Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:04, лекция
Краткий курс лекций разработан в соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В учебном пособии рассмотрены основные вопросы дисциплины «Комплексный экономический анализ» и «Экономический анализ» с иллюстрацией теоретического материала практическими примерами.
Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово хозяйственной деятельности организации
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организациина основе финансовой отчетности
Ответы к тестам и практическим заданиям
5. По данным таблицы № 3 определить влияние на прирост продукции изменения численности работающих.
6. По данным таблицы № 3 определить изменение себестоимости в отчетном году по сравнению с базисным
7.По данным таблицы № 3 определить влияние на прирост продукции экстенсивных и интенсивных факторов использования оборотных средств.
8. По данным таблицы № 3 определить зарплатоотдачу на конец отчетного года.
9. По данным таблицы № 3 определить материалоотдачу на конец года.
10. По данным таблицы № 3 определить относительную экономию материальных ресурсов.
Таблица № 3
Показатели | Обозн. | На начало года | На конец года |
1. Продукция | N | 120000 | 124000 |
2. Трудовые ресурсы: |
|
|
|
А)промышленно –производственный персонал | Т | 600 | 612 |
Б) оплата труда с начислениями | U | 26000 | 28000 |
3. Материальные ресурсы | М | 70600 | 72120 |
4. Основные производственные фонды: |
|
|
|
А) величина ОПФ, т.р. | F | 100000 | 110000 |
Б)амортизация ,т.р. | А | 10000 | 11000 |
5. Оборотные средства | Е | 24000 | 24900 |
5. Анализ объема производства и реализации продукции
Основные вопросы темы: 1. Показатели характеризующие объем производства и продаж; 2. Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции; 3. Система цен на продукцию; 4. Анализ влияния объема продукции на величину прибыли.
5.1. Показатели характеризующие объем производства и продаж.
Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации продукции.
Основными задачами анализа являются
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции
определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно -натуральных показателей в единицах трудоемкости и по стоимости.
Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.
Валовая продукция -это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ включая незавершенное производство выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах действующих в отчетном году. По своему составу во многих организациях валовая продукция совпадает с товарной если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых договорных) и включает стоимость реализованной продукции отгруженной и оплаченной покупателями.
Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используются натуральные показатели объемов.
Условно -натуральные показатели как и стоимостные применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции расчетов темпов роста и темпов прироста.
Среднегодовой темп роста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину.
Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты
1. Темпы роста стоимостных показателей выше чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен
2. темпы роста натуральных показателей выше чем темпы роста стоимостных - изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.
По аналогичной схеме проводится анализ реализованной продукции. В процессе анализа выделяются те ассортиментные позиции по которым наблюдались расхождения
фактических объемов выпуска с планом что привело к невыполнению договорных обязательств
фактических объемов выпуска с плановым объемом реализации что привело к образованию сверхнормативных запасов нереализованной продукции.
Важное значение в процессе анализа имеет изучение факторов влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы
1. обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования
2. обеспеченность организации основными фондами в том числе машинами и оборудованием и эффективность их использования
3. обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.
5.2. Оценка влияния факторов на величину выручки
от реализации продукции
На финансовые результаты деятельности организации наиболее ощутимое влияние оказывают изменения в объеме реализации продукции. Изменение выручки от реализации может происходить в следствии
изменения объема реализации (в натуральном выражении)
изменения отпускных цен.
Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений
N = N1 - Nо = Nq + Nр + Nс
Где
N1 - выручка отчетного года
Nо - выручка базисного года
Nq – изменение выручки в результате изменения объема реализации
Nр – изменение выручки в результате изменения отпускных цен на продукцию
Nс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.
Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р) на объем реализации (Q)
Nо = Ро*Qо - выручка базисного года
N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.
Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом
Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * Q
Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом
Nр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *Р
В процессе анализа определяется также влияние такого фактора как изменение структуры реализации. При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно а сверхплановая выручка - положительно.
Цена - это сумма денежных средств за которую продавец согласен продать а покупатель купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единица товара. Цена является важнейшим фактором определяющим финансовые результаты деятельности организации.
В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.
Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования)
Ц = С + П
Себестоимость определяется как сумма затрат по отдельным видам потребленных производственных ресурсов
С = М + А + U
Где
М - стоимость материалов
А - амортизационные отчисления
U - затраты на оплату труда.
Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.
Схема формирования цен в процессе движения товаров
1. Цены оптовые изготовителя = себестоимость + прибыль изготовителя;
2. Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы НДС);
3. Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника прибыль посредника НДС посредника);
4. Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли прибыль торговли НДС торговли).
Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.
В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».
Схема франкирования цен
1. Франко -склад поставщика = цена продукции на складе поставщика
2. Франко -станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления
3. Франко -вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления
4. Франко -вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения
5. Франко -станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения
6. Франко -склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.
В условиях рыночной экономики используются две системы цен регулируемые и свободные.