Методы анализа управленческих решений: сущность и область применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Процесс познания широко использует такие важнейшие инстру¬менты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Актив¬но-составляющим здесь выступает человеческое мышление, кото¬рое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую спо¬собность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппа-ратом.

Оглавление

1. Сущность и принципы анализа…………. …………………………...3
2. Методы и приемы анализа: сущность и область применения…...10
Список используемой литературы…………………………………16

Файлы: 1 файл

EH.doc

— 148.50 Кб (Скачать)


 

2

 



Тема: Методы анализа управленческих решений: сущность и область применения

 

План

 

Стр.

 

1.      Сущность и принципы анализа…………. …………………………...3

 

2.      Методы и приемы анализа: сущность и область применения…...10

 

            Список  используемой литературы…………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и принципы анализа

 

Процесс познания широко использует такие важнейшие инстру­менты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Актив­но-составляющим здесь выступает человеческое мышление, кото­рое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую спо­собность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппа­ратом.

Мышление, как отмечает М. И. Баканов, в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышле­ние, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференциру­ют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соот­ветствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективнос­тью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя при­емы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, раз­ложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне при­сущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчле­ненных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

 Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической деятель­ности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых прак­тических предложений и умозаключений.

Созерцание, или наблюдение, фактофиксация - начальный мо­мент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отда­ние чести "его величеству господину факту". Факты - это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак­тов - основа всех последующих этапов анализа - мышления. Созер­цание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков суще­го служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уров­не. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: "Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем".

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суж­дений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод "Дельфи"). Абстракт­ное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубин­ный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономер­ности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозаклю­чений осуществляется на основе результатов абстрактных обобще­ний путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других ме­роприятий.

К основным принципам диалектики, на которых базируется ана­лиз, можно отнести следующие:

• системный подход;

• динамический подход;

• принцип проявления необходимости и случайности;

• принцип единства и борьбы противоположностей;

• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмирания си­стем (компонентов систем) и появления новых, более качественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмотре­на ранее. Здесь добавим, что движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следствен­ных связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь обора­чивается причиной последующего события и так до бесконечности.

Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах:

а) с точки зрения определенности событий, явлений, фак­тов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-след­ственных отношений, которые могут быть либо детерминированны­ми, жесткими, либо стохастическими, вероятностными. Отсюда урав­нения связи между факторами могут быть функциональными (жес­ткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

Принцип единства и борьбы противоположностей является од­ним из важнейших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой системы. Например, любой эконо­мической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, посту­пательно-возвратный характер развития. Единство и борьба проти­воположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств по­ступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а рас­члененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зави­симости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения показате­лей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратеги­ческий маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособности. Новое качество ведет к снижению аб­солютных и относительных затрат у потребителя, к снижению зат­рат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводит­ся анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диалек­тический закон "отрицание отрицания". Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание (рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурентоспособно­го.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы ана­лиза:

1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложе­ние на составные части анализируемых сложных явлений, предме­тов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рас­смотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достиже­ния этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и усло­виям применения объектов анализа и другим условиям);

4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации прин­ципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональ­ности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичнос­ти и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспече­ния, повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает коли­чественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопо­ставимости и оптимизации альтернативных вариантов управлен­ческого решения;

б) связей между компонентами системы менедж­мента;

в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза пока­зана на  рис1.

Рис 1. Схема проявления принципа единства анализа и синтеза

Допустим, мы построили дерево эффективности конкретного то­вара. Тогда на 0-м уровне будет показатель эффективности товара как отношение совокупных затрат за его жизненный цикл к полез­ному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 - полезный эффект; 1.1- показа­тели назначения товара; 1.2 - надежность; 1.3 - экологичностъ; 1.4 -эргономичность; 1.5 - технологичность; 1.6 - эстетичность (дизайн); 1.7 - стандартизация и унификация; 1.8 - патентная чистота и патен­тоспособность; 1.2.1 - безотказность; 1.2.2 - долговечность; 1.2.3 -ремонтопригодность; 1.2.4 - сохраняемость и т. д.).

Правая ветвь дерева эффективности товара раскрывает сово­купные затраты - на 1-м уровне, на 2-м уровне:

2.1 - затраты на стратегический маркетинг;

2.2 - затраты на НИОКР;

2.3 - затраты на организационно-технологическую подготовку производства но­вого товара;

2.4 - затраты на производство товара;

2.5 - затраты на подготовку товара к функционированию или обращение;    2.6 - затра­ты на эксплуатацию (использование) и ремонты (восстановление) товара за нормативный срок его службы;

2.7 - затраты на утилиза­цию товара.

     На 3-м уровне приведем составляющие только по пока­зателю 2.2 (затраты на НИОКР):

2.2.1 - затраты на фундаменталь­ные исследования;

2.2.2 - затраты на прикладные исследования;

2.2.3 - затраты на конструкторские работы;

2.2.4 - затраты на опыт­но-экспериментальные и испытательные работы. По аналогичной схеме проводится структуризация остальных показателей на 3-м уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви "качество" это могут быть частные показатели качества, ветви "затраты" - затраты по подразделениям и пробле­мам).

После построения дерева эффективности товара, т. е. после выпол­нения одного из первых этапов анализа, при помощи синтеза проверя­ется правильность структуризации показателей. Для этого на белом ли­сте перечисляются вразброс (без привязки к ветви дерева и уровню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без номеров. Приведем фрагмент показателей эффективности оборудования:

1) надежность;

2) затраты на прикладные исследования;

3) экологичность;

4) производительность;

5) затраты на патентный поиск;

6) технологичность;

7) совокупные затраты за жизненный цикл товара;

8) сохраняемость свойств качества товара;

9) уровень вибрации;

10) полезный эффект и т. д.

Каждому показателю присваивается номер, при­надлежащий ему в дереве показателей по экономическому содер­жанию и логике. Так, "надежность" имеет номер 1.2, "затраты на прикладные исследования" - 2.2.2, "экологичность" - 1.3, "произво­дительность" является одним из показателей назначения оборудова­ния и этому показателю можно присвоить номер 1.1.1, "затраты на патентный поиск" являются частью затрат на фундаментальные исследования и этому показателю можно присвоить номер 2.2.1.2 (если 2.2.1 - затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 -анализ проблемы и разработка технического задания), "технологич­ность" - 1.5, "совокупные затраты за жизненный цикл" - 2, "сохра­няемость свойств качества товара" - 1.2.4, "уровень вибрации" отно­сится к частному показателю эргономичности (1.4) и ему можно присвоить номер 1.4.1, "полезный эффект" - 1.

Строится дерево показателей снизу, т. е. соединяем ранее расчлененные элементы или восходим сни­зу (с 4-го уровня) к вершине дерева. Дерево показателей, построен­ное на этапе анализа, мы не должны видеть (лучше, если анализ и синтез проводят разные люди).

На следующем этапе происходит сличение дерева показателей, построенного на этапе анализа, с деревом, построенным на этапе синтеза. Следует добиваться полного совпадения этих деревьев.

После построения и уточнения дерева показателей следует находить и анализировать горизонтальные связи между показа­телями.

 

 

 

 

2. Методы и приемы анализа: сущность и область применения

 

Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения приведена в табл. 1.

Сущность методов анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и вы­явить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

• отчетные показатели с плановыми показателями;

• плановые показатели с показателями предшествующего периода;

Таблица 1

Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения

Информация о работе Методы анализа управленческих решений: сущность и область применения