Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель курсовой работы является организация оперативного анализа объема производства и реализации продукции и пути совершенствование контроля за выпуском и реализацией продукции.
Задачи:
- изучить теоретические и методические основы анализа объема производства и реализации продукции;
- проанализировать анализ производства и реализации продукции на предприятии;
- дать рекомендации совершенствования контроля за выпуском и реализации продукции.
Введение 3
1. Теоретические и методические основы анализа объема производства
и реализации продукции 5
1.1. Сущность и значение анализа объема производства и реализации
продукции 5
1.2. Методические основы анализа объема производства и реализации
продукции 9
2. Анализ производства и реализации продукции на примере
предприятия ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» 13
2.1. Экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
Продукции 22
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 29
2.4. Анализ качества произведенной продукции 32
2.5. Анализ ритмичности работы предприятия 37
3. Пути совершенствования контроля за выпуском и реализации
продукции 39
Заключение 43
Список литературы 46
3. Нормирование и планирование товарных запасов;
4. Планирование поступления и закупки товаров.
В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.
Рассмотрим методику расчета товарных запасов в днях на примере. Данные приведены в таблице 7.
Таблица 7.
Товарооборот и товарные запасы за 2010 год
№ |
Показатели |
Сумма тыс. руб. |
1 |
План розничного товарооборота |
228,0 |
2. |
Товарные запасы в розничной сети на 1 января 2006 года. В том числе: запасы сезонного хранения товары в пути, учтенные по бухгалтерскому балансу скидка на остаток товаров по балансу = 6% |
298,6
35,3 11,0 |
3. |
Норматив запасов текущего хранения в 2006 году: в сумме в днях |
262,5 105 |
Тогда однодневный плановый кредитуемый оборот будет равен:
228
Тпл = ———— = 2,5 тыс. руб. (1)
90
Затем товары в пути пересчитаем в розничные цены. Для этого по заданной торговой скидки в процентах исчислили накидку:
6%*100%
——————— = 6,4%
100% - 6%
Следовательно, товарные запасы в пути в розничных ценах составят:
11,0*106,4%
——————— = 11,7 тыс. руб.
100%
Далее определяем запасы текущего хранения:
∑З1 = 298,6 - 35,3 + 11,7 = 275,0 тыс. руб.
Следовательно, товарные запасы в днях товарооборота составят:
275,0
ЗД = ———— =110 дней
2,5
т. е. На 110 дней торговли планового III квартала хватит имеющихся запасов товаров.
Далее запасы текущего хранения сопоставляются с нормативом:
275 - 262,5 = +12,5 тыс. руб.
110 - 105 = +5 дней.
Таким образом, текущие товарные запасы превышают норматив на 12,5 тыс. руб. или на 5 дней. Отклонение запасов от норматива в днях можно было определить также делением суммы отклонения запасов на плановый однодневный товарооборот:
12,5 : 2,5 = 5 дней
Потребность организаций в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: времени обращения и скорости товарооборота.
Вычисления показателей оборачиваемости по звеньям торговли производят с учетом следующих особенностей: при определении их в розничной торговле в расчетах берут розничный товарооборот без мелкооптовой продажи со склада; в оптовой торговле - оптово-складской оборот, включая мелкооптовую продажу со склада; в целом по системе потребсоюза - розничный товарооборот, включая мелкооптовую продажу со склада. Рассмотрим методику расчета показателей оборачиваемости товарных запасов. Данные приведены в таблице 8.
Таблица 8
Запасы товаров за I квартал 2010 г.
Показатели |
01.01 |
01.02 |
01.03 |
01.04 |
Товарные запасы (тыс. руб.) в розничной сети |
560 |
582 |
594 |
610 |
Розничный товарооборот (тыс. руб.) 2700
Для расчета средних товарных запасов применим формулу средней хронологической.
(560:2)+582+594+(610:2)
Žр = (———————————————) = 587 тыс. руб.
Далее определим однодневный фактический товарооборот за квартал:
2700
Тр = ———— = 30 тыс. руб.
90
Определим время обращения запасов в днях:
587
Вр = ———— = 16,6 дня.
30
Определим скорость обращения (в разах):
2700
Ср = ——— = 4,6 раза.
587
От сюда можно сказать, что при среднем товарном запасе 587 тыс. руб. время обращения составит 16.6 дней или 17 дней, а скорость обращения составит 4.6 раз.
Процесс нормирования и планирования товарных запасов на торговом предприятии должна состоять из отдельных этапов:
- определение целей формирования товарных запасов;
- анализа размера, состава и оборачиваемости товарных запасов в предплановом периоде;
- разработка нормативов товарных запасов;
- определение плановой суммы товарных запасов;
- оценка эффективности разработанного плана товарных запасов;
- обеспечение постоянного контроля за состоянием товарных запасов на предприятии.
Важнейшим условием выполнения плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов является обеспечение поступления товаров на торговое предприятие. Основной целью планирования поступлений товаров и организации закупки товаров в соответствии с этим планом является обеспечение ритмичной поставки товаров на торговое предприятие в необходимых объемах и ассортименте.
Процесс планирования поступления товаров осуществляется на торговом предприятии по следующим основным этапам:
- анализ поступления товаров на предприятие в предплановом периоде
- определение планового объема и структуры поступлений товаров на предприятие
- определение планового объема и источников закупки необходимых товаров
- обеспечение ритмичности и оптимизация партий поступления товаров на предприятие
Заключительной стадией планирования товарооборота предприятия является балансовая увязка всех запланированных его показателей - объема реализации, запасов на начало и конец планового периода, объема поступления товаров. Балансовая увязка этих плановых показателей позволяет проверить их взаимосвязь по каждой группе товаров и по предприятию в целом.
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
Продукция ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» представлена следующим ассортиментом: хлеб «Пшеничный», «Донской», «Формовой», «Подовый», «Бородинский», булка «Венская», «Изюминка», батон нарезной и другие хлебобулочные изделия; печенье «Молочное», «Десертное», «Овсяное», «Мария», кексы, коржики и другие хлебопекарные изделия.
Для каждого сорта хлеба и хлебобулочных изделий, вырабатываемых по государственным стандартам, существуют утвержденные рецептуры, в которых указываются сорт муки и расход каждого вида сырья (кг на 100 кг муки). На основании утвержденной рецептуры управляющий производством мини-пекарни составляет производственную рецептуру, в которой указывается количество муки, воды и другого сырья с учетом применяемой на данном предприятии технологии и оборудования, а также технологический режим приготовления изделий (температура, влажность, кислотность полуфабрикатов, продолжительность брожения и другие параметры).
При исчислении себестоимости произведенного хлеба и хлебобулочных изделий применяют метод исключения затрат на побочную продукцию (отходы по ценам возможной реализации) и пропорциональный метод калькуляции. Базой для распределения фактических затрат между видами полученной продукции служит масса готовых изделий.
В 2009-2011 г.г. показатели производства основных видов продукции представляли собой следующие (таблица 9).
Таблица 9
Показатели производства основных видов продукции ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» за период 2009-2011 гг.
Вид продукции |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Себестоимость единицы продукции |
Розничная цена за единицу продукции |
Себестоимость единицы продукции |
Розничная цена за единицу продукции |
Себестоимость единицы продукции |
Розничная цена за единицу продукции | |
руб. |
руб. |
руб. |
руб. |
руб. |
руб. | |
Батон |
8,22 |
9,50 |
8,65 |
10,15 |
8,85 |
10,15 |
Хлеб пшеничный |
8,89 |
9,85 |
9,11 |
10,00 |
9,60 |
10,00 |
Выпечка |
5,47 |
6,10 |
5,76 |
6,40 |
6,40 |
6,40 |
Как видно из табл. 9, себестоимость одного батона в 2009 г. составила 8,22 руб. за штуку и при этом из года в год она растет от 20 до 43 коп.
Себестоимость единицы хлеба пшеничного в 2009 г. составила 8,89 руб. за штуку. Также имеет тенденцию роста от 22 до 49 коп.
Себестоимость единицы выпечки в 2009 г. составила 5,47 руб. за штуку. Растет себестоимость из года в год и составила в 2010 г. 5,76 руб., в 2011 г. 6,40 руб. При этом и растет розничная цена за единицу продукции.
Анализ объема
производства начинается с
Таблица 10
Динамика товарной продукции
Год |
Товарная продукция, тыс. руб |
Темпы роста, % |
Темп прироста | |
Базисные |
Цепные | |||
2009 |
1996 |
100 |
100 |
100 |
2010 |
2514 |
125,9 |
125,9 |
25,9 |
2011 |
3438 |
172,2 |
136,7 |
36,7 |
Данные таблицы 10 показывают, что ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» закончил 2011 год с темпом прироста в 36,75 %.
Данные, приведенные в таблице 10, позволяют рассчитать среднегодовой темп роста и прироста.
Среднегодовой темп прироста: Тпр = 131,15 % - 100% = 31,15%
Таким образом, среднегодовой темп роста за 2010 - 2011 года составляет 131,15%, а среднегодовой темп прироста – 31,15%. Такое значение показателя может быть объяснено значительным повышением выпуска продукции в 2008 г.
В 2011 ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» при плане 2969 тыс. руб. выпущено товарной продукции на сумму 3438 тыс. руб., выполнение плана составило 115,81%. Соотношение объемов выпуска товарной продукции к фактическому уровню прошлого года составило 136,7% (в 2010 году было выпущено товарной продукции на сумму 2514 тыс. руб. в сопоставимых ценах 2011 года). Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что план по всем видам деятельности выполнен.
Таблица 11
Выполнение плана по ассортименту
Продукция |
Товарная продукция, тыс. руб. |
Коэффициент выполнение плана, % |
Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
план |
факт | |||
Батон |
25030,3 |
29526,7 |
117,96 |
25030,3 |
Хлеб пшеничный |
4520,5 |
4714,1 |
104,31 |
4520,5 |
Выпечка |
1400,2 |
1430,6 |
102,17 |
1400,2 |
Информация о работе Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции