Методы анализа управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

В данной работе рассмотрены теоретические основы анализа как научной категории, область применения различных видов анализа, дана классификация методов и приемов анализа; дана характеристика метода цепных подстановок, факторного анализа с применением ЭВМ, функционально-стоимостного анализа, SWOT-анализа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность и принципы анализа 5
2 Методы и приемы анализа: сущность и область применения 6
3 Характеристика методов 9
3.1 Метод цепных подстановок 9
3.2 Факторный анализ с применением ЭВМ 10
3.3 Функционально-стоимостной анализ (ФСА) 12
3.4 Сущность SWOT – анализа 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.25 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Сущность и принципы анализа 5

2 Методы и приемы анализа: сущность и область применения 6

3 Характеристика методов 9

3.1 Метод цепных подстановок 9

3.2 Факторный анализ с применением ЭВМ 10

3.3 Функционально-стоимостной анализ (ФСА) 12

3.4 Сущность SWOT – анализа 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Список использованной литературы 19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая  система администрирования органов  и управленческих структур, при помощи, которой согласованно решаются основные задачи и достигаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.

При разработке стратегии  предприятия менеджеры должны исследовать  внешнюю среду и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые  могут рассматривать как сильные  и слабые стороны предприятия, оценить  их важность и установить, какие  из этих переменных могут стать основой  конкурентных преимуществ. Для этого  проводится управленческий анализ деятельности предприятия. Он играет существенную роль в развитии бизнеса, т.к. предприятия  проводят комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния  бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявляет стратегические проблемы. В этом заключается актуальность данной темы.

Необходимость проведения управленческого  анализа определяется несколькими  факторами: при разработке стратегии  развития предприятия и в целом  для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого  цикла; для оценки привлекательности  предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции  предприятия в национальных и  иных рейтингах; управленческий анализ позволяет выявить резервы и  возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

В результате проведения внутреннего  анализа предприятия можно выявить  ряд моментов, таких как: переоценивает  или, наоборот, недооценивает себя предприятие; переоценивает или недооценивает  оно своих конкурентов; каким  требованиям рынка оно придает  чересчур большое или, наоборот, слишком  малое значение.

Результаты анализа должны заставить персонал предприятия  понять и принять необходимость  изменений.

Важность и необходимость  проведения управленческого анализа  определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным  переходом от производственной к  маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в  возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной  точкой разработки стратегии предприятия  и планирования его деятельности.

 

 В данной  работе рассмотрены  теоретические  основы анализа как научной категории, область применения различных видов анализа, дана классификация методов и приемов анализа; дана характеристика метода цепных подстановок, факторного анализа с применением ЭВМ, функционально-стоимостного анализа, SWOT-анализа.

 

 

 

 

1 Сущность и принципы  анализа

 

Анализ (от греч. — analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием "синтез" (от греч. — sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза  невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

В экономике анализ применяется  с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном  бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический  анализ признан обосновывать с научных  позиций решения и действия в  области экономики, социально-экономическую политику[1].

Выделяют такие специфические принципы анализа:

1) принцип единства анализа  и синтеза предполагает разложение  на составные части анализируемых  сложных явлений, предметов с  целью глубокого изучения их  свойств и в последующем рассмотрении  их в целом во взаимосвязи  и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего  звена (ранжирование факторов) предполагает  постановку целей и установление  способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется  основное (ведущее) звено, применяя  методы факторного анализа и  структуризации проблемы;

3) принцип обеспечения  сопоставимости вариантов анализа  по объему, качеству, срокам, методам  получения информации и условиям  применения объектов анализа  и другим условиям;

4) принцип оперативности  и своевременности анализа направлен  на сокращение времени выполнения  работ за счет реализации принципов  рациональной организации частичных  процессов (пропорциональности, параллельности, непрерывности, ритмичности и  др.), кодирования и автоматизации  информационного обеспечения, повышения  качества информации и методов  анализа;

5) принцип количественной  определенности предполагает количественное  выражение: 

а) параметров и условий  обеспечения сопоставимости и оптимизации  альтернативных вариантов управленческого  решения;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределенности и риска при принятии решения. 

2 Методы и приемы анализа: сущность и область применения

 

Рассмотрим сущность методов анализа.

1. Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

    1. отчетные показатели с плановыми показателями;
    2. плановые показатели с показателями предшествующего периода;
    3. отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;
    4. показатели работы за каждый день;
    5. сравнения со среднеотраслевыми данными;
    6. показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).

2. Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет  провести разложение по факторам относительных  и абсолютных отклонений обобщающего  показателя, в последнем случае число  факторов должно быть равно двум, а  анализируемый показатель представлен  как их произведение.

3. Балансовый  метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

4. Метод цепных  подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов — сомножителей фактическими.

Сравнение значений двух стоящих  рядом показателей в цепи подстановок  позволяет исчислить влияние  на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

5. Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

6. Графический  метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Графическое изображение  экономических показателей различают  по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

7. Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Особенность проведения ФСА  заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять  проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций  существующего объекта.

8. Экономико-математические  методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Существуют такие приемы анализа.

1. Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

2. Прием абсолютных и относительных  величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

3. Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты. В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, геометрические, простые, средневзвешенные.

4. Прием динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различают ряды моментные — для характеристики изучаемого объекта за различные моменты времени и периодические — за определенный период времени.

5. Прием сплошных и выборочных  наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

6. Прием детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели. Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Основные  методы и приемы анализа по области  их применения представлены в таблице 1, где «о» - это основной метод (прием), «в» - вспомогательный метод (прием), «-» - метод (прием) не используется[2].

 

Таблица 1- Основные методы и приёмы анализа  по области применения

 

Методы/приемы анализа

Направление анализа

выполнение

 плана производства

 и реализации

уровень качества товара

обеспеченность ресурсами

использование ресурсов

организационно-технический уровень

уровень социального развития коллектива

Сравнения

о

о

о

о

о

о

Индексный

о

в

-

в

в

в

Балансовый

в

в

о

о

-

-

Цепных подстановок

в

-

-

-

-

-

Графический

в

в

в

в

в

в

Функционально-стоимостный анализ

-

о

-

о

в

-

Факторный анализ

в

в

в

в

в

в

Экономико-математические методы

о

в

в

о

в

-

             

Сводки и группировки

в

в

в

в

в

в

Абсолютных и относительных величин

в

в

в

в

в

в

Средних величин

в

в

в

в

в

в

Динамических рядов

в

в

в

в

в

в

Сплошных и выборочных наблюдений

-

в

в

в

в

в

Детализации и обобщения

в

в

в

в

в

в

Информация о работе Методы анализа управленческих решений