Оценка стоимости предприятия на примере ООО «Элпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:05, курсовая работа

Краткое описание

Оценка стоимости предприятия – представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия 5
1.1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия 5
1.2. Доходный и затратный подходы к оценке стоимости предприятия 8
1.3. Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия 12
2. Анализ деятельности предприятия и перспектив его развития 15
2.1. Общая характеристика ООО «Элпром» 15
2.2. Анализ состояния и перспектив развития ООО «Элпром» 18
3. Оценка стоимости предприятия 25
3.1. Затратный подход к оценке стоимости ООО «Элпром» 25
3.2. Доходный подход к оценке стоимости ООО «Элпром» 27
3.3. Согласование результатов оценки стоимости ООО «Элром» 29
Заключение 31
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Оценка Курсовая готова.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

     Основные  направления стратегии роста  в деятельности ООО «Элпром» по расширению рынков сбыта включают следующее: освоение новых географических сегментов рынка; а также постоянное совершенствование выпускаемой продукции. Система маркетинговых коммуникаций ООО «Элпром» включает в себя рекламу, формирование общественного мнения, стимулирование сбыта. Распространение рекламных материалов выпускаемой продукции осуществляется на отраслевых выставках-ярмарках, конкурсах, посредством личных контактов представителей завода с потенциальными партнерами. Систематически публикуются статьи в газетах и журналах. Для укрепления имиджа используются выступления руководства предприятия в прессе, на радио и телевидении, участие в выставках-ярмарках, изготовление и распространение сувенирной продукции. Стимулирование сбыта осуществляется за счет предоставления различных скидок потребителям.

 

3. Оценка стоимости  предприятия 

3.1. Затратный подход  к оценке стоимости ООО «Элпром»  

     Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает  стоимость предприятия с точки  зрения понесенных издержек. Для осуществления  этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого  актива в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств, результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Подход представлен двумя методами: методом стоимости чистых активов и методом ликвидационной стоимости. В данном случае применим метод чистых активов.

     Метод стоимости чистых активов применяют  в том случае, если предприятие  обладает значительными материальными активами и ожидается, что будет по-прежнему действующим предприятием – ООО «Элпром» как раз такое предприятие. Различают метод скорректированных чистых активов и нескорректированных (в нашем случае) чистых активов. В первом случае проводится полная корректировка статей баланса и определяется обоснованная рыночная стоимость каждого актива в отдельности. Результаты расчетов по данному методу более достоверны, чем по второму, когда из-за отсутствия достаточной информации корректировка статей баланса не производится.

     Чистые  активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов  предприятия, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых  к расчету. Проведение оценки с помощью  методики чистых активов основывается на анализе финансовой отчетности. Она является индикатором финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов. Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; приложения к ним и некоторые расшифровки.

     Процедура оценки предусматривает следующую  последовательность шагов: определение  рыночной стоимости всех активов  компании; определение величины обязательств компании; расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств. Таким образом, базовой формулой является: Стоимость предприятия = Активы – Обязательства (1)

     Чтобы определить собственный капитал (стоимость  предприятия) ООО «Элпром» рассмотрим активы и обязательства предприятия (таблица 5).

Таблица 5 – Активы и обязательства ООО «Элпром» 

Наименование На начало 2010 года На конец 2010 года +,-
1 3 4 5
АКТИВЫ
1. Внеоборотные  активы (стр. 190): 2439 3042 +603
Нематериальные  активы (стр. 110) 290 275 -15
Основные  средства (стр. 120) 1710 2315 +605
Долгосрочные  фин/вложения (стр. 140) 210 210 -
Прочие  внеоборотные активы (стр. 150) 229 242 +13
2. Оборотные  активы (стр. 290): 4475 5632 +1157
Запасы  и затраты (стр. 210)229 2188 2896 +708
Расчеты с дебиторами (стр. 240) 1615 2226 +611
Денежные  средства (стр. 260) 672 510 -162
Итого активов 6914 8674 +1760
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные  обязательства (стр. 590) - - -
Займы и кредиты (стр. 610) 66 51 -15
Кредиторская  задолженность (стр. 620) 110 241 +131
Итого обязательств 176 292 +116
 

     Следует напомнить, что к числу активов  предприятия относятся следующие  группы активов: нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, денежные средства, здания и сооружения, машины и оборудование, запасы, дебиторская задолженность и прочие аналогичные активы.

     Активы  ООО «Элпром» на начало 2010 г. = 290+210+1710+ 2188+ 1615+ 672+ 229 = 6914 тыс.руб.

     Активы  ООО «Элпром» на конец 2010 г. = 275+210+2315+ 2896+ 2226+ 510+ 242 = 8674 тыс.руб.

     Обязательства ООО «Элпром» на начало 2010 г. = 66+110 = 176 тыс.руб.

     Обязательства ООО «Элпром» на конец 2010 г. = 51+241 = 292 тыс.руб.

     Рыночная  стоимость (собственный капитал) ООО  «Элпром» на начало 2007 года = 6914 – 176 = 6738 тыс.руб.

