Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является организация оперативного анализа объема производства и реализации продукции и пути совершенствование контроля за выпуском и реализацией продукции.
Задачи:
- изучить теоретические и методические основы анализа объема производства и реализации продукции;
- проанализировать анализ производства и реализации продукции на предприятии;
- дать рекомендации совершенствования контроля за выпуском и реализации продукции.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы анализа объема производства
и реализации продукции 5
1.1. Сущность и значение анализа объема производства и реализации
продукции 5
1.2. Методические основы анализа объема производства и реализации
продукции 9
2. Анализ производства и реализации продукции на примере
предприятия ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» 13
2.1. Экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
Продукции 22
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 29
2.4. Анализ качества произведенной продукции 32
2.5. Анализ ритмичности работы предприятия 37
3. Пути совершенствования контроля за выпуском и реализации
продукции 39
Заключение 43
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (Штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции  в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

Основные задачи:

  1. Оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;
  2. Проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;
  3. Выявление влияния отдельных факторов на конечный результат;
  4. Разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.

Основными  показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция –  это стоимость всей произведенной  продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция  – отличается от валовой тем, что  в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции  определяется или по отгрузке продукции  покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих  ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.

Важное значение для  оценки выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (Штуки, метры, тонны и  т.д.). Их используют при анализе объемов  производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ производства  и реализации продукции на  примере

предприятия ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо»

 

2.1. Экономическая характеристика  предприятия

 

В начале 2005 года в Цивильском районе Чувашской Республики было закончено строительство и передано в эксплуатацию предприятие по производству хлебобулочных и кондитерских изделий, которому было определено название ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо»

Занимаемая хлебозаводом площадь – 2 га. Проектная мощность хлебного цеха – 72 тн. в сутки, кондитерского – 3,5 тн.

Для выработки формовых сортов хлеба установлены две комплексно-механизированные линии с расстойно-печными агрегатами на базе печи ХПА-40; для выработки широкого ассортимента булочных изделий – три комлексно-механизированные линии с печами ПСХ-25м. Предусмотрено: хранение муки – бестарное; внутризаводское транспортирование – аэрозольтранспортом, что позволяет снизить потери муки и ликвидировать тяжелый физический труд; мокрое хранение соли с механизацией подачи солевого раствора на производство. В складских помещениях установлены 4 емкости по 2 тн для бестарного хранения масла растительного с механизацией подачи по трубопроводам на производство.

Схема организации торговли и потока покупателей в булочной-пекарни организована следующим образом:

  1. Покупатель заказывает продукты ассистенту,
  2. Ассистент подготавливает продукты, заказанные покупателем, в то время как покупатель платит в кассе.

Вся продажа регистрируется только одним лицом – кассиром. В конце дня кассир составляет перечень проданных и непроданных продуктов, и сравнивает его с продукцией оставшейся на конец прошлого дня и перечнем продуктов, полученным от пекарей.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

  1. Денежные и материальные взносы учредителей;
  2. Доходы, полученные от осуществления хозяйственной деятельности;
  3. Кредиты банков и других кредиторов;
  4. Иные источники, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации;

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение.

Предприятие занимается следующими видами деятельности:

  1. Производством и реализацией хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
  2. Розничной торговлей;
  3. Другими видами деятельности не запрещенными законодательством и указанными в Уставе.

Нереализованная к концу  дня продукция уценивается, а  оставшаяся ее часть, сохранившая необходимую  свежесть, возвращается в продажу  на следующий день. У булочной-пекарни есть соглашения с предприятиями общественного питания по нереализованным продуктам, поскольку они являются еще пригодными для употребления, но продажа их в булочной может нанести ущерб ее имиджу.

К факторам успеха пекарни  можно отнести следующие:

  1. Качество продуктов, в особенности, свежесть и сроки хранения,
  2. Ассортимент продуктов,
  3. Постоянность продуктов предложенных к продаже,
  4. Витрина и привлекательность магазина.

Состав основных фондов ООО «Хлебокомбинат Цивильского  райпо» представлен в таблице 1. Как видно из этой таблицы, все группы основных фондов предприятия относятся к производственным.

 

 

Таблица 1

Состав основных фондов ООО «Хлебокомбинат Цивильского  райпо»

 за 2009-2011 гг., тыс. руб.

Наименование группы

 

 

 

 

2009г.

 

 

 

2010г.

 

 

2011г.

Отклонение,

(+,-)

Темп роста, %

 

2010г-2009г.

 

2011г.-2010г.

 

2010г.-

2009г.

 

2011г.-2010г.

Здания 

9986

10277

35964

+291

+25687

102,9

349,9

Сооружения и передаточные устройства

8790

5492

37816

-3298

+32324

62,5

688,6

Машины и оборудование

2266

2561

2923

+295

+362

113,0

114,1

Транспортные средства

311

326

1071

+15

+745

104,8

328,5

Производственный и хозяйственный  инвентарь

1632

157

206

-1475

+49

9,6

131,2

 

Другие виды основных средств

77566

27616

51103

-49950

+23487

35,6

185,0

Земельные участки и объекты природопользования

-

-

-

-

-

-

-

Всего

100551

46429

129083

-54122

+82654

46,2

278,0


 

Как показывает таблица 1, в 2011 году каждая группа увеличилась, по сравнению с прошлыми годами, кроме производственного и хозяйственного инвентаря. Так, например, здания увеличились в 3 раза по сравнению с 2010 годом. Также транспортные средства увеличились на 745 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. и на 760 тыс. руб. – с 2009 г.

