Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:04, лекция
Краткий курс лекций разработан в соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В учебном пособии рассмотрены основные вопросы дисциплины «Комплексный экономический анализ» и «Экономический анализ» с иллюстрацией теоретического материала практическими примерами.
Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово хозяйственной деятельности организации
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организациина основе финансовой отчетности
Ответы к тестам и практическим заданиям
Стержневыми разделами финансового плана являются
смета объема реализации продукции
баланс денежных поступлений и расходов
план прибылей и убытков
плановый бухгалтерский баланс
расчет точки безубыточности продаж товаров.
Основные методы составления бизнес –плана
1. метод процента от реализации
2. бюджетное планирование или составление системы взаимосвязанных смет.
Метод процента от реализации.
Суть данного метода в том что на основе запланированного роста объема продаж выраженного в процентах определяются будущие расходы активы и обязательства зависящие от объема продаж объем перераспределения прибыли планового периода. Для сбалансирования величины плановых активов и пассивов устанавливаются суммы недостающих источников финансирования определяются конкретные способы покрытия потребности в дополнительном финансировании. Затем на базе полученных параметров составляется плановый счет прибылей и убытков прогнозный баланс прогноз движения денежных средств.
Этот метод имеет определенные недостатки. Наиболее часто он используется кредитными организациями для прогнозирования финансового положения клиента и для целей предварительной оценки хозяйственных проектов.
Метод бюджетного (сметного) планирования
Данный метод обеспечивает приемлемую точность составления финансового плана и поэтому является основным методом составления бизнес – плана.
Бюджетом или сметой называется количественный план в денежном выражении показывающий планируемую величину доходов расходов и капитал который необходимо привлечь для достижения поставленной цели Бюджет организации (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов. Он включает два блока систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов.
В процессе бюджетирования рассчитывается бюджет организации по всей совокупности операционных и финансовых бюджетов и оценивается прогнозное финансовое состояние организации. Если его основные показатели (ликвидность прибыль рентабельность) неудовлетворительны то рассчитываются альтернативные варианты.
Смета бюджетов используется менеджерами как средство управления деятельностью организации контроля за реальным состоянием дел.
Существует два подхода к расчетам смет
1. разработка сметы с «нуля» - применяется в случаях проектирования новой организации или при смене профиля деятельности
2. планирование от достигнутого – применяется в случаях когда профиль деятельности не меняется.
Оперативное планирование предназначено для организации текущей деятельности и имеет горизонт не более одного года. Оперативное планирование осуществляется с использованием метода бюджетирования.
Планирование текущей деятельности заключается в составлении генерального бюджета который представляет собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.
6.2. Основы сметного планирования
Смета (бюджет) продаж или объема выручки в денежном выражении служит основой для составления всех остальных видов смет. Целью составления Бюджет продаж является определение объема продаж на планируемый период. Бюджет продаж включает следующую информацию
о предполагаемых объемах реализации по каждому виду товаров
об ожидаемой цене товара.
Бюджет продаж показывает объем продаж в количественном и стоимостном выражении.
При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом служат ожидаемые данные об объеме продаж предыдущего года. Эта величина корректируется с учетом факторов влияющих на объем реализации в текущем году.
Важным вопросом является обоснование цены товара. Принятие решения по цене зависит от внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся
общий спрос на товар на рынке
наличие на рынке аналогичных товаров
уровень цен на аналогичную продукцию конкурирующих фирм
приоритет заинтересованности покупателей по данному товару - низкая цена или более высокое качество.
К внутренним факторам относятся
себестоимость продукции
необходимость покрытия инвестиций
качество материалов и труда
использование ограниченных ресурсов.
Бюджет производства (производственная программа) обычно составляется в физических единицах измерения продукции. Этот бюджет должен учитывать объем продаж производственные мощности предприятия рост или снижение запасов готовой продукции на планируемый период. Целью составления данного бюджета является определение объема производства на основе расчета предполагаемого объема продаж величины остатков не реализованной продукции.
Планируемый объем производства определяется
Сметный объем производства в натуральном выражении + необходимая величина запасов готовой продукции на конец года = ожидаемый объем продаж + запасы готовой продукции на начало года
Объемы производства сверяются со сметой продаж чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течении года. Сбалансированность показателей обеспечивается применением специальных методов производственного анализа
метода предельного анализа позволяющего определить величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукции) и предельных издержек (прироста затрат на единицу продукции)
метода производственной функции нацеленного на прогнозирование ожидаемых показателей хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала.
Бюджет прямых материальных затрат показывает общие потребности производства по основным материалам а также необходимый объем закупок основных материалов. Расчеты осуществляются на основе бюджета объема производства нормативных затрат сырья на единицу продукции целевых запасов сырья на начало и конец периода цен на сырье и материалы.
Плановая потребность в материалах рассчитывается следующим образом
М = Мпр + Змк - Змн
где
М - плановая потребность в материалах
Мпр - потребность в материалах для обеспечения планового выпуска продукции
З мк - планируемый запас материалов на конец периода
Змн - запас материалов на начало периода.
Расчеты осуществляются в натуральных единицах и в денежном выражении.
Составление сметы может сопровождаться расчетом платежей за приобретаемые материалы.
Целью составления бюджета прямых затрат труда является определение общих затрат на привлечение трудовых ресурсов. Основой расчета является бюджет производства. Планируемый объем производства определяет общее время использования труда основных рабочих и является исходной информацией для составления бюджета прямых затрат на оплату труда. На уровень затрат влияют система нормирования труда и оплаты труда.
При составлении этого бюджета учитывается трудоемкость единицы продукции и стоимость одного человеко -часа.
Смета общепроизводственных расходов
При составлении бюджета общепроизводственных расходов предварительно в их составе выделяются постоянные и переменные расходы и определяются ставки по которым формируется переменная часть общепроизводственных расходов . Общая сумма производственных накладных расходов включает стоимость постоянной составляющей включая амортизационные отчисления по производственному оборудованию величину переменной составляющей которая определяется путем умножения ставки переменных расходов на затраты времени производственных работников.
При определении соответствующего оттока денежных средств учитывается что а) амортизация не вызывает оттока денежных средств б) общепроизводственные расходы оплачиваются в том квартале в котором они возникают.
Бюджет периодических расходов включает смету коммерческих и управленческих расходов. Постатейный состав расходов определяется в основном спецификой деятельности организации. В состав коммерческих расходов включаются заработная плата работников службы сбыта расходы по рекламе транспортные расходы оплата телефонной связи прочие расходы по реализации продукции. Управленческие расходы состоят из заработной платы административного персонала прочих служащих оплаты энергии амортизации офисного оборудования расходов по телефонной связи страхованию затрат на канцтовары и другие.
Бюджет периодических расходов используется при составлении бюджета прибылей и убытков бюджета денежных средств. При его формировании также выделяются постоянные расходы и переменная составляющая. Переменные расходы рассчитываются на основе ставки переменных расходов в расчете на единицу реализуемой продукции.
Сметный расчет себестоимости реализованной продукции
На основе бюджетов прямых материальных затрат затрат по оплате труда производственных работников и бюджета общепроизводственных расходов формируется смета себестоимости реализованной продукции которая является основной в системе сметных расчетов организации. Исходными данными служат
ожидаемые величины товарных запасов
сводные данные сметы о затратах по оплате труда
сводные данные сметы прямых материальных затрат
сводные данные по смете общепроизводственных расходов.
Вариант сметы себестоимости реализованной продукции можно представить следующим образом
Запасы сырья материалов незавершенного производства на начало периода
+покупка сырья материалов
-запасы сырья материалов незавершенного производства на конец периода
=себестоимость потребленных в процессе производства сырья и материалов
+ прямые затраты труда
+ переменные накладные расходы
= себестоимость произведенной продукции
+ себестоимость запасов готовой продукции на начало периода
-себестоимость запасов готовой продукции на конец периода
=себестоимость реализованной продукции.
Сметное планирование прибыли
Формирование бюджета прибыли и убытков основывается на данных которые содержатся в ранее разработанных сметах. Сметный расчет финансовых результатов включает три раздела
1. расчет ожидаемого финансового результата
2. распределение прибыли прибыль распределяется на две части - налог на прибыль и прибыль остающуюся в распоряжении организации
3. ожидаемое использование прибыли путем деления на капитализируемую и потребляемую часть.
Сметы прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций организации.
Смета движения денежных средств
Бюджет денежных средств характеризует приток и отток денежных средств в течение планового периода. Его цель - поддержание баланса денежных средств а также определение размеров дополнительного финансирования при временной недостаточности денежных средств.