Комплексный экономический анализ хозяйчтенной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия (КАЭХД) представляет собой учебную дисциплину и самостоятельное научно-практическое направление, изучающее различные аспекты деятельности организации. Ее цель – оценить эффективность производственных процессов через призму материальных и денежных характеристик. Экономическая обоснованность принимаемых решений стано­вится жизненно необходимым условием выживания и сохранения предприятия как хозяйствующего субъекта.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 807.50 Кб (Скачать)

Отметим, что отсутствие информации о себестоимости единицы продукции изделия Е, пользующейся спросом, свидетельствует о том, что организация не имеет возможности выпускать данную продукцию в следующем отчетном периоде.

1) Рассчитаем объем продаж, исходя из спроса на продукцию и возможности ее выпуска. Он определяется по формуле:

Объем продаж =Спрос на изделие * Цена изделия

Изделие А: 12000 * 320 = 3840000 тыс. руб.;

Изделие В: 4500 * 310 = 1395000 тыс. руб.;

Изделие С: 4600 * 750 = 3450000 тыс. руб.;

Изделие D: 400 * 590 = 236000 тыс. руб.

Итого:  3840000 + 1395000 + 3450000 + 236000 = 8921000 тыс. руб.

2) Показатель себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план находится по формуле:

Себестоимость объема продаж = Спрос  на изделие * Себестоимость ед. продукции

Изделие А: 12000 * 294 = 3528000 тыс. руб.

Изделие В: 4500 * 260 = 1170000 тыс. руб.

Изделие С: 4600 * 695 = 3197000 тыс. руб.;

Изделие D: 400 * 570 = 228000 тыс. руб.

Итого: = 3528000 + 1170000 + 3197000 + 228000 = 8123000 тыс. руб.

3) Показатель прибыль от продаж на планируемый период определяется по формуле:

Прибыль от продаж на планируемый период = Объем продаж - Себестоимость объема продаж

Изделие А: 3840000 – 3528000 = 312000 тыс. руб.

Изделие В: 1395000 – 1170000 = 225000 тыс. руб.

Изделие С: 3450000 – 3197000 = 253000 тыс. руб.

Изделие D: 236000 – 228000 = 8000 тыс. руб.

Итого: 312000 + 225000 + 253000 + 8000 = 798000 тыс. руб.

4) Рентабельность продаж каждого изделия определяется по формуле:

Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж на планируемый период / Объем продаж) * 100 %

Изделие А: (312000 / 3840000) * 100 % = 8,125 %

Изделие В: (225000 / 1395000) * 100 % = 16,129 %

Изделие С: (253000 / 3450000) * 100 % = 7,333 %

Изделие D: (8000 / 236000) * 100 % = 3,389 %

5) Отнесем продукцию к определенной группе в зависимости от уровня её рентабельности: группа 1 – продукция с рентабельностью 25% и выше; группа 2 – от 10 до 25%; группа 3 – ниже 10%.

Изделия А, С, D – 3 группа, изделие В – 2 группа.

Вывод: Таким образом, наибольшую рентабельность имеет изделия B 16%, наименьшую изделия А 8%, С 7% и D 3%, поэтому предприятию в будущих периодах предпочтительнее сосредоточиться на выпуске и продаже изделия B, для чего необходимо обеспечить увеличение спроса на данный вид продукции и возможность увеличения их производства. При этом следует отметить, что уровень рентабельности всех изделий невысок всего лишь 2 и 3 группа, поэтому предприятию необходимо изыскать резервы повышения прибыльности своей продукции, например, за счет снижения затрат на производство, улучшения качества продукции и расширения областей сбыта. Но нельзя отказываться и от выпуска менее рентабельных изделий, таких как A, С и D, так как это приведет к неэффективному использованию производственных мощностей, что повлечет рост полной себестоимости выпускаемой продукции. От малорентабельной продукции можно отказаться лишь в том случае, если есть возможность заменить ее высокорентабельной уже выпускаемой или новой продукцией.

Поскольку предприятие не  имеет соответствующих условий для выпуска изделия Е, то рассчитать его рентабельность невозможно. Поскольку спрос на данное изделие имеется, то можно сказать, что предприятие недополучит 5880000 тыс. руб. (6000 шт. * 980 тыс. руб.)

 

Задание 2.3

Точка безубыточности (критический объем продаж) – это объем продаж, при котором уровень выручки равен затратам, и предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Ниже этой точки находится зона убытков, выше - зона прибыли. Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического.

На основании данных из «Отчета о прибылях и убытках» и результатов анализа по предыдущему вопросу заполним таблицу 8.

1) Выручку от продаж за отчетный год возьмем из «Отчета о прибылях и убытках», на планируемый период – из предыдущего задания.

2) Рассчитаем прибыль от продаж по формуле:

Прибыль = Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты

За отчетный год: 8243819 – 4426831 – 2910208 = 906780 тыс. руб.

На планируемый период: 8921000 – 5497725 – 2625275 = 798000 тыс. руб.

3) Маржинальный доход (МД) определяем:

Маржинальный доход = Выручка – Переменные затраты

За отчетный год: 8243819 – 4426831 = 3816988 тыс. руб.

На планируемый период: 8921000 – 5497725 = 3423275 тыс. руб.

4) Определим долю маржинального дохода в выручке от продаж по формуле:

Доля МД = МД / Выручка

За отчетный год: 3816988 / 8243819 = 0,463

На планируемый период: 3423275 / 8921000 = 0,3837

5) «Критическая точка» объема продаж:

«Крит. точка» объема продаж = Постоянны затраты / Доля МД

За отчетный год: 2910208 / 0,463 = 6285546,436 тыс. руб.

На планируемый период: 2625275 / 0,3837 = 6841998,958 тыс. руб.

6) Определим запас финансовой прочности (ЗФП) путем вычитания из выручки от продаж критического объема продаж.

За отчетный год: 8243819 - 6285546,436 = 1958272,564 тыс. руб.

На планируемый период: 8921000 - 6841998,958 = 2079001,042 тыс. руб.

7) Определим уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж по формуле:

Уровень ЗФП = (ЗФП / Выручка) * 100 %

За отчетный год: (1958272,564 / 8243819) * 100 % = 23,754 %

На планируемый период: (2079001,042 / 8921000) * 100 % = 23,305 %

Таблица 8

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый период, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

2

3

4

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

8243819

8921000

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4426831

5497725

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

2910208

2625275

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

906780

798000

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.

3816988

3423275

6

Доля маржинального дохода в выручке от продаж

0,463

0,3837

7

«Критическая точка» объема продаж, тыс. руб.

6285546,436

6841998,958

8

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

1958272,564

2079001,042

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

23,754

23,305


 

Вывод: в отчетном году точка безубыточности составила  6285546,436 тыс. руб., а на планируемый период она составит 6841998,958 тыс. руб. Значение «критической точки» растет, это отрицательный показатель, так как с помощью продажи большего количества продукции предприятие может полностью покрыть свои затраты и начать получать прибыль. Запас финансовой прочности уменьшается, т. е. количество продукции, приносящей прибыль. По уровню запаса финансовой прочности можно сказать следующее:

• реализовав 76,246 % продукции в отчетном году и 74,695 % за планируемый период предприятие сможет покрыть свои издержки;

• 23,754% и 25,305% реализованной продукции приносят предприятию ООО «Рубин» прибыль.

Нормативное значение запаса финансовой прочности составляет 40-50% от объема продаж. Это говорит о том, что запас финансовой прочности занижен почти в три раза.

Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. На нашем предприятии данный уровень значительно ниже нормативного показателя. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ затрат и себестоимости продукции

Задание 3.1

Дадим характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат и объясним возможные причины изменения в зависимости от трансформации производственной программы.

Анализ себестоимости продукции обычно начинается с изучения динамики и структуры общей суммы затрат в целом и по экономическим элементам. На основе формы № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» заполним таблицу 9.

Таблица 9

Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за прошлый и отчетный годы

№ п/п

Элементы затрат по обычным видам деятельности

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Материальные затраты

4211690

64,65

4756320

64,826

544630

0,176

2

Затраты на оплату труда

1302915

19,999

1540778

20,999

237863

1

3

Отчисления на социальные нужды

338758

5,2

400602

5,459

61844

0,259

4

Амортизация

497621

7,639

474025

6,461

-23596

-1,178

5

Прочие затраты

163592

2,511

165314

2,253

1722

-0,258

 

Итого

6514576

100

7337039

100

-

-


 

Вывод: расходы по обычным видам деятельности за отчетный год увеличились на 822463 тыс. руб. Это может быть обусловлено как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и изменением структуры продукции, ростом цен на материальные ресурсы, инфляционным приростом амортизации, тарифных ставок и т.д. 

В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения. Увеличились материальные затраты на 544630 тыс. руб. Их доля увеличилась на 0,176 %. Выросли также затраты на оплату труда на 237863 тыс. руб., а их доля - на 1 %. Отчисления на социальные нужды увеличились на 61844 тыс. руб. (доля увеличилась - на 0,259 %). Прочие затраты увеличились на 1722 тыс. руб., а их доля в расходах снизилась на 0,258 %. Амортизация уменьшилась на 23596 тыс. руб., а ее доля в расходах уменьшилась на 1,178 %. 

Наибольший удельный вес в общей сумме затрат составляют материальные затраты (64,65 % – в прошлом году и 64,826 % - в отчетном).

В случае изменения производственной программы (ее увеличения) пропорционально увеличатся материальные расходы, а затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды  и амортизация будут увеличиваться при экстенсивном пути развития и уменьшаться при интенсивном. Обратная ситуация будет при уменьшении производственной программы.

Из данных таблицы следует, что анализируемое производство является материалоемким: доля материальных затрат наибольшая. Следовательно, основные резервы снижения себестоимости продукции следует искать в первую очередь в рациональном использовании материальных ресурсов.

На долю затрат на оплату труда приходится также немалая часть (19,999 % в прошлом году и 20,999% - в отчетном). Им также необходимо уделить внимание при выявлении резервов снижения себестоимости.

Снижение доли амортизационных отчислений в структуре затрат повлияло на снижение себестоимости.

Сравнении структуры затрат на производство за отчетный и предыдущий периоды показывает, что существенных изменений в их структуре не произошло.

 

Задание 3.2

При проведении анализа себестоимости исчисляется показатель Затраты на 1 руб. продукции. Они характеризуют и раскрывают связь себестоимости продукции и прибыли, получаемой от основной деятельности.

Jз = З / N = Q*p / Q*z, где

Jз – индекс затрат; З - затраты на производство; N - объем продаж; Q – количество продукции; р – себестоимость единицы продукции; z – цена.

Этот показатель характеризует размер себестоимости в 1 руб. цены реализации. Для расчета влияния факторов на изменение затрат на 1 руб. продаж формируется система относительных показателей затрат на 1 руб. продаж.

Рассчитаем затраты за прошлый и отчетный года таблица 10.

Затраты за прошлый год (Jз0) = Q0*p0 / Q0*z0 = 6514576 / 7238399 = 0,9

Затраты за отчетный год (Jз1) = Q1*p1 / Q1*z1 = 7337039 / 8243819 = 0,89

Определим изменение затрат на 1 руб. продаж: ∆Jз = 0,89 – 0,9 = -0,0

Рассчитаем влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. продаж методом цепных подстановок. Для этого рассчитаем еще 2 показателя:

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года = Q1*р0

Для изделия А: 11680 * 253,99 = 2966603,2

Для изделия В: 5600 * 231,41 = 1295896

Для изделия С: 11976 * 319 = 3820344

Итого: 2966603,2 + 1295896 + 3820344 = 8082843,2

Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года = Q1*z0

Для изделия А: 11680 * 256 = 2990080

Для изделия В: 5600 * 305,34 = 1709904

Для изделия С: 11976 * 357 = 4275432

Итого: 2990080 + 1709904 + 4275432 = 8975416

1) Влияние на затраты изменения количества проданной продукции:

∆JзQ = Q1*p0 / Q1*z0 - Q0*p0 / Q0*z0 = 8082843,2 / 8975416 – 0,9 = 0,0006

2) Влияние на затраты на 1 руб. продукции изменения себестоимости единицы продукции:

∆Jзp = Q1*p1 / Q1*z0 – Q1*p0 / Q1*z0 = 7337039 / 8975416 – 0,9006 = -0,0831

3) Влияние на затраты на 1 руб. продукции изменения цены ед. прод.:

∆Jзz = Q1*p1 / Q1*z1 – Q1*p1 / Q1*z0 = 0,89 – 0,8175 = 0,0725

Совокупное влияние факторов:

∆Jз = 0,0006 - 0,0831 + 0,0725 = -0,01

Таблица10

Анализ затрат на 1 рубль продаж

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество (Q), шт.

11500

11680

588

5600

7000

11976

24380

29256

Цена (Z), тыс. руб.

256

302,30

305,34

264,42

357

269,89

Х

Х

Стоимости (QZ), тыс. руб

2944000

3530864

1795399

1480752

2499000

3232203

7238399

8243819

Себестоимость единицы продукции (Р), тыс. руб.

253,99

264,01

231,41

250

319

238,26

Х

Х

Себестоимость продукции (QP), тыс. руб.

2920885

3083637

1360691

1400000

2233000

2853402

6514576

73370399

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года (Q1P0), тыс. руб.

Х

2966603,2

Х

1295896

Х

3820344

Х

8082843,2

Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года (Q1Z0), тыс. руб.

Х

2990080

Х

1709904

Х

4275432

Х

8975416

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйчтенной деятельности