Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:04, лекция

Краткое описание

Краткий курс лекций разработан в соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В учебном пособии рассмотрены основные вопросы дисциплины «Комплексный экономический анализ» и «Экономический анализ» с иллюстрацией теоретического материала практическими примерами.

Оглавление

Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово хозяйственной деятельности организации
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организациина основе финансовой отчетности
Ответы к тестам и практическим заданиям

Файлы: 1 файл

file.1165217671.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.

              Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные монопольные и демпинговые.

              Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

              Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.

              Демпинговые цены - это цены уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

              Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены - цены установленные в твердо определенной величине. Предельные цены - это цены ограниченные нижним и верхним пределом предельными размерами торговых надбавок предельным уровнем рентабельности.

 

 

 

                                5.4.  Анализ влияния объема продукции

                                          на величину прибыли

 

              Изменение объема выпуска и реализации продукции оказывает непосредственное влияние на динамику прибыли. В процессе анализа дается качественная и количественная оценка влияния этих факторов.

              Общее изменение прибыли в результате совокупного влияния факторов рассчитывается 

                            П = П1 – По

Где:

П1 - прибыль отчетного периода

По - прибыль базисного года.

              В наибольшей степени на изменение прибыли оказывают влияние следующие факторы  изменение объема продаж продукции изменение цен на реализованную продукцию.

              Оценка влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Пq)  осуществляется следующим образом

Пq = По * К1 - По = По * (К1 - 1)

где

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции.

                            К1 = С1о / Со

гдеС1о - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода

Со - себестоимость базисного года.

 

              Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Пр) рассчитывается следующим образом

Пр  =  p1*q1 - p0 *q1

где

p1*q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года

p0 *q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

 

              Влияние на прибыль изменений в структуре продукции (Пстр) рассчитывается следующим образом

Пстр = Ро*(К2 – К1)

где

К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

                            К2 = N1о / Nо

где

N1о - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода

Nо -  реализация в базисном периоде.

 

              Оценка влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости  (Пс) определяется так

Пс = С1о - С1

где

С1о - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах базисного периода

С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

             

Контрольные вопросы по теме

 

1. Какие показатели характеризуют объем производства и продаж продукции?

2. Какие факторы влияют на величину выручки от продаж?

3. С помощью каких методов можно оценить влияние экстенсивных и интенсивных факторов на изменение величины выручки от продаж?

4. Каким образом формируется цена на продукцию?

5. Каким образом формируется цена на продукцию по мере продвижения товара?

6. Каким образом изменение объема выпуска и реализации продукции влияет на величину прибыли?

 

Тесты

1. Валовая продукция включает:

а) стоимость произведенной продукции и выполненных работ

б) стоимость произведенной продукции и выполненных работ и затраты в незавершенном производстве

 

2. Если темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных показателей  выпуска продукции, это означает, что:

а) изменение объемов продукции вызвано ростом физических объемов продукции

б) изменение объемов продукции обусловлено в основном ростом цен

 

3. К факторам, влияющим на формирование выручки от реализации,  относятся:

а) изменение фондоемкости продукции

б) изменение отпускных цен на продукцию

в) изменение материалоемкости продукции

 

4. Цена оптовая изготовителя включает:

а)  себестоимость производства и реализации продукции, прибыль изготовителя, НДС

б) себестоимость производства и реализации продукции, прибыль изготовителя

 

5. Демпинговые цены – это:

а) рыночные цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования

б) рыночные цены, формирующиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования

 

6. Коэффициент роста объема реализации продукции рассчитывается следующим образом:

а) отношением фактической себестоимости реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода к себестоимости базисного периода

б) отношением фактической себестоимости реализованной продукции за отчетный период  к себестоимости базисного периода

 

 

Практические задания

1. По какой минимальной цене организация может продать продукцию (для обеспечения безубыточности продаж), если переменные затраты на единицу продукции – 250 руб., предполагаемый объем продажи продукции – 1000 штук, годовой объем постоянных затрат – 600 т. руб.

 

2. По данным финансовой отчетности (приложение № 1 ) организации оценить влияние на изменение прибыли от реализации изменения объема реализации.

 

3. По данным финансовой отчетности организации (приложение № 1)  определить факторы интенсивного и экстенсивного характера, повлиявшие на изменение выручки от реализации.

 

 

6.  Анализ в системе планирования

финансово – хозяйственной  деятельности организации

 

Основные вопросы темы:  1.Роль экономического анализа в разработке

основных показателей планов организации; 2.Основы сметного планирования; 

3. . Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж и прибыли;    4. Расчет маржинального дохода порога рентабельности.

 

          6.1. Роль экономического анализа в разработке

             основных показателей планов организации

 

Залогом успешной деятельности организации в условиях рыночных отношений является планирование финансово –хозяйственной деятельности.

              Предприятия и организации могут ставить перед собой различные цели в краткосрочном и долгосрочном периоде (максимизация прибыли минимизация убытков оптимизация выпуска продукции завоевание определенной доли на рынке и т.д.). Именно планирование позволяет добиться достижения поставленных целей.

              Различают три уровня планирования:

-          стратегический;

-          тактический;

-          оперативный.

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей задач масштабов и сферы деятельности организации.

В рамках стратегического планирования обычно выделяют четыре типа основных целей:

1)рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг предполагается освоить приоритеты в производственно –коммерческой деятельности);

2) производственные ( определяется структура производства и конкретные технологии способные обеспечить выпуск продукции необходимого объема;

3) финансово –экономические (определяются основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты);

4) социальные ( определяется в какой мере деятельность организации способна обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его групп.

 

Тактическое планирование осуществляется  на среднесрочную перспективу (1 –5 лет) и определяет масштабы деятельности и необходимые ресурсы.

Тактическое планирование осуществляется чаще всего в форме бизнес –плана. Бизнес –план – это документ отражающий в концентрированной форме ключевые показатели обосновывающие целесообразность хозяйственного проекта и раскрывающий направления деятельности организации.

Бизнес -план  - одно из основных средств управления организацией. Он составляется для следующих целей

    обоснование и осуществление инвестиционных проектов

    реализация отдельных крупных хозяйственных операций

    эмиссии ценных бумаг

    определения перспектив развития фирмы

    проведения реорганизационных мероприятий

    финансового оздоровления организации.

Бизнес - план выполняет несколько функций:

1.                               позволяет использовать этот документ для формирования концепции развития;

2.                               позволяет осуществлять эффективное планирование деятельности;

3.                               является основанием для привлечения кредитов и займов;

4.                               является информационным документов для собственников организации и потенциальных инвесторов и партнеров.

Разработке бизнес –плана предшествует большая аналитическая работа по следующим направлениям:

-          анализ информации о внешней среде и потенциальных партнерах;

-          прогнозирование  положения фирмы на рынке;

-          разработка стратегических целей фирмы;

-          формулировка  концепции бизнеса;

-          разработка стратегии поведения фирмы на рынке;

-          разработка  путей реализации выбранной стратегии.

 

              В состав бизнес- плана входят

    резюме (краткое содержательное изложение целей составления бизнес- плана способов его реализации необходимых источников финансирования финансовых результатов)

    описание бизнеса (продукции маркетинга конкуренции производства)

    финансовый план (расчеты экономической эффективности бюджет денежных средств прогнозный баланс расчет основных финансовых коэффициентов)

    организационный юридический разделы страхование (учредительские документы лицензии).             

              Финансовый план обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации  с имеющимися ресурсами. Основными задачами финансового планирования являются

    обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами

    достижение экономического компромисса между доходностью ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала

    установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами банками бюджетом

    выявление путей эффективного вложения капитала оценка степени рационального его использования

    выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного расходования денежных средств

    контроль  за формированием и расходованием платежных средств

    соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

 

Информация о работе Экономический анализ