Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является организация оперативного анализа объема производства и реализации продукции и пути совершенствование контроля за выпуском и реализацией продукции.
Задачи:
- изучить теоретические и методические основы анализа объема производства и реализации продукции;
- проанализировать анализ производства и реализации продукции на предприятии;
- дать рекомендации совершенствования контроля за выпуском и реализации продукции.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы анализа объема производства
и реализации продукции 5
1.1. Сущность и значение анализа объема производства и реализации
продукции 5
1.2. Методические основы анализа объема производства и реализации
продукции 9
2. Анализ производства и реализации продукции на примере
предприятия ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» 13
2.1. Экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
Продукции 22
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 29
2.4. Анализ качества произведенной продукции 32
2.5. Анализ ритмичности работы предприятия 37
3. Пути совершенствования контроля за выпуском и реализации
продукции 39
Заключение 43
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

 

Себестоимость реализованной продукции ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» за 2011 г. увеличилась на 12336 тыс. руб., или на 100,7% (с 12251 тыс. руб. до 24587 тыс.руб.), по сравнению с 2009 г. и на 6740 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом (с 17847 тыс. руб. до 24587 тыс. руб.).

На конец 2011 г. в структуре  совокупных доходов, полученных от осуществления  всех видов деятельности ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо», наибольший удельный вес приходится на доходы от основной деятельности.

В конце 2010 г. предприятие  имело прибыль от основной деятельности в размере 119 тыс. руб. В другие года предприятие было убыточным. 

Далее представлен анализ финансовых результатов по относительным  показателям (коэффициентам).

Их анализу предшествуют предварительные расчеты, результаты которых сведены в табл. 4.

Таблица 4

Основные  показатели рентабельности ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» за 2009-2011 гг., %

 

Наименование коэффициента

 

2009

год

 

2010 год

 

2011

год

Отклонение (+,-)

   2010-

2009 гг.

     2011-

2010 гг.

1. Рентабельность продаж

-2,3

1,29

-2,7

+3,59

-3,99

2. Рентабельность услуг

2,28

1,3

-2,7

-0,98

-4

3. Рентабельность собственного  капитала

0,2

0,16

-2,3

-0,04

-2,46

4. Рентабельность заемного капитала

-

25,9

-90,6

+25,9

-116,5

7. Рентабельность оборотных активов

-3,4

1,9

-16,5

+5,3

-18,4

8. Общая рентабельность 

-1,6

0,7

-6,6

+2,3

-7,3

9. Фондорентабельность

-0,002

0,002

-0,03

-

-


Коэффициент рентабельности продаж изменился с -2,3 (2009 год) до  -2,7 (2011 год) - низкая прибыль на рубль реализованной услуги свидетельствует о недостаточном спросе на услугу предприятия.

Коэффициент рентабельности всего капитала повысился с 0,2 (2009 год) до 0,16 (2010 год), несмотря на это, имеет  очень низкое значение, что говорит  о недостаточной эффективности  использования имущества предприятия. В 2011 г. этот коэффициент составил ниже прошлого года на 2,465.

Общая рентабельность характеризует  доходность продаж, количество чистой прибыли на 1 руб. вырученной продукции  и этот показатель снизился в 2011 г. на 7,3%, хотя в 2010 г. он поднимался на 2,3%.

Исходя из целей более  приемлемо использовать для анализа  финансовой устойчивости ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» относительные  показатели. Эти коэффициенты, рассчитанные в табл. 5.

Таблица 5

Относительные показатели финансовой устойчивости

ООО «Хлебокомбинат Цивильского  райпо» за 2009 -2011 гг.

Наименование

показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

2010-

2009 гг.

2011-2010 гг.

Коэффициент автономии

0,98

0,94

0,94

-0,04

-

Коэффициент финансовой зависимости

-

0,1

0,03

+0,01

+0,02

Коэффициент финансирования

-

91,4

28,4

+91,4

-63

Коэффициент финансовой устойчивости

0,98

0,94

0,94

-0,04

-

Коэффициент финансовой активности

-

0,01

0,04

+0,01

+0,03

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,03

0,12

0,03

+0,09

-0,09

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,6

0,7

0,3

+0,1

-0,4

Продолжение табл. 5

Коэффициент обеспеченности запасов  собственными оборотными средствами

4,9

6,7

2,44

+1,8

-4,26

Коэффициент постоянного актива

0,97

0,88

0,97

-0,09

+0,09

Коэффициент соотношения мобильных  и иммобилизованных средств

0,06

0,2

0,09

+0,14

-0,11

Коэффициент соотношения актива и  собственного актива

1,02

1,06

1,06

+0,04

-

Коэффициент соотношения оборотного актива с собственным капиталом

0,05

0,18

0,09

+0,13

-0,09

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности 

0,6

0,4

0,41

-0,2

+0,01

Коэффициент прогноза банкротства

0,03

0,11

0,03

+0,08

-0,08


 

Из данных табл. 5  можно сделать выводы:

Коэффициент автономии  характеризует долю собственных активов в общей величине источников финансирования деятельности в организации. В нашем случае этот коэффициент снизился в 2011г. на 0,04 по сравнению с 2009г.

