Исследование организации и методики учёта основных средств и анализа их состояния и обеспеченности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут подробно рассмотрены особенности методики и организации анализа основных средств на примере Районного отдела внутренних дел (далее РОВД) г.Кличева Могилёвской области, который находится в подчинении УВД Могилёвского Областного Комитета и Министерства внутренних дел, имея соответственно свою специфику ведения бухгалтерского учёта и анализа.

Оглавление

Введение….………………………………………………………………………
1. Сущность основных средств бюджетных учреждений, значение, задачи учёта, источники информации….……………………………………………...
1.1. Сущность основных средств, их роль в деятельности бюджетного учреждения…………………………………………………………………
1.2. Значение, задачи учёта основных средств…………………………….. 1.3. Классификация основных средств, пути её совершенствования……….
1.4. Оценка основных средств………………………………………………….
2. Организация и методика учёта основных средств в условиях ручной обработки информации…...……………………………………...……………..
2.1. Документальное оформление поступления, перемещения и выбытия основных средств………..…………………………………………………
2.2. Аналитический учёт основных средств в бухгалтерии и у материально-ответственных лиц…………………………...……………..
2.3. Синтетический учёт основных средств…………….……………………..
2.4. Учёт амортизации и ремонта основных средств…………………………
2.5. Инвентаризация основных средств и её отражение в учёте…………….
2.6. Переоценка основных средств…………………………………………….
3. Анализ состояния и обеспеченности основными средствами….…………….
3.1. Значение и задачи, источники информации, методы и приёмы, используемые при анализе основных средств……………..…………….
3.2. Анализ состава и структуры основных средств………………………….
3.3. Анализ состояния основных средств...………….………………………...
3.3.1. Коэффициенты износа и годности, как важнейшие показатели состояния фондов…...………………………………………………
3.3.2. Оценка технического уровня активной части основных средств……………………………………………………………….
3.3.3. Анализ возрастной структуры активной части основных средств……………………………………………………………….
3.3.4. Анализ выполнения планов ремонтов……..………………………
3.3. Анализ движения и обеспеченности основными средствами……...…...
3.3.1. Анализ движения основных средств……………….……………...
3.3.2. Анализ обеспеченности основными средствами………….……...
Заключение………………………………………………………….………………
Список использованных источников………………………………….………….

Файлы: 1 файл

Диплом по ОС.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

3.Отдельные  предметы независимо от их  срока и стоимости (учитываемые  в составе оборотных средств (ОПСОС)): посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности, постельное бельё, спец.одежда и спец.обувь, форменная одежда и обувь, временные сооружения (выездные), сменное оборудование и т.д.;

4.Животные  на выращивании и откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчёл, служебные собаки, подопытные животные;

5.Многолетние  насаждения, выращиваемые в питомнике;

6.Машины  и оборудование, требующие монтажа,  или не введённые в эксплуатацию;

7.Не  законченные строительством или  не оформленные актами ввода в эксплуатацию объекты капитального строительства.

     Следует заметить, что в Республике Беларусь в соответствии с действующим  Планом счетов бухгалтерского учёта  исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, в отличие  от России, в составе основных средств учитываются также нематериальные активы, то есть активы, не имеющие материально-вещественной (физической) формы, способные приносить будущие экономические выгоды. Они используются в деятельности организаций в течение длительного (свыше 12 месяцев) периода. Стоимость нематериальных активов, а также затраты на их приобретение (создание) должны быть подтверждены документально. Произведенные затраты признаются нематериальными активами при наличии документов, подтверждающих права обладателя.

     Хотелось  бы отметить тот факт, что не первый год продолжается реформирование отечественной  системы бухгалтерского учёта с  целью её адаптации к требованиям  МСФО. Однако проблемы соответствия отечественного учёта требованиям международных  стандартов сохраняются. Одной из самых дискуссионных проблем является степень соответствия отечественных и международных стандартов в отношении основных средств.

    В системе МСФО порядок учёта основных средств отражён в стандарте 16 «Основные средства». МСФО и белорусские нормативные документы предусматривают равноценные критерии признания активов в качестве основных средств:

  1. материально-вещественная форма;
  2. использование в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для административных целей;
  3. использование в течение более чем одного периода (свыше 12 месяцев).

    Единственным  отличием является то, что МСФО подчёркивает необходимость получения экономических  выгод от использования основных средств. В отечественных нормативных  документах по учёту основных средств признак экономической выгоды не рассматривается.

    Стоит также отметить, что в составе  признаков, выделяющих основные средства из состава прочих активов, в международной  учётной практике отсутствует стоимостной  критерий. Зарубежным предприятиям предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать  лимит, выше которого приобретённые средства включаются в состав внеоборотных активов, а ниже которого относятся в состав оборотных средств. Сумма установленного лимита отражается в уставной политике зарубежных предприятий и характеризует предельную величину расходов, выше которой их фактическая сумма капитализируется, а ниже которой – рассматривается как расходы текущего отчётного периода.

    Если  же рассмотреть ближайшего экономического партнёра Республики Беларусь – Российскую Федерацию, то в настоящее время указанная выше  методика применяется в новом российском Плане счетов. Согласно требованиям основного нормативного бухгалтерского документа в нём отсутствует понятие малоценных и быстроизнашивающихся предметов. В результате все материальные активы, срок использования которых превышает один  финансовый год, учитываются в составе основных средств организации. Материальные активы, срок использования которых менее одного года, отражаются на субсчёте 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и по классификационным признакам включаются в состав материалов. Дальнейшее же использование  стоимостного критерия и порядок его установления определяются Министерством финансов Российской Федерации.

    Разница в определении основных средств, принципы отнесения к данной категории активов существенно отличаются не только от МСФО, но и от российских стандартов учёта основных средств. Необходимо провести реформирование ведения бухгалтерского учёта по изучаемому блоку исследуемых хозяйственных операций и, для упрощения отчётности, довести к общей методике учёта основных средств, разработав план перехода к новой политике, которая будет практически совместима с МСФО. Достигнув этого и изучив международные нормы, правила учёта, а также принципы составления отчётности по основным средствам, мы достигнем понимания отечественной отчётности со стороны зарубежных стран и инвесторов, ведь данный раздел учёта является одним из наиболее сложных объектов учётной работы  и, в то же время, самым значимым для ожидаемых партнёров по экономическим отношениям. 

     1.2 Значение, задачи  учёта  основных  средств 

     Для предоставления отчёта об основных средствах, как объектах, являющихся фундаментом  работы любой организации (предприятия) всех форм собственности и всех видов деятельности, необходимо правильно и полно отражать всю информацию о наличии и движении фондов, о начисленной амортизации, необходимости проведения ремонтов и модернизации. Это будет достигнуто в результате организации такого учёта, который позволит правильно, в полном объёме и своевременно отражать на счетах в бухгалтерии всю информацию, необходимую для целей достижения единообразия ведения учёта и составления бухгалтерской отчётности, регулируемых государством.

   Таким образом, задачами учёта основных средств являются:

  • достоверная оценка их в балансе и отчётах;
  • контроль за сохранностью и эффективным использованием каждого объекта;
  • своевременное и полное документальное оформление и отражение в учётных регистрах их поступления и выбытия, перемещения внутри организации, между подведомственными учреждениями;
  • начисление амортизации в соответствии с действующим законодательством (нормами и правилами);
  • полное отражение затрат по ремонту и модернизации и др.

   Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов  их амортизации и учета затрат по их ремонту.

   Основой нормативно-правовой информации, как  для бухгалтеров, так и для  налоговых органов и вышестоящих распорядителей средств по организации учёта являются следующие документы:

  • Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности»;
  • Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Основные средства и нематериальные активы»;
  • Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы;
  • Положение по бухгалтерскому учёту основных средств;
  • Положение по бухгалтерскому учёту нематериальных активов;
  • Инструкция по бухгалтерскому учёту основных средств организациями, финансируемыми из бюджета № 125 (далее Инструкция 125);
  • Методические указания о порядке списания имущества, относящегося к основным средствам, организациями и учреждениями, состоящими на бюджете;
  • А также другими положениями, порядками, инструкциями и методическими указаниями, относящимися к операциям с основными средствами.
 
 

1.3 Классификация основных  средств, пути  её совершенствования 
 

    Важнейшей предпосылкой правильной организации учёта основных средств является их научно обоснованная классификация.

    Основные  средства группируются по:

    1. отраслям  народного хозяйства и видам  деятельности,

    2. по  целевому назначению и выполняемым  функциям,

    3. по  имеющимся на них правам,

    4. по  характеру использования.

   При распределении основных средств  по отраслям народного хозяйства  и видам деятельности (промышленность, АПК, здравоохранение, культура и т.д.) исходят из того, что основные средства относятся к той отрасли и  виду деятельности, к которым отнесена выработанная с их участием продукция или оказанные услуги. При этом классификационной единицей выступает вся совокупность основных средств, числящаяся на балансе учреждения.

   По 2 признаку основные средства внутри каждой отрасли классифицируются по видам - группам и подгруппам, предусмотренным в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Основные средства и нематериальные активы».

   По 3 основные средства подразделяются на:

-принадлежащие  организации на праве собственности;

-находящиеся  в оперативном управлении или  хозяйственном ведении;

-полученные  организацией в аренду.

   А по 4 признаку - на действующие и недействующие (в запасе, на консервации и по другим причинам).

   В РОВД г.Кличева, как и в любой  бюджетной организации, группировка основных средств проводится по видам, наименования которых совпадают с названиями субсчетов активного счёта 01 «Основные средства». Представим для наглядности данные в следующей таблице.

Таблица 1. Виды основных средств, используемые в РОВД г. Кличева. 

Код субсчёта
Название субсчёта (вид ОС)
    Использование в РОВД
010 Здания
    да
011 Сооружения
    да
012 Передаточные  устройства
    нет
013 Машины и  оборудование да
015 Транспортные  средства да
016 Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь  
да
017 Рабочий и  продуктивный скот нет
018 Библиотечный  фонд нет
019 Прочие ОС да

Примечание. Источник: собственная разработка на основании Типового перечня основных средств органов МВД. 

   Разберём  подробнее каждый вид классификации  на примере конкретного исследуемого нами учреждения.

   По  субсчёту 010 выделяют 2 здания, занимаемые РОВД, и 2 корпуса радиостанций.

   К субсчёту 011 относят памятники и дорожки, спортивные сооружения во дворе РОВД.

   По  субсчёту 013 выделяют следующие подвиды:

  • рабочие машины и оборудование, участвующие в оказании услуг, предусмотренных уставной политикой и закреплённые законодательством
  • измерительные приборы, кассовый аппарат и т.д.
  • регулирующие приборы и устройства, оборудование диспетчерского контроля и т.п.
  • лабораторное оборудование, следственные приборы и др.
  • вычислительная техника, аппараты мобильной и сотовой связи и т.п.
  • прочие основные средства – телевизоры, холодильники, спортивное оборудование, фототехника и прочее.

   По  субсчёту 015 учитывают автомобили, велосипеды и мотоциклы.

   По  субсчёту 016 различают

  • инструменты;
  • производственный инвентарь;
  • хозяйственный инвентарь.

   На  субсчёте 019 находят отражение художественные ценности, предметы изобразительного искусства, наглядные пособия и экспонаты, а также нематериальные активы.

   При отнесении отдельных объектов к  тому или иному виду бухгалтерия  пользуется данными паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации, заключением  специалистов, а также указаниями по этому поводу, имеющимися в Инструкции 125.

   Классификация основных средств в зарубежной учётной  политике представляется в наиболее общем виде и используется она  для определения основных групп  амортизируемых активов. Поэтому в  составе основных средств рассматриваются  следующие классификационные группы:

  • земля. Включение земли в состав объектов бухгалтерского учёта представляется возможным только в том случае, если в стране существует механизм оценки земли по её качественным признакам и правовая база совершения сделок с земельными участками. Взять на баланс землю можно тогда, когда данные участки сохраняют свою первоначальную стоимость и качество. На эти активы не начисляется амортизация, а расходы, связанные с поддержанием и улучшением качества земли, учитываются на отдельном счёте в составе внеоборотных активов. Такие расходы могут отражаться в учёте ограниченный срок, в течение которого они подвергаются амортизации.
  • здания и сооружения. Отличительной особенностью является их пассивный характер участия в деятельности учреждений (предприятий, организаций). Это позволяет использовать в отношении данной группы основных средств равномерный метод начисления амортизации;
  • машины и оборудование. К этой группе относятся активные основные средства, то есть та часть фондов, которая используется в рабочем процессе с различной степенью интенсивности. Поэтому в отношении данной группы применяются методы начисления ускоренной амортизации.

Информация о работе Исследование организации и методики учёта основных средств и анализа их состояния и обеспеченности