Исследование организации и методики учёта основных средств и анализа их состояния и обеспеченности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут подробно рассмотрены особенности методики и организации анализа основных средств на примере Районного отдела внутренних дел (далее РОВД) г.Кличева Могилёвской области, который находится в подчинении УВД Могилёвского Областного Комитета и Министерства внутренних дел, имея соответственно свою специфику ведения бухгалтерского учёта и анализа.

Оглавление

Введение….………………………………………………………………………
1. Сущность основных средств бюджетных учреждений, значение, задачи учёта, источники информации….……………………………………………...
1.1. Сущность основных средств, их роль в деятельности бюджетного учреждения…………………………………………………………………
1.2. Значение, задачи учёта основных средств…………………………….. 1.3. Классификация основных средств, пути её совершенствования……….
1.4. Оценка основных средств………………………………………………….
2. Организация и методика учёта основных средств в условиях ручной обработки информации…...……………………………………...……………..
2.1. Документальное оформление поступления, перемещения и выбытия основных средств………..…………………………………………………
2.2. Аналитический учёт основных средств в бухгалтерии и у материально-ответственных лиц…………………………...……………..
2.3. Синтетический учёт основных средств…………….……………………..
2.4. Учёт амортизации и ремонта основных средств…………………………
2.5. Инвентаризация основных средств и её отражение в учёте…………….
2.6. Переоценка основных средств…………………………………………….
3. Анализ состояния и обеспеченности основными средствами….…………….
3.1. Значение и задачи, источники информации, методы и приёмы, используемые при анализе основных средств……………..…………….
3.2. Анализ состава и структуры основных средств………………………….
3.3. Анализ состояния основных средств...………….………………………...
3.3.1. Коэффициенты износа и годности, как важнейшие показатели состояния фондов…...………………………………………………
3.3.2. Оценка технического уровня активной части основных средств……………………………………………………………….
3.3.3. Анализ возрастной структуры активной части основных средств……………………………………………………………….
3.3.4. Анализ выполнения планов ремонтов……..………………………
3.3. Анализ движения и обеспеченности основными средствами……...…...
3.3.1. Анализ движения основных средств……………….……………...
3.3.2. Анализ обеспеченности основными средствами………….……...
Заключение………………………………………………………….………………
Список использованных источников………………………………….………….

Файлы: 1 файл

Диплом по ОС.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

                       Ан = 1/О * В * 100 %                                                 (1) 

где  Ан - годовая норма амортизации в процентах;

      О - остаточный нормативный срок службы;

             В - восстановительная стоимость объекта на дату изменения порядка    начисления амортизации и других условий функционирования объекта.

      Второй  же основан на использовании недоамортизированной стоимости: 

                       Ан = 1/С * Н * 100 %                                                 (2) 

где  Ан - годовая норма амортизации в процентах;

      С -  нормативный срок службы;

           Н - недоамортизированная стоимость объекта на дату изменения порядка начисления амортизации и других условий функционирования объекта;  

     Объектами начисления амортизации не являются земля и отдельные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также отдельные виды и группы основных средств, в частности:

     • библиотечные фонды;

     •фильмофонды, музейные и художественные ценности,  здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

     • основные средства государственных  организаций, находящихся за границей;

     • вооружение, военная и специальная  техника, находящиеся в Вооруженных  Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях.

   Для обобщения информации об амортизации  используется субсчет 020 "Амортизация  основных средств". Кроме этого, аналитический учет по субсчету 020 должен быть организован в разрезе каждого объекта основных средств. При ручной обработке учетной информации для этой цели используется оборотная ведомость по основным средствам ф. № 326, в которой информация об амортизации (остаток на начало и конец отчетного периода, начисление амортизации и ее списание) отражается в разрезе каждого объекта основных средств (приложения И, К).

   На  сумму начисленной амортизации  ежегодно (в последний день декабря) составляется следующая бухгалтерская запись:  Д 250 -  К 020 .

   В течение года общая сумма амортизации  может быть изменена за счет поступления и выбытия основных средств. Сумма амортизации неучтенных объектов, выявленных инвентаризацией, а также безвозмездно поступивших объектов определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением соответствующего акта (экспертного заключения).

   Сумма амортизации по выбывшим объектам определяется в каждом отдельном случае по данным аналитического учета по субсчету 020 "Амортизация основных средств".

   Вся информация по начисленной и использованной амортизации отражается в годовом  бухгалтерском балансе в строке  620 (на начало и конец года) (приложение Н).

   Ещё недавно в нашей стране имел место  термин ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ вместо амортизации. Однако с принятием нового плана счетов всё, что раньше относилось к износу плавно перешло к амортизации. Справедливо ли отождествлять эти понятия? Мы полностью согласны в данном вопросе с В. Н. Чебуниным, который отмечает: «… стоимость основных средств покидает свой материальный носитель в процессе создания полезных свойств продукта. Это позволяет установить чёткое различие между износом и амортизацией. Износ в экономическом смысле слова – это расходование стоимости основных фондов в процессе труда. Поэтому износ и денежная форма никакого отношения к формированию стоимости продукта не имеют, так как процесс труда – это формирование стоимости». Также с экономической точки зрения амортизация – та часть основных средств, которая закладывается в стоимость услуг, это так называемый фонд возмещения, который мы получаем, оказав услуги. Износ же – технический показатель, характеризующий степень изношенности фондов.

   В то же время, приняв функцию амортизации  как фонда возмещения, выражающего  количественную сторону потребляемых основных средств, мы одновременно должны выражать и материальный объём заменяемых  фондов. Вроде бы эта функция реализуется эффективно, так как в основе её  измерения лежат периоды кругооборота основных средств. Однако следует подчеркнуть, что денежное выражение амортизации, отражённой на счетах бухгалтерского учёта, по существу одновременно должны представлять прогнозную информацию, свидетельствующую о размерах потребности в источниках финансирования, необходимых для замены основных фондов. К сожалению, этот важный момент не получил должного отражения в нашей учётной политике и специальной литературе. Таким образом, по нашему мнению, в функции фонда возмещения амортизация должна обеспечить формирование источника финансирования планомерной материальной замены основных фондов хотя бы для простого их воспроизводства.

     Чтобы основные средства преждевременно не выходили из строя, необходимо содержать  их в исправности и периодически производить ремонт. По объему и характеру ремонтных работ различают два вида ремонтов - текущий и капитальный.

   Под текущим ремонтом понимают частичную смену деталей, мелкую починку отдельных частей, побелку стен, ремонт дверей, пола и другой ремонт по поддержанию основных средств в рабочем состоянии.

   Капитальным ремонтом машин и оборудования считается ремонт, при котором производится разборка агрегата, замена или восстановление изношенных деталей и узлов. Капитальный ремонт здания - ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой, при необходимости, конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей здания. При осуществлении капитального ремонта могут быть выполнены работы по изменению планировки, оснащению недостающими видами оборудования и т. д. Капитальные ремонты производятся с периодичностью свыше одного года.

   Источником  проведения затрат по ремонту основных средств могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства.

   На  общую стоимость выполненных  работ и использованных материалов ежемесячно оформляется Справка, подписанная подрядчиками и заказчиком (приложение Р).

   Затраты по ремонту относят в Д 200, 211 с  расшифровкой в разрезе соответствующих  элементов Бюджетной классификации.

   Приёмка-сдача  основных средств оформляется актами (приложение С), на основании которых в бухгалтерии делаются отметки о произведенных капитальных ремонтах в инвентарных карточках.

   На  суммы предъявленных подрядчиком  счетов: Д 200, 211 – К 178

   При перечислении им сумм: Д 178 – К 100, 111

   При выполнении ремонтных работ собственными силами делаются следующие записи:

Д 200, 211 (на сумму фактических расходов),

  К 063 (на сумму израсходованных материалов),

  К 180 (на сумму оплаты труда работников),

 К  171 (на сумму отчислений в соцстрах) и т.д. 

