Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является организация оперативного анализа объема производства и реализации продукции и пути совершенствование контроля за выпуском и реализацией продукции.
Задачи:
- изучить теоретические и методические основы анализа объема производства и реализации продукции;
- проанализировать анализ производства и реализации продукции на предприятии;
- дать рекомендации совершенствования контроля за выпуском и реализации продукции.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы анализа объема производства
и реализации продукции 5
1.1. Сущность и значение анализа объема производства и реализации
продукции 5
1.2. Методические основы анализа объема производства и реализации
продукции 9
2. Анализ производства и реализации продукции на примере
предприятия ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» 13
2.1. Экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
Продукции 22
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 29
2.4. Анализ качества произведенной продукции 32
2.5. Анализ ритмичности работы предприятия 37
3. Пути совершенствования контроля за выпуском и реализации
продукции 39
Заключение 43
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

3. Нормирование и планирование  товарных запасов;

4. Планирование поступления  и закупки товаров.

В связи с циклическим  развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.

Рассмотрим методику расчета товарных запасов в днях на примере. Данные приведены в таблице 7.

Таблица 7.

Товарооборот и товарные запасы за 2010 год

 

Показатели

Сумма

 тыс. руб.

 

1

 

 

План розничного товарооборота 

 

 

228,0

2.

 

Товарные запасы в  розничной сети на 1 января 2006 года.

В том числе: запасы сезонного  хранения

товары в пути, учтенные по бухгалтерскому балансу

скидка на остаток  товаров по балансу = 6%

 

298,6

 

35,3

11,0

3.

 

Норматив запасов текущего хранения в 2006 году:    в сумме

в днях

 

 

262,5

105


 

Тогда однодневный плановый кредитуемый оборот будет равен:

228

              Тпл = ———— = 2,5 тыс. руб.  (1)

90     

Затем товары в пути пересчитаем  в розничные цены. Для этого  по заданной торговой скидки в процентах  исчислили накидку:

6%*100%

           ——————— = 6,4%

100% - 6%

Следовательно, товарные запасы в пути в розничных ценах составят:

11,0*106,4%

                    ——————— = 11,7 тыс. руб.

100%

 

Далее определяем запасы текущего хранения:

∑З1 = 298,6 - 35,3 + 11,7 = 275,0 тыс. руб.

Следовательно, товарные запасы в днях товарооборота составят:

275,0

      ЗД = ———— =110 дней

2,5

т. е. На 110 дней торговли планового III квартала хватит имеющихся запасов товаров.

Далее запасы текущего хранения сопоставляются с нормативом:

      275 - 262,5 = +12,5 тыс. руб.

110 - 105 = +5 дней.

Таким образом, текущие товарные запасы превышают норматив на 12,5 тыс. руб. или на 5 дней. Отклонение запасов от норматива в днях можно было определить также делением суммы отклонения запасов на плановый однодневный товарооборот:

12,5 : 2,5 = 5 дней

Потребность организаций  в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость  запасов характеризуется двумя  показателями: времени обращения  и скорости товарооборота.

Вычисления показателей  оборачиваемости по звеньям торговли производят с учетом следующих особенностей: при определении их в розничной торговле в расчетах берут розничный товарооборот без мелкооптовой продажи со склада; в оптовой торговле - оптово-складской оборот, включая мелкооптовую продажу со склада; в целом по системе потребсоюза - розничный товарооборот, включая мелкооптовую продажу со склада. Рассмотрим методику расчета показателей оборачиваемости товарных запасов. Данные приведены в таблице 8.

Таблица 8

Запасы товаров за I квартал 2010 г.

Показатели

01.01

01.02

01.03

01.04

Товарные запасы (тыс. руб.)

в розничной сети

560

582

594

610


 

Розничный товарооборот (тыс. руб.)               2700

Для расчета средних  товарных запасов применим формулу  средней хронологической.

    1. средние товарные запасы в розничной сети:

 

                             (560:2)+582+594+(610:2)

Žр = (———————————————) = 587 тыс. руб.     

                                     3

 

Далее определим однодневный  фактический товарооборот за квартал:

  1. в розничной сети:

2700

                       Тр = ———— = 30 тыс. руб.     

90

 

Определим время обращения  запасов в днях:

  1. в розничной сети:

587

              Вр = ———— = 16,6 дня.     

30

 

Определим скорость обращения (в разах):

  1. в розничной сети:

2700

          Ср = ——— = 4,6 раза.     

587

 

От сюда можно сказать, что при среднем товарном запасе 587 тыс. руб. время обращения составит 16.6 дней или 17 дней, а скорость обращения составит 4.6 раз.

Процесс нормирования и  планирования товарных запасов на торговом предприятии должна состоять из отдельных этапов:

- определение целей формирования товарных запасов;

- анализа размера, состава и оборачиваемости товарных запасов в предплановом периоде;

- разработка нормативов товарных запасов;

- определение плановой суммы товарных запасов;

- оценка эффективности разработанного плана товарных запасов;

- обеспечение постоянного контроля за состоянием товарных запасов на предприятии.

