Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является организация оперативного анализа объема производства и реализации продукции и пути совершенствование контроля за выпуском и реализацией продукции.
Задачи:
- изучить теоретические и методические основы анализа объема производства и реализации продукции;
- проанализировать анализ производства и реализации продукции на предприятии;
- дать рекомендации совершенствования контроля за выпуском и реализации продукции.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы анализа объема производства
и реализации продукции 5
1.1. Сущность и значение анализа объема производства и реализации
продукции 5
1.2. Методические основы анализа объема производства и реализации
продукции 9
2. Анализ производства и реализации продукции на примере
предприятия ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» 13
2.1. Экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
Продукции 22
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 29
2.4. Анализ качества произведенной продукции 32
2.5. Анализ ритмичности работы предприятия 37
3. Пути совершенствования контроля за выпуском и реализации
продукции 39
Заключение 43
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

 

По таблице   видно, предприятие выполняет план товарной продукции 

Данные для анализа  влияния структурного фактора представлены в таблице 12.

 Таблица 12

Структура производства продукции

Продукция

План 

Факт

Оптовая цена

Количество, шт.

УД, % 

Оптовая цена

Количество, шт

УД, %

Торт  «Сонет»

130,00

288000

34,42

132,00

289100 

34,39

Торт  «Классика»

147,00

298500

35,67

150,00

295620

35,17

Торт  «Ассорти»

160,00

250300

29,91

163,00

255900

30,44


 

Из таблицы видно, что  фактическая цена на торты превышает  плановую на 3 руб. Также идет увеличение произведенной продукции.

 

2.4. Анализ качества  произведенной продукции

 

Рассмотрим влияние  качества на прибыль изготовителя продукции. Если в себестоимость продукции  включены затраты изготовителя по эксплуатации продукции и амортизационные  отчисления, можно выделить две ситуации:

Улучшение качества продукции  ведет к увеличению дохода и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж;

Увеличение прибыли  за счет снижения себестоимости.

На предприятии не разработан внутренний стратегический документ, декларирующий намерения  предприятия соответствовать стандартам качества.

Но в соответствии с требованиями Закона РБ на предприятии  работает 2 технолога, контролирующая соответствие выпускаемой продукции  Госстандарту.

Деятельность технологов охватывает все этапы технологического процесса производства хлебобулочной продукции.

Технологи занимаются ведением списка процессов, распределением процессов  по производственным подразделениям, регистрацией детальной информацией  по процессам, составлением технологических  карт производственных процессов.

На завершающем технологическом этапе технолог актирует соответствие выпускаемой продукции требованиям качества. Если качество продукции не соответствует требованиям, их направляют на переработку и добавляют к сырью, используемому для изготовления следующей партии. Только если продукция соответствует требованиям, она направляется по торговым точки и покупателям.

Отсутствие всеобщей системы менеджмента качества не дает гарантии потребителям, что продукция  завода будет соответствовать требованиям  качества.

На предприятии используются следующие методы управления качеством:

Экономические методы:

- ценообразование на продукцию с учетом их уровня качества – производится закупка муки разного качества по разной цене, вследствие чего себестоимость разных видов продукции варьируется. На основе этой себестоимости производится исчисление цены товара. Хлеб высшего сорта имеет лучшие качества по сравнению с хлебом первого сорта – лучшие вкусовые качества, белый цвет хлеба и другие;

- использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг – договор на поставку продукции заключается только с предприятиями, поставляющими сырье высокого качества, а стоимость сырья должна соответствовать качеству.

Организационно-распорядительные методы:

- нормирование – на предприятии закреплены нормы изготовления продукции, требования к качеству продукции;

- инструктирование – технологи обязаны объяснить причины признания продукции бракованной и способы исправления ошибок подчиненным;

- распорядительных воздействий – руководство воздействует на подчиненных с помощью приказов и распоряжений.

Социально-психологические  методы:

- повышение самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;

- моральное стимулирование высокого качества результатов труда;

- сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества.

Технологические методы:

- автоматический метод управления качеством – отклонение процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств;

- графические методы, в том числе метод контрольных карт.

На предприятии используются следующие виды контроля качества:

- групповой – по группе операций, связанных с изготовлением одного вида продукции;

- сплошной – осуществляемый над каждым изделием.

А так же следующие  методы контроля качества:

- внешний осмотр;

- проверка размеров;

- проверка механических и физических свойств;

- проверка на экологическую чистоту.

Проблема повышения  качества продукции в современных  российских условиях заключается в  том, что любые серьезные улучшения  потребительских свойств продукции  требуют изначально приличных вложений, то есть затрат. И это отпугивает большинство производителей от внедрения системы менеджмента качества.

Таблица 13

Анализ обобщающих показателей  качества продукции

Показатель

2010 год

2011 год

план

факт

средневзвешенный балл качества продукции

удельный вес, %

продукции высшей категории качества

экспортируемой продукции  забракованной продукции 

потери от брака, млн. руб.

