Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:04, лекция

Краткое описание

Краткий курс лекций разработан в соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В учебном пособии рассмотрены основные вопросы дисциплины «Комплексный экономический анализ» и «Экономический анализ» с иллюстрацией теоретического материала практическими примерами.

Оглавление

Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово хозяйственной деятельности организации
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организациина основе финансовой отчетности
Ответы к тестам и практическим заданиям

Файлы: 1 файл

file.1165217671.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 

5.         По данным таблицы № 3  определить влияние на прирост продукции изменения численности работающих.

 

6.         По данным таблицы № 3 определить изменение себестоимости в отчетном году по сравнению с базисным

 

7.По данным таблицы № 3 определить влияние на прирост продукции экстенсивных и интенсивных факторов использования оборотных средств.

 

8. По данным таблицы № 3 определить зарплатоотдачу на конец отчетного года.

 

9. По данным таблицы № 3 определить материалоотдачу на конец года.

 

10. По данным таблицы № 3  определить относительную экономию материальных ресурсов.

 

                                                                                                                                            Таблица № 3

 

Показатели

Обозн.

На начало года

На конец года

1. Продукция

N

120000

124000

2. Трудовые ресурсы:

 

 

 

А)промышленно –производственный персонал

Т

600

612

Б) оплата труда с начислениями

U

26000

28000

3. Материальные ресурсы

М

70600

72120

4. Основные производственные фонды:

 

 

 

А) величина ОПФ, т.р.

F

100000

110000

Б)амортизация ,т.р.

А

10000

11000

5. Оборотные средства

Е

24000

24900

 

 

 

5. Анализ объема производства и реализации продукции

 

Основные вопросы темы: 1. Показатели характеризующие объем производства и продаж; 2. Оценка влияния факторов на величину выручки  от реализации продукции;  3. Система цен на продукцию; 4.  Анализ влияния объема продукции  на величину прибыли.

 

 

5.1. Показатели  характеризующие объем производства и продаж.

 

              Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации  продукции.

              Основными задачами анализа являются

    оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции

    определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей

    выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции

    разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

              Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно -натуральных показателей в единицах трудоемкости и по стоимости.

Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.

              Валовая продукция -это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ включая незавершенное производство выражается обычно в сопоставимых ценах.

              Товарная продукция отличается от валовой тем что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах действующих в отчетном году. По своему составу во многих организациях валовая продукция совпадает с товарной если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

              Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых договорных) и включает стоимость реализованной продукции отгруженной и оплаченной покупателями.

              Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используются натуральные показатели объемов.

              Условно -натуральные показатели как и стоимостные применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

              Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции расчетов темпов роста и темпов прироста.

              Среднегодовой темп роста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную  величину.

              Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты

1.   Темпы роста стоимостных показателей выше чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен

2.   темпы роста натуральных показателей выше чем темпы роста стоимостных -  изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.

 

              По аналогичной схеме проводится анализ реализованной продукции. В процессе анализа выделяются те ассортиментные позиции по которым наблюдались расхождения

    фактических объемов выпуска с планом что привело к невыполнению договорных обязательств

    фактических объемов выпуска с плановым объемом реализации что привело к образованию сверхнормативных запасов нереализованной продукции.             

 

              Важное  значение в процессе анализа имеет  изучение факторов влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы

1.   обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования

2.   обеспеченность организации основными фондами в том числе машинами и оборудованием и эффективность их использования

3.   обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.

 

 

5.2. Оценка влияния факторов на величину выручки

                        от реализации продукции

 

              На финансовые результаты деятельности организации наиболее ощутимое влияние оказывают изменения в объеме реализации продукции. Изменение выручки от реализации может происходить   в следствии

  изменения объема реализации (в натуральном выражении)

  изменения отпускных цен.

 

              Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений

 

 N = N1 - Nо = Nq + Nр + Nс

Где

N1 - выручка отчетного года

Nо - выручка базисного года

Nq – изменение выручки  в результате изменения объема реализации

Nр – изменение выручки  в результате изменения отпускных цен на продукцию

Nс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.

              Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р)  на объем реализации (Q)

                                 N = Р * Q

Nо = Ро*Qо - выручка базисного года

N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.

 

Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом

 Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * Q

Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом

Nр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *Р

              В процессе анализа определяется также влияние такого фактора как изменение структуры реализации. При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно а сверхплановая выручка - положительно.

 

 

                                     5.3. Система цен на продукцию

 

              Цена - это сумма денежных средств за которую продавец согласен продать а покупатель купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единица товара. Цена является важнейшим фактором определяющим финансовые результаты деятельности организации.

              В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.

              Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования)

                                          Ц = С + П

Себестоимость определяется как сумма затрат по отдельным видам потребленных производственных ресурсов

                            С = М + А + U

Где

М - стоимость материалов

А - амортизационные отчисления

U - затраты на оплату труда.

 

              Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Схема формирования цен в процессе движения товаров

1.   Цены оптовые изготовителя = себестоимость  + прибыль изготовителя;

2.   Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы НДС);

3.   Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника прибыль посредника НДС посредника);

4.   Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли прибыль торговли НДС торговли).

 

              Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».

 

                   Схема франкирования цен

1.   Франко -склад поставщика = цена продукции на складе поставщика

2.   Франко -станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления

3.   Франко -вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления

4.   Франко -вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения

5.   Франко -станция назначения  = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения

6.   Франко -склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.

 

              В условиях рыночной экономики используются две системы цен регулируемые и свободные.

Информация о работе Экономический анализ