Важнейшим условием выполнения плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов  является обеспечение поступления товаров на торговое предприятие. Основной целью планирования поступлений товаров и организации закупки товаров в соответствии с этим планом является обеспечение ритмичной поставки товаров на торговое предприятие в необходимых объемах и ассортименте.

Процесс планирования поступления  товаров осуществляется на торговом предприятии по следующим основным этапам:

- анализ поступления товаров на предприятие в предплановом периоде

- определение планового объема и структуры поступлений товаров на предприятие

- определение планового объема и источников закупки необходимых товаров

- обеспечение ритмичности и оптимизация партий поступления товаров на предприятие

Заключительной стадией  планирования товарооборота предприятия является балансовая увязка всех запланированных его показателей - объема реализации, запасов на начало и конец планового периода, объема поступления товаров. Балансовая увязка этих плановых показателей позволяет проверить их взаимосвязь по каждой группе товаров и по предприятию в целом.

 

2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции

 

Продукция ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» представлена следующим ассортиментом: хлеб «Пшеничный», «Донской», «Формовой», «Подовый», «Бородинский», булка «Венская», «Изюминка», батон нарезной и другие хлебобулочные изделия; печенье «Молочное», «Десертное», «Овсяное», «Мария», кексы, коржики и другие хлебопекарные изделия.

Для каждого сорта  хлеба и хлебобулочных изделий, вырабатываемых по государственным  стандартам, существуют утвержденные рецептуры, в которых указываются сорт муки и расход каждого вида сырья (кг на 100 кг муки). На основании утвержденной рецептуры управляющий производством мини-пекарни составляет производственную рецептуру, в которой указывается количество муки, воды и другого сырья с учетом применяемой на данном предприятии технологии и оборудования, а также технологический режим приготовления изделий (температура, влажность, кислотность полуфабрикатов, продолжительность брожения и другие параметры).

При исчислении себестоимости  произведенного хлеба и хлебобулочных изделий применяют метод исключения затрат на побочную продукцию (отходы по ценам возможной реализации) и пропорциональный метод калькуляции. Базой для распределения фактических затрат между видами полученной продукции служит масса готовых изделий.

В 2009-2011 г.г. показатели производства основных видов продукции представляли собой следующие (таблица 9).

Таблица 9

Показатели производства основных видов продукции ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» за период 2009-2011 гг.

Вид продукции

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Себестоимость единицы  продукции

Розничная цена за единицу  продукции

Себестоимость единицы  продукции

Розничная цена за единицу  продукции

Себестоимость единицы  продукции

Розничная цена за единицу  продукции

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

Батон

8,22

9,50

8,65

10,15

8,85

10,15

Хлеб пшеничный

8,89

9,85

9,11

10,00

9,60

10,00

Выпечка

5,47

6,10

5,76

6,40

6,40

6,40


 

Как видно из табл. 9, себестоимость одного батона в 2009 г. составила 8,22 руб. за штуку и при этом из года в год она растет от 20 до 43 коп.

Себестоимость единицы хлеба пшеничного в 2009 г. составила 8,89 руб. за штуку. Также имеет тенденцию роста от 22 до 49 коп.

Себестоимость единицы выпечки  в 2009 г. составила 5,47 руб. за штуку. Растет себестоимость из года в год и составила в 2010 г. 5,76 руб., в 2011 г. 6,40 руб.  При этом и растет розничная цена за единицу продукции.

   Анализ  объема  производства начинается с изучения  динамики товарной продукции,  расчета  базисных и цепных  темпов роста и прироста.

Таблица 10

Динамика товарной продукции

Год 

Товарная  продукция, тыс. руб

Темпы роста, %

Темп  прироста

Базисные

Цепные

2009

1996

100

100

100

2010

2514

125,9

125,9

25,9

2011

3438

172,2

136,7

36,7


 

Данные  таблицы 10 показывают, что ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» закончил 2011 год с темпом прироста в 36,75 %.

    Данные, приведенные в таблице 10, позволяют рассчитать среднегодовой темп роста и прироста.

    Среднегодовой  темп прироста:   Тпр = 131,15 % - 100% = 31,15%

    Таким образом, среднегодовой темп роста за 2010 - 2011 года составляет 131,15%, а среднегодовой темп прироста – 31,15%. Такое значение показателя может быть объяснено значительным повышением выпуска продукции в 2008 г.

В 2011 ООО «Хлебокомбинат Цивильского райпо» при плане 2969 тыс. руб. выпущено товарной продукции на сумму 3438 тыс. руб., выполнение плана составило 115,81%. Соотношение объемов выпуска товарной продукции к фактическому уровню прошлого года составило 136,7% (в 2010 году было выпущено товарной продукции на сумму 2514 тыс. руб. в сопоставимых ценах 2011 года). Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что план по всем  видам деятельности выполнен.

Таблица 11

Выполнение плана по ассортименту

Продукция 

Товарная  продукция, тыс. руб.

Коэффициент выполнение плана, %

Товарная  продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

план 

факт

Батон

25030,3

29526,7 

117,96

25030,3

Хлеб пшеничный

4520,5

4714,1

104,31

4520,5

Выпечка

1400,2

1430,6

102,17

1400,2

Информация о работе Сущность и значение анализа объема производства и реализации продукции