Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:24, контрольная работа
Процесс познания широко использует такие важнейшие инстру¬менты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Актив¬но-составляющим здесь выступает человеческое мышление, кото¬рое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую спо¬собность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппа-ратом.
1. Сущность и принципы анализа…………. …………………………...3
2. Методы и приемы анализа: сущность и область применения…...10
Список используемой литературы…………………………………16
2
Тема: Методы анализа управленческих решений: сущность и область применения
План
Стр.
1. Сущность и принципы анализа…………. …………………………...3
2. Методы и приемы анализа: сущность и область применения…...10
Список используемой литературы…………………………………16
1. Сущность и принципы анализа
Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Активно-составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппаратом.
Мышление, как отмечает М. И. Баканов, в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.
Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.
Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.
Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений.
Созерцание, или наблюдение, фактофиксация - начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отдание чести "его величеству господину факту". Факты - это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фактов - основа всех последующих этапов анализа - мышления. Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: "Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем".
На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод "Дельфи"). Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.
Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.
К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:
• системный подход;
• динамический подход;
• принцип проявления необходимости и случайности;
• принцип единства и борьбы противоположностей;
• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;
• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмирания систем (компонентов систем) и появления новых, более качественных.
Рассмотрим сущность этих принципов.
Сущность системного и динамического подходов была рассмотрена ранее. Здесь добавим, что движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следственных связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.
Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах:
а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;
б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо детерминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятностными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).
Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.
Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособности. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относительных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.
С проблемой количества и качества связан принцип или диалектический закон "отрицание отрицания". Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание (рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурентоспособного.
Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:
1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;
2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;
3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другим условиям);
4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;
5) принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:
а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения;
б) связей между компонентами системы менеджмента;
в) степени неопределенности и риска при принятии решения.
Схема проявления принципа единства анализа и синтеза показана на рис1.
Рис 1. Схема проявления принципа единства анализа и синтеза
Допустим, мы построили дерево эффективности конкретного товара. Тогда на 0-м уровне будет показатель эффективности товара как отношение совокупных затрат за его жизненный цикл к полезному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 - полезный эффект; 1.1- показатели назначения товара; 1.2 - надежность; 1.3 - экологичностъ; 1.4 -эргономичность; 1.5 - технологичность; 1.6 - эстетичность (дизайн); 1.7 - стандартизация и унификация; 1.8 - патентная чистота и патентоспособность; 1.2.1 - безотказность; 1.2.2 - долговечность; 1.2.3 -ремонтопригодность; 1.2.4 - сохраняемость и т. д.).
Правая ветвь дерева эффективности товара раскрывает совокупные затраты - на 1-м уровне, на 2-м уровне:
2.1 - затраты на стратегический маркетинг;
2.2 - затраты на НИОКР;
2.3 - затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара;
2.4 - затраты на производство товара;
2.5 - затраты на подготовку товара к функционированию или обращение; 2.6 - затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (восстановление) товара за нормативный срок его службы;
2.7 - затраты на утилизацию товара.
На 3-м уровне приведем составляющие только по показателю 2.2 (затраты на НИОКР):
2.2.1 - затраты на фундаментальные исследования;
2.2.2 - затраты на прикладные исследования;
2.2.3 - затраты на конструкторские работы;
2.2.4 - затраты на опытно-экспериментальные и испытательные работы. По аналогичной схеме проводится структуризация остальных показателей на 3-м уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви "качество" это могут быть частные показатели качества, ветви "затраты" - затраты по подразделениям и проблемам).
После построения дерева эффективности товара, т. е. после выполнения одного из первых этапов анализа, при помощи синтеза проверяется правильность структуризации показателей. Для этого на белом листе перечисляются вразброс (без привязки к ветви дерева и уровню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без номеров. Приведем фрагмент показателей эффективности оборудования:
1) надежность;
2) затраты на прикладные исследования;
3) экологичность;
4) производительность;
5) затраты на патентный поиск;
6) технологичность;
7) совокупные затраты за жизненный цикл товара;
8) сохраняемость свойств качества товара;
9) уровень вибрации;
10) полезный эффект и т. д.
Каждому показателю присваивается номер, принадлежащий ему в дереве показателей по экономическому содержанию и логике. Так, "надежность" имеет номер 1.2, "затраты на прикладные исследования" - 2.2.2, "экологичность" - 1.3, "производительность" является одним из показателей назначения оборудования и этому показателю можно присвоить номер 1.1.1, "затраты на патентный поиск" являются частью затрат на фундаментальные исследования и этому показателю можно присвоить номер 2.2.1.2 (если 2.2.1 - затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 -анализ проблемы и разработка технического задания), "технологичность" - 1.5, "совокупные затраты за жизненный цикл" - 2, "сохраняемость свойств качества товара" - 1.2.4, "уровень вибрации" относится к частному показателю эргономичности (1.4) и ему можно присвоить номер 1.4.1, "полезный эффект" - 1.
Строится дерево показателей снизу, т. е. соединяем ранее расчлененные элементы или восходим снизу (с 4-го уровня) к вершине дерева. Дерево показателей, построенное на этапе анализа, мы не должны видеть (лучше, если анализ и синтез проводят разные люди).
На следующем этапе происходит сличение дерева показателей, построенного на этапе анализа, с деревом, построенным на этапе синтеза. Следует добиваться полного совпадения этих деревьев.
После построения и уточнения дерева показателей следует находить и анализировать горизонтальные связи между показателями.
2. Методы и приемы анализа: сущность и область применения
Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения приведена в табл. 1.
Сущность методов анализа.
Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.
Основные виды сравнений, применяемые при анализе:
• отчетные показатели с плановыми показателями;
• плановые показатели с показателями предшествующего периода;
Таблица 1
Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения
Информация о работе Методы анализа управленческих решений: сущность и область применения