2.5 Инвентаризация основных средств и её отражение в учёте 

   Инвентаризация  основных средств – это проверка и документальное подтверждение  их фактического наличия, выявление  отклонений от учётных данных и принятие решений по внесению изменений в  данные бухгалтерского учёта. В статье 12 Закона «О бухгалтерском учёте и отчётности» сказано, что порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации.  Инвентаризацию проводит рабочая комиссия, включающая представителя бухгалтерии. До начала инвентаризации проверяют: наличие и состояние инвентарных карточек (книг); наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные предприятием в аренду, на хранение и во временное пользование. При инвентаризации члены комиссии в присутствии материально ответственных лиц, с которыми предварительно заключается договор о полной материальной ответственности (приложение Т), осматривают объекты в натуре и записывают их полное наименование, назначение и инвентарные номера в инвентаризационную опись.

   Проведение  инвентаризации необходимо:

  • при смене собственника;
  • при ликвидации организации;
  • перед составлением годовой отчётности;
  • при смене материально-ответственного лица;
  • при хищении или порче;
  • по решению контролирующих или судебных органов.

   Сведения  о фактическом наличии имущества  записываются в инвентарные описи (приложение Т) или акты инвентаризации. Это фактическое наличие определяют путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера. Результаты инвентаризации, т.е. расхождения,  отражаются в сличительных ведомостях, подписывается протокол заседания инвентаризационной комиссии (приложение У).

   Излишки имущества относят на увеличение финансирования, а недостачи –  в пределах норм естественной убыли  – на расходы, больше норм – на виновное лицо. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учёта следующий:

  • отнесённая недостача на виновное лицо (при условии приобретения объекта за  бюджетные средства):

Д 250 – К 01  (на первоначальную стоимость)

Д 020 – К 250 (на сумму амортизации)

    Д 170 – К 173 (на сумму причинённого вреда)

  • та же ситуация, только приобретение осуществлялось за внебюджетные источники:

(1 и  2 записи  аналогичны, а третья  изменена) Д 170 – К 237

  • на разницу между суммой причинённого вреда и учётной стоимостью недостачи:

    Д 170 – К 173, 237 или 410

  • при погашении  недостачи виновным лицом:

    Д 120  (при взносе виновным лицом денег в кассу)

    Д 100, 111 (при взносе на счёт  учреждения)

    Д 180 (если высчитывают сумму вреда из зарплаты сотрудника)    

    К 170 (на всю сумму вреда) 

    2.6 Переоценка основных  средств 

   Ежегодно  по состоянию на 1 января должна проводиться  переоценка основных средств. Для её проведения приказом руководителя (приложение Ф) создаётся комиссия. И далее  по восстановительной стоимости  основные средства учитываются до следующей переоценки.

   Переоценка  проводится путём:

  • Индексации первоначальной стоимости отдельных объектов, т.е. используют индексный метод, при этом коэффициенты пересчёта утверждаются Министерством статистики и анализа.
  • Прямого пересчёта стоимости объектов по документально подтверждённым рыночным ценам, сложившимся на 1 января на объекты, аналогичные оцениваемым, или на основании экспертной оценки. Этот метод позволяет исправить неточности применения среднегрупповых индексов. Он предусматривает возможность уценки. При этом документы и материалы, являющиеся основанием для переоценки основных средств, должны сохраняться вместе с другими документами по переоценке.
  • Пересчёта стоимости объектов, приобретенных за иностранную валюту импортируемых основных средств, изготовленных зарубежными производителями, осуществляется в следующем порядке: рассчитывается первоначальная стоимость объектов в иностранной валюте, а затем она пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка на дату переоценки. Курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества в иностранной валюте при исполнении смет расходов по бюджету, относят в дебет счёта 14; а курсовые разницы, возникающие в результате переоценки имущества в иностранной валюте при исполнении смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, - в дебет субсчёта 410 или 237. Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты (включая комиссионный сбор), относятся в дебет счетов 20, 21 и 08 в зависимости от того, за счёт каких средств приобреталась эта валюта.

Информация о работе Исследование организации и методики учёта основных средств и анализа их состояния и обеспеченности