Коэффициент финансирования характеризует соотношение собственных  и заемных средств и он составил в 2010г.- 91,4, что выше на 63 по сравнению с 2011г. – 28,4.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами показывает, как часть запасов  и затрат финансируется за счет собственных  источников. Этот коэффициент снизился в 2011г. на 4,26, по сравнению с прошлым годом, но увеличился в 2010г. на 1,8 по сравнению с 2009г.

Многие коэффициент  снизились в 2011г., хотя в 2010г. коэффициенты увеличились на какую-то долю по сравнению  с 2009г. это говорит о том, что  предприятие снизила сумму затрат и запасов, был пополнен собственный оборотный капитал за счет внутренних и внешних источников.

 

2.2. Анализ динамики  и выполнения плана производства  и реализации

продукции

 

В условиях рынка предприятию  необходимо проводить постоянный контроль за состоянием различных видов продукции, при формировании ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать с одной стороны спрос на различные виды изделия, а с другой стороны объективную возможность по эффективному производству изделия. Цель анализа – это выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребности рынка и возможности организации.

Данные таблицы 6 показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота уменьшаются: в 2010 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2011 году - 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом, но меньше, чем в 2010 году по сравнению с 2009 годом ( средний индекс цен в 2009 году - 1,204 или 120,4%, в 2011 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 2010 году на 1,7%, в 2011 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

Розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих  ценах) или на 963,7 тыс. рублей (3105,2 –2141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86 тыс. рублей (2227,5 – 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. рублей (3105,2 – 2227,5).

 

Таблица 6

Динамика розничного товарооборота ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо»

Годы

Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.)

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы роста товарооборота, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

7

2009

2141,5

2141,5

100

100

100

100

2010

2620,7

2176,6

122,4

102

122,4

102

2011

3105,2

2681,5

118,5

123

145

125


 

Рис.1 Розничная реализация товаров


 

 

 

 

 

 

 

 

                                                2009                        2010                        2011           года

 

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста  цен. Потери покупателями денежных средств  от повышения розничных цен (в  связи с покупкой товаров по более  высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. рублей.

По кварталам розничный  товарооборот предприятия распределялся  неравномерно. Наибольший удельный вес  в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом  обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

  1. обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
  2. состояние и эффективность использования материально- технической базы предприятия.

Продажа товаров на предприятиях характеризуется тремя основными  показателями, которые используются в процессе анализа и планирования:

1) общий объем товарооборота.  Он характеризует объем продажи  товаров в разрезе отдельных  видов товарооборота. В соответствии  с этим выделяют общий объем розничного товарооборота; общий объем оптового товарооборота; общий объем торгово-посреднического товарооборота предприятия. Сумма общего объема всех видов продаж характеризует валовый объем товарооборота торгового предприятия;

2) состав товарооборота.  Он характеризует структуру общего  объема товарооборота отдельных  видов в разрезе различных его форм. Так в составе общего объема розничного товарооборота выделяют объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи; объем продажи товаров с немедленной их оплатой и объем продажи товаров в кредит и т.п.;

3) структура товарооборота.  Она характеризует обычно товарно-групповой состав реализации товаров. При необходимости структура товарооборота может быть рассмотрена и в рамках отдельной группы.

Основной целью управления товарооборотом является обеспечение  высоких темпов развития предприятия  и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

В соответствии с этой основной целью перед управлением  товарооборотом стоят следующие  важнейшие задачи:

1. Увязка темпов развития  товарооборота с развитием регионального  потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры.

2. Планирование объема  реализации товаров, обеспечивающего  получение предприятием необходимой  суммы прибыли.

3. Обеспечение в процессе  планирования товарооборота эффективного  использования имеющегося ресурсного  потенциала.

4. Обеспечение планирования структуры товарооборота в наибольшей степени отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

5. Планирование объема  и структуры поступления товаров и суммы товарных запасов, обеспечивающих ритмичную работу торгового предприятия и устойчивость ассортимента товаров в его пунктах продажи.

С учетом основной цели и  задач строится система управления товарооборотом на предприятии, определяется конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления:

1. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка;

2. Планирование объема  и структуры реализации товаров;

Информация о работе Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции