Управленческий анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности

Файлы: 1 файл

управленч анализ в отраслях лекции.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ №1

«Понятие, цели и задачи управленческого анализа (УА)»

В зависимости от используемой информационной базы и субъектов  анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.

Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности.

УА использует как  данные сводной финансовой отчетности, так и оперативную (внутреннюю) информацию компании. Он проводится в большинстве случаев для внутренних целей компании, т.к. основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации. УА необходим для выявления параметров, факторов, причин, оказавших влияние на итоговые финансовые показатели деятельности, и служит для выработки решений, позволяющих организации достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее деятельности.

В то же время, финансовый и управленческий анализ не являются «параллельными». Финансовый анализ является как бы «верхушкой» УА, т.е. УА лишь детализирует и конкретизирует общие выводы, полученные по результатам финансового анализа.

Характерным отличием финансового  и управленческого анализа является его направленность. Финансовый анализ имеет четко ретроспективную направленность. Он позволяет оценить результаты деятельности организации, эффективность управления ею в прошедшем периоде.

УА направлен в будущее, он является перспективным, поскольку  служит прогнозированию, планированию деятельности, принятию оптимальных решений и, тем самым, достижению наилучших результатов.

Особенности УА:

  1. максимальная закрытость результатов анализа, ориентация анализа на любые источники информации (в финансовом анализе – максимальная открытость, ориентация только на публичную финансовую отчетность);
  2. отсутствие какой бы то ни было регламентации анализа;
  3. направленность анализа на интересы руководства (в финансовом анализе – большое количество пользователей).

Таким образом, управленческий анализ – это раздел экономического анализа и составная часть управленческого учета, основной целью которого является изучение прошлой, текущей, а главное – будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики. Кроме того, управленческий анализ – один из важнейших этапов в процессе принятия управленческого решения.

Цель управленческого анализа – внутренняя оценка эффективности деятельности различных сегментов организации, обоснованности планируемых показателей, контроль за выполнением планов и смет и выявление резервов повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Задачи:

  • оценка возможностей увеличения объемов производства и реализации продукции (оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации; ассортиментный анализ; оценка качества продукции; анализ ритмичности производства);
  • анализ ресурсного потенциала предприятия (труда, средств труда, предметов труда);
  • управление затратами на производство по отклонениям от нормативных и запланированный показателей и выяснение причин этих отклонений;
  • анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли;
  • оценка места предприятия на рынке данного товара (маркетинговый анализ);
  • определение политики ценообразования;
  • и другие.

 

Очевидно, что в различных  отраслях экономики управленческий анализ деятельности предприятий имеет свою специфику. Рассмотрим методику управленческого анализа промышленных, торговых и строительных организаций.

 

Тема 1 «Управленческий анализ в промышленности»

1.1. Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)

Цель данного анализа  заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, расширения рынков сбыта.

Основными задачами анализа  объема производства и реализации продукции являются:

- оценка динамики и  степени выполнения плана производства  и реализации;

- определение влияния  факторов на изменение объема  и ассортимента продукции (ассортиментный анализ);

- оценка качества продукции  (работ, услуг);

- анализ ритмичности  производства продукции.

Итак, анализ производства продукции следует начинать с  оценки динамики и выполнения плана по общему объему выпущенной продукции. Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Натуральные показатели используются для определения физического объема выпуска отдельных видов продукции. Без учета продукции в натуральном выражении невозможен учет продукции в любых других измерителях. Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки.

Объем производства и  реализации продукции характеризуется  следующими показателями: валовая, товарная и реализованная продукция.

Для оценки выполнения плана  и динамики объема продукции используются данные бизнес-плана организации (плановые показатели), а также регистры синтетического и аналитического учета (фактические показатели).

В процессе анализа проверяется  выполнение плана по выпуску продукции и дается характеристика изменения объема производства по сравнению с предшествующим отчетным периодом. С этой целью сравниваются фактические данные за отчетный период с плановыми показателями и соответствующими данными за прошлый период. Кроме того, здесь можно проанализировать состав и структуру произведенной продукции (см. табл.1).

Таблица 1

Оценка структуры, динамики и степени выполнения плана производства (реализации)

Наименование продукции

Предыдущий год

Отчетный год

Удельный вес, %

Изменение уд.веса, %

Отклонение от предыдущего года

Отклонение от плана

план

факт

план

факт

сумма

Тр, %

сумма

Тр, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

                   

Б

                   

В

                   

Итого

                   

 

При анализе объема продукции  необходимо также проводить ассортиментный анализ продукции, который предполагает сравнение фактического и планового ассортимента (или ассортимента отчетного и прошлого периодов) как по стоимостным, так и по натуральным показателям. Т.е. определяется степень соответствия ассортимента (ССА).

Для сравнения используются следующие приемы:

1. Способ наименьшего  процента – заключается в предварительном расчете темпов роста по каждому виду продукции и выборе среди них минимального. Для анализа формируется следующая аналитическая таблица:

Наименование продукции

Темпы роста, %

Натур. показатель

Стоимостной показатель

А

   

Б

min

min

В

   

ССА = min темп роста

2. Способ среднего  процента – заключается в определении степени соответствия ассортимента путем отношения общего фактического объема продукции в пределах плана (прошлого периода) к плановому (прошлому) объему продукции. Для анализа формируется следующая аналитическая таблица:

Наименование продукции

Объем продукции

Объем фактич (отч.пер) в пределах плана (прошл.пер)

План/прошл. период

Факт/отч. период

натур

стоим

натур

стоим

А

         

Б

         

В

         

итого

 

Сумма 1

 

Сумма 2

Сумма 3


ССА = сумма 3 / сумма 1

3. Способ по удельному  весу изделий, по которым план  выполнен. В данном случае определяется фактическая структура выпуска, а затем выбираются и суммируются удельные веса изделий, по которым темп роста за период больше 100%. Для анализа формируется следующая аналитическая таблица:

Наименование продукции

Темп роста, %

Уд.вес фактич., %

натур

стоим

натур

стоим

А

   

Т.роста>100

 

Б

   

Т.роста>100

 

В

   

Т.роста>100

 

итого

   

Сумма

 

ССА = сумма (Т.роста>100)

По результатам анализа  делаются выводы о степени соответствия фактического и планового ассортимента (или ассортимента отчетного и прошлого периодов) как по стоимостным, так и по натуральным показателям.

 

Одним из важных направления  анализа реализации продукции является анализ ее качества.

Качество продукции  – это совокупность свойств, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствие с  назначением этой продукции.

Задачи анализа  качества продукции состоят в том, чтобы дать оценку стабильности качества продукции, выявить наиболее важные причины снижения уровня качества продукции и размер его влияния на объем продукции. Рост объема выпуска за счет качества отражается на показателях себестоимости, цены, прибыли и рентабельности продукции.

К показателям качества относят:

- уровень сертифицированной продукции

- уровень новой продукции

- уровень модернизированной продукции

- уровень экспортной продукции

- уровень зарекламированной  продукции и др.

Рекламация – это  претензия, предъявляемая предприятию  в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора. Отсутствие или наличие рекламаций о недоброкачественности продукции является обобщенным показателем стабильности (нестабильности) качества продукции. Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем поставки продукции, а, следовательно, ухудшает финансовые результаты деятельности предприятия.

В процессе анализа в  отделе сбыта выявляют количество предъявленных рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции и рассчитывают УЗП. Далее анализируют динамику количества принятых рекламаций и УЗП по сравнению с прошлым годом или за ряд лет. Это дает возможность выявить изделия, на которые следует обратить внимание маркетинговой службе предприятия с целью повышения их качества.

В заключение анализа  устанавливают влияние УЗП на финансовые результаты предприятия. Для этого плановая рентабельность продукции (Прибыль от продаж/Выручка) умножается на объем зарекламированной продукции в действующих ценах.

                Недополученная прибыль = Рентабельность  продаж * Объем ЗП

Наиболее целесообразно  проводить анализ качества продукции  ещё на стадии ее проектирования. Такой  метод получил название функционально-стоимостного анализа (ФСА). ФСА давно используется зарубежными компаниями, а в России внедряется с большим трудом. Эффективность применения ФСА заключается в том, что он позволяет снизить затраты при одновременном повышении качества продукции, что обеспечивает ее конкурентоспособность.

Информация о работе Управленческий анализ