0,78

75

12,5

0,57

0,20

410

0,83

77

15,6

0,45

0,15

310

0,81

79

15,7

0,58

0,10

370


 

Как видно из таблицы 13 за отчетный год на предприятии проделана огромная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, об этом свидетельствует увеличение удельного веса продукции хорошего качества и экспортируемой продукции. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Для сохранения конкурентоспособности  необходимо вкладывать средства в расширение привлекательных сторон своей продукции, что приведет к увеличению объема ее реализации.

Таким образом, применение системы менеджмента качества будет  снижать, а не увеличивать колоссальные затраты, вызываемые низким качеством  продукции, услуг и процессов: штрафы из-за неполного выполнения требований торговых точек или из-за несвоевременного выполнения требований покупателей и заказчиков, затраты, связанные с возвратом некачественной продукции.

Если будут достигнуты конкурентоспособные цены, короткий цикл производства, низкие расходы  на выполнение гарантийных обязательств, будет снижено количество брака в производстве – оборот в производстве повысится, а общие затраты понизятся.

Существует предел, до которого можно улучшать качество, имея в виду соотношение достигнутого эффекта и потраченных средств. Предприятие должно постоянно стремится к достижению все нового и нового уровня качества, опираясь на то, что является для потребителя особенно важным.

Эффективность – один из важнейших параметров системы  управления качеством. Эффективность  – характеристика способности системы  производить экономический эффект, равный разности между результатом экономической деятельности и затратами, произведенными для его получения и эксплуатации.

Оценим эффективность  системы управления качеством на ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо». Рассчитаем экономический эффект производства хлеба высшего сорта.

Продажная цена 1300руб., затраты, произведенные для получения  товара 600руб., затраты, произведенные  для эксплуатации товара 400руб., результат  экономической деятельности 2300руб., тогда:

Э = (1300– 600) + (2300 – (1300 + 400)) = 1300

Для увеличения экономического эффекта необходимо повысить качество продукции, что приведет к увеличению затрат, вследствие чего повысится  и цена, но снизится количество брака.

Продажная цена 1410руб., затраты, произведенные для получения товара 550руб., затраты, произведенные для эксплуатации товара 250руб., результат экономической деятельности 2210руб., тогда:

Э = (1410 – 550) + (2 – (1410 + 250)) = 1410

 

2.5. Анализ ритмичности  работы  предприятия

 

    Данные  для  анализа ритмичности производства за 2010 год приведены в таблице 14.

Таблица 14

Ритмичность выпуска  продукции  по кварталам

Квартал

Выпуск  продукции за год, тыс. руб.

Удельный 

 

вес, % 

 

Отклонение

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана  по ритмичности, тыс. руб.

план 

факт

план 

факт

1

7418,9

8595,5

24,99

25,00

1,159

1176,6

7418,9

2

7419,3

8596,4

24,99

25,00

1,159

1177,1

7419,3

3

7430,3

8595,9

25,02

25,00

1,157

1165,6

7430,3

4

7422,5

8596,6

25,00

25,00

1,158

1174,1

7422,5


 

Проведем факторный анализ методом цепных подстановок:

+ТП4

 

 

 

Значение   показывает, что план по ритмичности выпуска продукции выполнен.

Показатель  аритмичности составил   Каритм = 4693,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования  контроля за выпуском и реализации

продукции

 

Одной из важных задач  маркетинговой деятельности ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо»» является обеспечение укрепления рыночных позиций предприятия. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.

Поэтому, оценивая свою конкурентоспособность  и конкурентные позиции на рынке  пищевой продукции, предприятие  должно выявить, сколько реальных и  потенциальных конкурентов оно  имеет, информацию о них, их позицию на рынке и т. д. Предприятие может достичь своих целей через анализ собственных данных о продажах.

Согласно анализу деятельности ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо»» в ближайшей перспективе наиболее стратегическими направлениями развития предприятия являются:

  1. Погашение долгов перед кредиторами
  2. Разработка высококвалифицированными маркетологами стратегии борьбы с конкурентами;
  3. Использование наиболее перспективных  продуктов для привлечения финансовых ресурсов.
  4. Применение новых технологий производства хлеба, технологии шоковой заморозки, производство и расширение ассортимента новых продуктов лечебно-профилактического назначения;
  5. Внедрение линии для производства хлебобулочных изделий, мелкоштучной продукции, пряников с начинкой, линии для производства сухарей, фасовочного оборудования;
  6. Увеличение объемов реализации, расширение ассортимента высококачественных, экологически чистых хлебобулочных и кондитерских изделий для удовлетворения потребностей населения Республики Марий Эл.
  7. Увеличение объемов продаж существующих продуктов и использование прибыли на техническое перевооружение и использование новейших технологий производства хлеба и хлебобулочных изделий.

Информация о работе Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции