию и управлению производством.

Группировка затрат по статьям калькуляции характеризует назначение затрат и их роль в процессе производства, отражает связь затрат и результатов, определяет целесообразность затрат.

Примерная номенклатура статей калькуляции в промышленности:

  1. Сырьё и основные материалы
  2. Возвратные отходы (-)
  3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
  4. Зарплата основных производственных рабочих
  5. Отчисления на социальные нужды
  6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация оборудования, текущий ремонт оборудования, стоимость инструментов со сроком службы до 1 года и др.)
  7. Цеховые расходы (расходы на содержание административного аппарата цеха и прочего персонала, амортизация здания цеха, ремонт здания цеха, стоимость инвентаря со сроком службы до 1 года и др.)

ИТОГО: цеховая себестоимость

  1. Общехозяйственные расходы (расходы на содержание административно-управленческого аппарата предприятия, амортизация здания заводоуправления, командировочные расходы, амортизация НМА, налоги и сборы, включаемые в себестоимость (земельный) и др.)
  2. Расходы на подготовку и освоение производства (расходы будущих периодов)
  3. Потери от брака

ИТОГО: производственная себестоимость

  1. Коммерческие расходы (стоимость тары и упаковки, транспортировка продукции, расходы на рекламу, содержание службы маркетинга и др.)

ИТОГО: полная себестоимость

Все расходы предприятия  могут быть условно разделены  на 2 части: переменные и постоянные.

Постоянными называются расходы, сумма которых не меняется при изменении объема производства. К ним обычно относятся административные и управленческие расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, коммерческие расходы, ОХР и др.

Переменные расходы – это затраты, сумма которых изменяется в зависимости от изменения объема производства:

- расходы на сырьё  и материалы

- затраты на оплату  труда производственных рабочих

- затраты на топливо  и энергию в производственных  целях

- расходы на тару  и упаковку и др.

Одной из основных задач  деления расходов на постоянные и  переменные является возможность прогнозировать прибыль исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающий безубыточную деятельность. Кроме того, деление расходов на переменную и постоянную составляющие дает полезную информацию для принятия решений о том, как за счет изменения структуры производства добиться увеличения выручки; какие виды расходов организации и в каких соотношениях изменятся при изменении объема продаж; какой должна быть нижняя граница цен ан продукцию и т.д.

Важным параметром при  принятии управленческих решений является маржинальный доход (МД), который представляет собой сумму, остающуюся в составе стоимости продукции (выручки) после вычета переменных расходов. Экономический смысл МД состоит в том, что он обеспечивает покрытие постоянных расходов, поэтому его ещё называют суммой покрытия. Если МД недостаточно для покрытия постоянных расходов, то организация терпит убытки. Здесь можно вывести следующие соотношения:

МД < ПР => Убытки

МД = ПР => Безубыточность

МД > ПР => Прибыль

Величина МД является важным показателем в системе  управления прибылью от продаж. Для того чтобы обеспечить получение планируемой величины прибыли, необходимо поддерживать определенное отношение МД к выручке. Данное отношение называется коэффициент (уровень) МД. Средняя величина данного показателя в разрезе отдельных видов продукции рассчитывается следующим образом:

где  pi – цена i-го вида продукции

       - переменные расходы в расчете на единицу i-го вида продукции

       Yi – доля i-го вида продукции в общем объеме продаж

        n – количество видов выпускаемой продукции

С помощью среднего КМД можно рассчитать ожидаемую (плановую) величину МД. Для этого надо умножить ожидаемый (плановый) объем продаж (Q) на полученную величину КМД:

МР = Q × КМД

Величину выручки, при  которой предприятие будет в  состоянии покрыть все свои расходы, не получая прибыли, принято называть критическим объемом продаж (точкой безубыточности). Для его определения используется следующая формула:

Разность между выручкой от продаж и критическим объемом  характеризует запас финансовой прочности предприятия. Если этот показатель является отрицательным, то существует реальная угроза финансовой стабильности предприятия, поскольку его деятельность убыточна.

Осуществление маржинального  анализа позволяет уточнить принимаемые решения в отношении структуры и ассортимента продукции, приемлемых цен, объемов продаж и прибыли. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в данном подходе заложены определенные допущения, как и во всякую другую экономическую модель:

  • Стабильность деления расходов на постоянные и переменные. Предполагается, что переменные расходы остаются неизменными в расчете на единицу продукции. Это допущение можно принять за справедливое только для небольшого интервала времени. На практике приходится учитывать изменения цен на материалы, рост заработной платы и связанных с ней отчислений. С течением времени неизбежно и изменение величины постоянных расходов.
  • Стабильность цен на продукцию при различных объемах продаж. На практике изменение продажных цен является важным фактором, влияющим на объем продаж (скидки, отсрочки платежа)
  • Стабильность ассортимента продукции и структуры продаж
  • Наличие одной точки безубыточности, что вытекает из предположения о линейной зависимости выручки и переменных расходов от объема продаж. Это приводит к тому, что на графике безубыточности имеется только одна точка пересечения линий выручки и совокупных расходов. С учетом реального поведения расходов таких точек может быть несколько.
  • И другие допущения.

Таким образом, главная  проблема, связанная с практическим применением анализа безубыточности, - это нестабильность расходов и цен, что является следствием меняющихся условий деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому такой анализ может проводиться только на краткосрочную перспективу.

 

 

ЛЕКЦИЯ №6

Тема 2 «Управленческий анализ в торговых организациях»

Торговая организация  отличается от промышленной тем, что в ее деятельность не входит производство продукции, она занимается лишь продажей товаров. Согласно статистике, около 20% активов торговой компании состоят из дебиторской задолженности, а ещё около 20% - из запасов. Следовательно, основой деятельности коммерческого предприятия является умение анализировать и управлять дебиторской задолженностью и запасами.

Исходя из этого, можно  выделить основные направления управленческого анализа в торговых организациях:

- планирование цикла  закупок, что означает управление товарно-материальными запасами;

- управление продажами,  которое включает в себя маркетинговый  анализ и управление дебиторской задолженностью;

- планирование и контроль  издержек обращения.

 

2.1. Управление товарно-материальными запасами

Для обеспечения управления запасами необходимо решить три проблемы:

  1. выяснить количество товара определенного наименования, которое необходимо хранить на складе торговой организации
  2. определить, сколько товара должно быть завезено (заказано) в определенный момент
  3. определить момент, в который необходимо пополнить запасы на складе.

Для планирования количества товарно-материальных запасов используют такие методики, как: модель оптимального размера заказа, точка возобновления заказа, определение резерва запасов и др. Эти методы позволяют минимизировать затраты на приобретение и содержание товарных запасов.

Оптимальный размер запаса определяется по формуле:

,

где ПЗ – постоянные затраты, связанные с закупкой товаров;

      ПР –  годовой объем продаж;

      ПРЗ  – процентные затраты (затраты  по привлечению заемных средств,  налоги, расходы на страхование  товаров, амортизация складского  оборудования и др.);

      ПЦ –  покупная цена единицы товара.

Точка возобновления заказа:

           ТВЗ = ЦЗ × ОП,  

где ЦЗ – цикл заказа в неделях;

      ОП –  недельный объем продаж.

ТВЗ показывает величину запаса, при которой необходимо размещать  следующий заказ. Определение ТВЗ обеспечивает бесперебойность поставок и гарантию сохранения объемов продаж.

Постоянное наличие товарных запасов в определенном размере и ассортименте является одним из важнейших условий выполнения плана товарооборота и обеспечения бесперебойности торговли. Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения и запасы целевого назначения.

Товарные запасы нормального  хранения обеспечивают бесперебойную  торговлю и должны постоянно и  равномерно пополняться. Нарушение  установленных сроков завоза товаров может привести к перебоям в торговле.

К запасам сезонного  хранения относятся товары сезонного производства, спрос на которые более или менее постоянен (овощи, фрукты), а также товары, производство которых постоянно, а спрос подвержен сезонным колебаниям (резиновая обувь, велосипеды и т.д.).

Запасы целевого назначения образуются в тех случаях, когда торговые организации по ряду обстоятельств вынуждены заранее накапливать специальные запасы в связи с трудностью их завоза.

Наблюдение за состоянием и движением товарных запасов необходимо вести систематически во всех сегментах торговой организации: на базах, складах, в торговой сети. При этом важно следить не только за движением общей суммы товарных запасов, но и изучать состояние запасов по отдельным товарам и группам товаров, выяснять причины образования излишков или отсутствия запасов.

Анализируя товарные запасы, необходимо определить отклонение фактических запасов от установленных нормативов и начальных остатков в сумме и в днях оборота. Для этого сопоставляются фактические и плановые данные в целом и по отдельным товарным группам. Информационной базой для такого анализа служат данные бизнес-плана, статистической формы №1-предприятие и оперативного учета.

На величину товарных запасов оказывают влияние объем  и структура товарооборота, а  также товарооборачиваемость, которая рассчитывается по следующей формуле:

,

где ТО – товарооборачиваемость в днях;

       З – средний запас товаров;

       Д – число дней в периоде;

       Р – объем реализации товаров за период.

Размер влияния указанных  факторов на величину товарных запасов можно установить путем следующего расчета (см. табл. 10).

Информация о работе Управленческий анализ