     Рыночная  стоимость (собственный капитал) ООО  «Элпром» на конец 2007 года = 8674 – 292 = 8382 тыс.руб.

     По  результатам проведенных расчетов, можно сказать следующее. Стоимость  томского предприятия химической промышленности ООО «Элпром», рассчитанная методом нескорректированных чистых активов, составила на начало 2010 года – 6738 тыс.руб., на конец 2010 года – 8382 тыс.руб. Следует отметить, что в данном случае стоимость предприятия ООО «Элпром» является собственным капиталом данного предприятия, который сосредоточен в основных средствах, нематериальных активах, долгосрочных финансовых вложениях, материальных запасах, дебиторской задолженности, денежных средствах и прочих оборотных и внеоборотных активах. Величина собственного капитала ООО «Элпром» (стоимости предприятия) в данном случае достаточно высока – но это объясняется очень просто. Финансовая политика предприятия ООО «Элпром» такова – при наличии достаточного количества собственных средств предприятие крайне редко и неохотно прибегает к привлечению капитала со стороны (кредиты и займы), также кредиторская задолженность предприятия не очень высока. Именно поэтому ООО «Элпром» является привлекательным предприятием, как для купли-продажи, так и для различного рода инвестирования. 

3.2. Доходный подход  к оценке стоимости  ООО «Элпром»  

     Как уже было отмечено, доходный подход применяется в тех случаях, когда есть возможность составить представление о дальнейшем развитии предприятия. В рамках этого подхода используют метод капитализации и метод дисконтирования. Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости от равномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод дисконтирования. В данном случае при оценке стоимости предприятия ООО «Элпром» целесообразнее и понятнее будет использовать метод капитализации доходов.

     Суть  метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость предприятия. Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи:

1. Определить продолжительность анализируемого периода.

2. Определить  капитализируемую базу.

3. Определить  коэффициент капитализации.

4. Рассчитать  рыночную стоимость.

     В настоящее время существует множество  методов капитализации дохода предприятия, различающиеся в зависимости от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить: капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат) – как в нашем случае с ООО «Элпром»; капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат); капитализацию фактических дивидендов; капитализацию потенциальных дивидендов; использование Различного рода мультипликаторов: цена / прибыль, цена / выручка и другие.

     При оценке рыночной стоимости предприятия  ООО «Элпром» попробуем использовать метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат.

     Метод капитализации чистого дохода (валовой  прибыли) заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от нашего предприятия с помощью коэффициента капитализации:                                       

                      Доход предприятия

     Стоимость =            —————---------—————————                                  

       Коэффициент капитализации                          

     В качестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль. Валовая прибыль  ООО «Элпром» в 2010 году составила 2350 тыс. руб. Коэффициент капитализации необходимый для дальнейших расчетов находим методом кумулятивного построения:

К=Сб+Рл+Рр                                                        

где Сб – безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка по депозитам  для юридических лиц в банках высокой надежности, по данным агентства «Росбизнесконсалтинг» на 01.01.10 г. составляла 12 %);

Рл –  риск ликвидности (возможность потери, при реализации объекта – в  данном случае предприятия ООО «Элпром» из-за недостаточной развитости рынка, несбалансированности, неустойчивости);

Рр –  региональный риск, присущ для конкретного  региона (Томская область).

Таким образом, проведя необходимые расчеты  получаем:

Коэффициент капитализации = К = 12%+10%+7% = 29%

Стоимость ООО «Элпром» = 2 350 000 / 0, 29 = 8103 450 руб. 

Таким образом, рыночная стоимость предприятия ООО «м», рассчитанная методом капитализации, в 2010 году составила ≈8103 тыс.руб. 

3.3. Согласование результатов  оценки ООО «Элпром»  

     Для определения рыночной стоимости  предприятия (бизнеса) ООО «Элпром» в рамках данной работы использовалось два подхода - затратный подход (метод чистых активов) и доходный подход (метод прямой капитализации доходов). По результатам проведенных исчислений оба метода оказались достаточно достоверны, их конечные результаты составили:

     Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Элпром» на конец 2010 года, рассчитанная методом чистых активов = 8382 тыс.руб.

     Рыночная  стоимость ООО «Элпром» на конец 2010 года, рассчитанная методом капитализации доходов = 8103 тыс. руб.

     Как видно, разрыв в результатах достаточно небольшой. Учитывая вышеизложенное, значимость расчетов различными подходами при определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки можно скорректировать рыночную стоимость предприятия таким образом (таблица 6): 

Таблица 6 - Расчет рыночной стоимости ООО «Элпром» 

Подход Рыночная стоимость,

тыс.руб.

Затратный подход (чистые активы) 8382
Доходный  подход (капитализация) 8103
Скорректированная величина 8243
 

Исходя  из приведенных аналитических расчетов, объект стоимостной оценки – томское предприятие химической промышленности ООО «Элпром» имеет рыночную стоимость в размере 8243 тыс.руб.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия на примере ООО «Элпром»