Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций
В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности
ЛЕКЦИЯ №1
«Понятие, цели и задачи управленческого анализа (УА)»
В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности.
УА использует как данные сводной финансовой отчетности, так и оперативную (внутреннюю) информацию компании. Он проводится в большинстве случаев для внутренних целей компании, т.к. основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации. УА необходим для выявления параметров, факторов, причин, оказавших влияние на итоговые финансовые показатели деятельности, и служит для выработки решений, позволяющих организации достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее деятельности.
В то же время, финансовый и управленческий анализ не являются «параллельными». Финансовый анализ является как бы «верхушкой» УА, т.е. УА лишь детализирует и конкретизирует общие выводы, полученные по результатам финансового анализа.
Характерным отличием финансового
и управленческого анализа явля
УА направлен в будущее, он является перспективным, поскольку служит прогнозированию, планированию деятельности, принятию оптимальных решений и, тем самым, достижению наилучших результатов.
Особенности УА:
Таким образом, управленческий анализ – это раздел экономического анализа и составная часть управленческого учета, основной целью которого является изучение прошлой, текущей, а главное – будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики. Кроме того, управленческий анализ – один из важнейших этапов в процессе принятия управленческого решения.
Цель управленческого анализа – внутренняя оценка эффективности деятельности различных сегментов организации, обоснованности планируемых показателей, контроль за выполнением планов и смет и выявление резервов повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Задачи:
Очевидно, что в различных отраслях экономики управленческий анализ деятельности предприятий имеет свою специфику. Рассмотрим методику управленческого анализа промышленных, торговых и строительных организаций.
Тема 1 «Управленческий анализ в промышленности»
1.1. Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)
Цель данного анализа
заключается в выявлении
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
- оценка динамики и
степени выполнения плана
- определение влияния факторов на изменение объема и ассортимента продукции (ассортиментный анализ);
- оценка качества продукции (работ, услуг);
- анализ ритмичности производства продукции.
Итак, анализ производства продукции следует начинать с оценки динамики и выполнения плана по общему объему выпущенной продукции. Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Натуральные показатели используются для определения физического объема выпуска отдельных видов продукции. Без учета продукции в натуральном выражении невозможен учет продукции в любых других измерителях. Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки.
Объем производства и реализации продукции характеризуется следующими показателями: валовая, товарная и реализованная продукция.
Для оценки выполнения плана и динамики объема продукции используются данные бизнес-плана организации (плановые показатели), а также регистры синтетического и аналитического учета (фактические показатели).
В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску продукции и дается характеристика изменения объема производства по сравнению с предшествующим отчетным периодом. С этой целью сравниваются фактические данные за отчетный период с плановыми показателями и соответствующими данными за прошлый период. Кроме того, здесь можно проанализировать состав и структуру произведенной продукции (см. табл.1).
Таблица 1
Оценка структуры, динамики и степени выполнения плана производства (реализации)
Наименование продукции |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Удельный вес, % |
Изменение уд.веса, % |
Отклонение от предыдущего года |
Отклонение от плана | ||||
план |
факт |
план |
факт |
сумма |
Тр, % |
сумма |
Тр, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
А |
||||||||||
Б |
||||||||||
В |
||||||||||
Итого |
При анализе объема продукции необходимо также проводить ассортиментный анализ продукции, который предполагает сравнение фактического и планового ассортимента (или ассортимента отчетного и прошлого периодов) как по стоимостным, так и по натуральным показателям. Т.е. определяется степень соответствия ассортимента (ССА).
Для сравнения используются следующие приемы:
1. Способ наименьшего процента – заключается в предварительном расчете темпов роста по каждому виду продукции и выборе среди них минимального. Для анализа формируется следующая аналитическая таблица:
Наименование продукции |
Темпы роста, % | |
Натур. показатель |
Стоимостной показатель | |
А |
||
Б |
min |
min |
В |
ССА = min темп роста
2. Способ среднего процента – заключается в определении степени соответствия ассортимента путем отношения общего фактического объема продукции в пределах плана (прошлого периода) к плановому (прошлому) объему продукции. Для анализа формируется следующая аналитическая таблица:
Наименование продукции |
Объем продукции |
Объем фактич (отч.пер) в пределах плана (прошл.пер) | |||
План/прошл. период |
Факт/отч. период | ||||
натур |
стоим |
натур |
стоим | ||
А |
|||||
Б |
|||||
В |
|||||
итого |
Сумма 1 |
Сумма 2 |
Сумма 3 |
ССА = сумма 3 / сумма 1
3. Способ по удельному весу изделий, по которым план выполнен. В данном случае определяется фактическая структура выпуска, а затем выбираются и суммируются удельные веса изделий, по которым темп роста за период больше 100%. Для анализа формируется следующая аналитическая таблица:
Наименование продукции |
Темп роста, % |
Уд.вес фактич., % | ||
натур |
стоим |
натур |
стоим | |
А |
Т.роста>100 |
|||
Б |
Т.роста>100 |
|||
В |
Т.роста>100 |
|||
итого |
Сумма |
ССА = сумма (Т.роста>100)
По результатам анализа делаются выводы о степени соответствия фактического и планового ассортимента (или ассортимента отчетного и прошлого периодов) как по стоимостным, так и по натуральным показателям.
Одним из важных направления анализа реализации продукции является анализ ее качества.
Качество продукции
– это совокупность свойств, обусловливающих
ее пригодность удовлетворять
Задачи анализа качества продукции состоят в том, чтобы дать оценку стабильности качества продукции, выявить наиболее важные причины снижения уровня качества продукции и размер его влияния на объем продукции. Рост объема выпуска за счет качества отражается на показателях себестоимости, цены, прибыли и рентабельности продукции.
К показателям качества относят:
- уровень сертифицированной продукции
- уровень новой продукции
- уровень модернизированной продукции
- уровень экспортной продукции
- уровень зарекламированной продукции и др.
Рекламация – это претензия, предъявляемая предприятию в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора. Отсутствие или наличие рекламаций о недоброкачественности продукции является обобщенным показателем стабильности (нестабильности) качества продукции. Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем поставки продукции, а, следовательно, ухудшает финансовые результаты деятельности предприятия.
В процессе анализа в отделе сбыта выявляют количество предъявленных рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции и рассчитывают УЗП. Далее анализируют динамику количества принятых рекламаций и УЗП по сравнению с прошлым годом или за ряд лет. Это дает возможность выявить изделия, на которые следует обратить внимание маркетинговой службе предприятия с целью повышения их качества.
В заключение анализа устанавливают влияние УЗП на финансовые результаты предприятия. Для этого плановая рентабельность продукции (Прибыль от продаж/Выручка) умножается на объем зарекламированной продукции в действующих ценах.
Недополученная прибыль = Рентабельность продаж * Объем ЗП
Наиболее целесообразно проводить анализ качества продукции ещё на стадии ее проектирования. Такой метод получил название функционально-стоимостного анализа (ФСА). ФСА давно используется зарубежными компаниями, а в России внедряется с большим трудом. Эффективность применения ФСА заключается в том, что он позволяет снизить затраты при одновременном повышении качества продукции, что обеспечивает ее конкурентоспособность.