Анализ обеспеченности предприятия работающими необходимо дополнить изучением вопроса текучести кадров. На производительность труда влияет постоянство кадров на предприятии, поэтому важным вопросом анализа является изучение движения персонала на анализируемый период. Показателями, характеризующими движение рабочей силы, являются необходимый и излишний обороты рабочей силы. Необходимый оборот обусловлен причинами производственного или общегосударственного характера (увеличение или уменьшение объема производства, призыв в армию, поступление в учебное заведение, уход на пенсию, перевод на другие предприятия и др.). Излишний оборот (текучесть) - это увольнение работников, не вызванное производственными и общегосударственными причинами (по личному желанию, самовольный уход с работы, за нарушение правил внутреннего порядка или из-за несоответствия квалификации и т. д.). Сводные показатели движения рабочей силы на предприятии характеризуются коэффициентом оборота по приему и выбытию и коэффициентом текучести .

Анализ показателей  движения рабочей силы приведен в табл. 2.

Таблица 2

Анализ показателей  движения рабочей силы ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» за 2009 – 2011 гг.

 

 

 

Показатель

 

 

 

2009г.

 

 

 

2010г.

 

 

 

 

2011г.

      Изменение  (+,-)

Темп роста, %

2010г.к 2009г.

2011 г. к 2010 г.

 

2010 г. к 2009 г.

 

2011 г. к 2010г

Принято на работу

7

5

6

-2

+1

71,4

120

Выбыло

6

4

2

-2

-2

66,6

50

В т.ч. по собственному

желанию

1

1

1

0

-

100

100

Уволено за нарушением

 трудовой дисциплины

3

1

1

-2

-

33,3

100

Среднесписочная

численность персонала

85

89

95

+4

+6

104,7

106,7

Коэффициент оборота  рабочей  силы  по приему

0,08

0,05

0,04

-0,03

-0,01

-

-

Коэффициент  оборота  по

выбытию

0,07

0,03

0,02

-0,04

-0,01

-

-

Коэффициент  текучести

0,04

0,02

0,02

-0,02

-

-

-

Коэффициент

постоянства состава

персонала предприятия

0,9

0,95

0,98

+0,05

0,03

-

-


 

Из таблицы 2 видно, что среднесписочная  численность персонала на 2009г. составляет 85 человек, что на 4 человека меньше, чем в 2010г.  В 2010г.  уволенных  меньше,  чем   в  2009г. Увеличился среднесписочный персонал и в 2011 г. на  6,7%, выбывших на 50% стало меньше.

Коэффициент оборота  рабочей силы по приему равен отношению  численности принятых работников к  средней списочной численности за период. По сравнению 2010г. с 2009г. уменьшился на 0,03, в 2011 г. – на 0,01.

Коэффициент оборота  рабочей силы по выбытию равен отношению численности выбывших рабочих к средней списочной численности. Уменьшился на 0,01.

Коэффициент текучести  представляет отношение числа лиц  уволенных с предприятия в  порядке излишнего оборота к  среднесписочному составу. За год возрос на 50%, что в большей мере связано с внедрением нового производства. Текучесть кадров наносит большой ущерб народному хозяйству. По данным исследований, перед увольнением в течение месяца производительность труда у увольняемых снижается на 10 - 15%, а у вновь принятых рабочих в течение трех месяцев производительность труда ниже на 5 - 6%. Эти потери составляют примерно 10-15 дней. С момента увольнения до поступления на новую работу проходит еще 10-20 дней. Следовательно, общие потери составят 20-35 дней. Причины текучести устанавливаются на основе социальных исследований на предприятиях.

Коэффициент постоянства  состава персонала предприятия  представляет отношение количества работников, проработавших весь год  к среднесписочной численности  персонала.

Проанализируем финансовые результаты деятельности предприятия (табл. 3).

Анализируя данные таблицы 3 можно сделать следующие выводы, чистая выручка ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» за 2011г. увеличилась по сравнению с 2010 г. на 5845 тыс. руб., или на 32,3% (с 18081 тыс. руб. до 23926 тыс. руб.).

Прибыльным предприятие  было только в 2010 г., а в 2009 и 2011 гг. предприятие  несет убыток. Валовая прибыль  за 2010 год получили 234 тыс. руб.

 

Таблица 3

Анализ финансовых результатов  ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» за 2009-2011 гг., тыс. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2010-

2009

2011-

2010

2010/2009

2011/2010

1

2

3

4

5

7

8

10

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

11971

18081

23926

+6110

+845

151,0

132,3

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

12251

17847

24587

+5596

+6740

145,8

137,8

Валовая прибыль

-280

234

-661

+514

-895

-83,5

-282,5

Прибыль от продаж

-280

234

-661

+514

-895

-83,5

-282,5

Прочие  доходы

258

269

698

+11

+429

104,3

259,5

Прочие расходы

168

384

1273

+216

+889

228,6

331,5

Прибыль до налогообложения

-190

119

-1236

+309

-1355

-62,6

-1038,7

Налог на прибыль

-6

-

-

+6

-

-

-

Чистая прибыль (убыток)

-196

119

-1569

+315

-1688

-60,7

-1318,5

Информация о работе Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции