Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 01:27, курсовая работа
Обеспеченность предприятий основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности, качество, полнота и своевременность выполняемых работ, а следовательно, и объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние предприятия. В связи с этим анализ обеспеченности предприятий основными фондами и поиск резервов повышения эффективности их использования имеет большое значение.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты анализа транспортных расходов 5
1.1. Экономическая сущность транспортных расходов 5
1.2 Методика анализа транспортных расходов 9
1.3. Информационное обеспечение анализа транспортных расходов 13
2. Анализ транспортных расходов ООО «Строй кран» 17
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 17
2.2. Анализ транспортных расходов по общему объему и составу 23
2.3. Анализ транспортных расходов на рубль товарной продукции 26
2.4. Анализ транспортных затрат по отдельным статьям 27
2.4.1. Анализ расходов горюче-смазочных материалов 27
2.4.2. Анализ расходов на оплату труда 29
3.Рекомендации по оптимизации транспортных расходов на ООО «Строй кран» 32
Заключение 34
Список использованных источников 37
Данные таблицы свидетельствуют о том, что показатель фондоотдачи транспорта предприятия уменьшился из-за следующих факторов:
- уменьшение стоимости
- уменьшения количество часов в смене -0,03
- уменьшение числа автомобилей
Положительное влияние оказали факторы:
- количество отработанных дней
- увеличение выработки
Общее влияние: -0,22+0,18-0,03-0,
Уменьшение стоимости транспортных средств произошло за счет списания устаревших машин, которые не подлежат восстановлению, и продажи части машин.
Уменьшение количества часов в смене – следствие сокращения рабочего времени на всех предприятиях ОАО «КАМАЗ», из-за мирового финансового кризиса руководство приняло решение о сокращении объемов производства, что привело к сокращению рабочего времени.
Сумма затрат по статье «горюче-смазочные материалы» (Зткм) в расчете на одну машину зависит от пробега машины, нормы расхода а 100 км пробега и средней стоимости 1 кг горюче-смазочных материалов факторную модель можно записать так [5, C.119]:
где ni – количество использованного ГСМ;
Цi – цена использованного ГСМ за 1 кг;
VГР – объем грузооборота.
Исходные данные для анализа затрат на ГСМ приведены в таблице 2.5. Объем грузооборота в 2011 г. составил 34450,5 тыс.км., в 2012 г. 32423 тыс.км. по данным финансовой отчетности предприятия.
Таблица 2.4.1
Исходные данные для анализа затрат на ГСМ транспорта
на ООО «Строй-кран» в 2011-2012 гг.
Наиме-нование ГСМ |
2011 год |
2012 год |
Изменение объема затрат по наименова-ниям | ||||
кол-во, кг |
цена за 1 кг., руб. |
всего использовано, руб. |
кол-во, кг |
цена за 1 кг., руб. |
всего использовано, руб. | ||
дизельное топливо |
8000 |
19 |
152000 |
7540 |
19 |
143260 |
-8740 |
бензин 92 |
2652 |
22 |
58344 |
2105 |
23 |
48415 |
-9929 |
бензин 95 |
2964 |
24,5 |
72618 |
2322 |
26 |
60372 |
-12246 |
масло М1 |
10000 |
185 |
1850000 |
7460 |
220 |
1641200 |
-208800 |
масло М2 |
7000 |
165 |
1155000 |
5500 |
120 |
660000 |
-495000 |
тосол |
1895 |
205 |
388475 |
1100 |
230 |
253000 |
-135475 |
итого |
3676437 |
2806247 |
-870190 |
В 2011 г общая сумма горюче-смазочных материалов составляла 3676, 4 тыс.руб., данный показатель уменьшился в 2012 г на 870,2 тыс.руб., в связи с уменьшением времени работы автотранспорта, увеличения количества простев.
Расчет влияния факторов на расходы на ГСМ представлен в таблице 2.4.2
Таблица 2.4.2
Расчет условных и фактических значений расходов на ГСМ
на ООО «Строй-кран» за период 2011-2012 гг.
Показатель |
Порядок расчета |
Расчетное значение |
Расходы на ГСМ в 2011 г, на 1 ткм |
|
106,72 |
Изменение количества ГСМ |
|
80,10 |
Изменение цены на ГСМ |
|
81,46 |
Изменение грузооборота |
|
86,55 |
Таблица 2.4.3
Расчет влияния факторов на изменение расходов на ГСМ в 2012 г.
Фактор |
Порядок расчета |
Влияние фактора |
Расходы на ГСМ в 2011 г, на 1 ткм |
Усл.1 – затраты 2011 год |
|
Изменение количества ГСМ |
Усл.2 – Усл.1 |
-26,61 |
Изменение цены на ГСМ |
Усл.3 –Усл.2 |
1,36 |
Изменение грузооборота |
затраты 2012 года – Усл.3 |
5,09 |
Итого |
затраты2012 – затраты2011 |
-20,17 |
Таким образом, уменьшение расходов на горюче-смазочные материалы произошло только за счет уменьшения количества используемых ГСМ (на -26,61 руб. /ткм).
Отрицательное влияние на увеличение расходов на ГСМ оказали факторы:
- увеличение цен на ГСМ 1,36 руб. /ткм;
- уменьшение грузооборота 5,
Общее влияние: -26,61 + 1,36 + 5,09 = 86,55 – 106,72 = -20,17 руб. /ткм
При изучении анализ расходов на оплату труда нужно иметь в виду, что сумма затрат по оплате труда на 1 ткм зависит от производительности труда (кол-ва чел.-час. на 1 ткм), а сумма зарплаты на одну машину – еще и от годовой выработки автомобиля. Расчет влияния названных факторов произведен способом абсолютных разниц:
где ЗП1ткм – сумма заработной платы на 1 ткм;
З – затраты труда на 100 ткм, чел.-ч.
Расчет влияния фактора трудоемкость работ:
где З0 и З1 – затраты труда соответственно в базовом и отчетном периодах.
Расчет влияния уровня оплаты труда производится по формуле:
где ЗП0 и ЗП1 – уровень оплаты труда соответственно в базовом и отчетном периодах.
Анализ затрат по оплате труда представлен в таблице 2.3.2.1.
Таблица 2.3.2.1
Анализ затрат по плате труда водителей
Затраты |
Затраты на 1 ткм |
Изменение (+/-) | |
2011 год |
2012 год | ||
Затраты труда на 100 ткм, чел-ч. |
3 |
2,5 |
-0,5 |
Уровень оплаты труда за 1 чел.-ч. |
33 |
32,02 |
-0,98 |
Сумма зарплаты на 1 ткм, руб. |
0,99 |
0,81 |
-0,18 |
Фактор |
Расчет влияния, руб. | ||
Изменение трудоемкости |
(2,5-3)*33 / 100 = -0,165 | ||
Изменение уровня оплаты труда |
(32,02-33)*2,5 / 100 = -0,0245 |
Таким образом, сумма заработной платы на 1 ткм составил в 2012 г 0,81 руб. при этом уменьшение трудоемкости работ привело к уменьшению заработной платы на 0,165 руб. /ткм, а изменение уровня оплаты труда за 1 чел.-ч. водителей на 0,0245 руб./ткм.
Уменьшение заработной платы водителей обусловлено снижением количества рабочего времени и сокращения рабочей недели.
Резервы снижения транспортных расходов
Чтобы определить резерв сокращения затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта, нужно детально проанализировать затраты по каждой статье и причины их изменения. Если перерасход средств произошел по вине предприятия и может быть ликвидирован силами коллектива путем проведения соответствующих мероприятий, то его можно отнести к резервам снижения себестоимости.
На анализируемом предприятии снижение объема грузооборота отрицательно повлияло на расходы на ГСМ (на 5 руб./ткм), эту сумму можно считать неиспользованным резервом снижения себестоимости транспортных расходов.
Формула расчета резервов снижения себестоимости 1 ткм за счет увеличения объема грузооборота и сокращения затрат на ГСМ:
где Р¯С – резерв снижения себестоимости 1 ткм,
З1 – фактическая сумма затрат на содержание машин в отчетном периоде;
Р¯З – резерв сокращения затрат за счет экономного использования средств на содержание и эксплуатацию машин;
ДЗ – дополнительная сумма затрат, необходимая для освоения резервов увеличения объема грузооборота;
V1 – фактический объем грузооборота в отчетном периоде, ткм;
РV – резерв увеличения объема грузооборота, ткм;
СВ- возможный уровень себестоимости 1 ткм;
C1 – фактический уровень себестоимости 1 ткм.
Также в среднем по предприятию уровень оплата основных производственных рабочих уменьшился на 38,7%, а уровень заработной платы водителей только на 2,5/3*100 = 16,6%, следовательно, снижение заработной платы на 15% также можно считать резервом снижения себестоимости транспортных расходов.
Расчет снижения автотранспортных расходов за счет увеличения объема грузооборота и сокращения затрат на ГСМ:
Расчет снижения автотранспортных расходов за счет снижения заработной платы водителей:
Результаты расчетов сведены в таблицу 3.1.
Таблица 3.1
Резервы снижения автотранспортных расходов на ООО «Строй-кран»
Показатели |
Резерв, руб./ткм |
Снижение расходов за счет увеличения грузооборота и снижения расходов на ГСМ |
0,6 |
Снижение расходов за счет заработной платы водителей |
0,04 |
Итого |
0,64 |
При плановом грузообороте в 34450,5 ткм сумма снижения расходов составит: 34450,5 * 0,64 = 22048,32 руб.
ООО «Строй-кран» Спец. Центр известно среди предприятий строительного комплекса Республики Татарстан как один из крупных специализированных центров по оказанию услуг грузоподъёмными кранами и по их ремонту. Выручка от реализации продукции в 2012 г уменьшилась по сравнению с 2011 г более чем в два раза (темп роста 51%) на 7919653 тыс.руб. и составила в 2012 г 8289540 тыс.руб.
Себестоимость реализованной продукции в 2012 г уменьшилась на 8140298 тыс.руб., и составила 8782801 тыс.руб., темп роста составил 51,9%. Положительным моментом является больший темп роста, чем у выручки.
В 2012 г предприятие не сумело получить прибыль от реализации продукции. Убыток составил 493261 тыс.руб. И как следствие Общество получило чистый убыток по деятельности в сумме 585499 тыс.руб.
Среднегодовая стоимость основных средств уменьшилась в 2012 г на 124487 тыс.руб. ( на 4,1%).
Показатель фондоотдачи в 2012 г уменьшился и составил 2,9 руб/руб. в 2011 г показатель составлял 5,4 руб/руб. продукции.
Фондоемкость увеличилась в 2012 г на 0,1 и составила 0,3 руб/руб.
Фондовооруженность увеличилась вследствие сокращения численности работников предприятия и составила в 2012 г 286,2 тыс.руб./чел.
При этом амортизационные отчисления увеличились на 2,9% и составили в 2012 г 5177464 тыс.руб. что свидетельствует о закупке нового оборудования, машин и других основных средств.
Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия уменьшилась на 405 и составила в 2012 г 2018310 тыс.руб., при этом оборачиваемость оборотных средств уменьшилась и составила 4,1 оборотов в год. Тогда как в 2011 г данный показатель составлял 4,8 оборотов. Это свидетельствует об увеличении производственного цикла предприятия, замедлении хозяйственного оборота.
Также произошло снижение среднесписочной численности работников предприятия, основным фактором является увольнение по собственному желанию. Численность работников предприятия в 2012 г составила 10068 чел., что на 1417 чел меньше численности 2011 г.
Вследствие этого уменьшился и фонд заработной платы – на 46,7%. Данный показатель составил в 2012 г 1202538 тыс.руб.
При этом среднемесячная заработная плата работника уменьшился почти на 40% и ставила 9952 тыс.руб., тогда как в 2011 г заработная плата составляла 16242 тыс.руб.
Экономическая рентабельность показывает эффективность производства к затратам и вложениям. Данный показатель имеет отрицательную величину в 2012 г, т.к. предприятие не смогло получить прибыль по деятельности.
Информация о работе Анализ транспортных расходов на примере ООО «Строй кран»