Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать эффективность использования труда в организации торговли.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- определить сущность и значение показателей оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
- отметить особенности оценки эффективности использования трудовых ресурсов в организации;
- на практическом примере провести анализ эффективности использования трудовых ресурсов;
- самостоятельно разработать пути повышения эффективности труда в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и значение показателей оценки эффективности использования трудовых ресурсов 6
1.1 Способы анализа численности,структуры и состава работников…………6
1.2Особенности оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии 10
2.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия 21
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Оценка показателей эффективности использования трудовых ресурсов 23
2.3 Анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия 30
3.Пути повышения эффективности труда на предприятии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Один
и тот же объем товарооборота,
сумма чистой продукции и прибыли
в расчете на одного работника
могут быть получены в разных условиях.
Поэтому для оценки деятельности
торговых предприятий надо полученный
эффект (результат) соизмерять не только
с количеством занятых в
Если
относительно высокий показатель товарооборота
на одного работника или его рост
являются следствием неудовлетворительной
обеспеченности торговой сетью, неукомплектованности
продавцами и низкой культуры торговли,
то это не свидетельствует о росте
эффективности труда
Таким образом, основным показателем экономической эффективности труда является его производительность, а социальной стороны эффективности труда — развитие прогрессивных форм продажи товаров, развитие услуг, оказываемых населению, и другие показатели, характеризующие качество торгового обслуживания.
Эффективность труда работников торговли в целом может быть определена по формуле
Эт=ПТхК,
где Эт — эффективность использования живого труда;
ПТ — производительность труда торговых работников, рассчитанная по одному из предлагаемых выше показателей;
К — обобщающий показатель качества торгового обслуживания.
Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:
Но, тем не менее, наиболее важными факторами оказывающими влияние на производительность труда является розничный товарооборот и численность торговых работников. [24, c.176]
Таким образом, производительность труда торговых работников определяется целым рядом технических, технологических, организационных, экономических и социальных факторов и в свою очередь оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности. При этом существуют множество показателей позволяющих всесторонне оценить производительность труда работников торгового предприятия.
Выполним
анализ эффективности использования
трудовых ресурсов на практическом примере.
2.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия.
ОАО «Москва-Сервис» основано в 1967 году в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и прошло перерегистрацию в 2004 году решением Московского исполкома № 161 от 07 апреля 2004 года.
Общество
Общество является юридическим лицом, форма собственности частная: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе.
Высшим органом управления Общества является Собрание уполномоченных. Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.
Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий
В 2007 году торговую деятельность осуществляет 60 магазинов, торговой площадью 5713 кв.м., из них;
2.2 Оценка показателей эффективности использования трудовых ресурсов
В условиях рынка представляется возможным применить новый подход к формированию персонала, основанный на сочетании двух важных качеств — стабильности и мобильности. Тем самым создаются предпосылки для перехода к принципиально новой, гибкой системе формирования профессий и должностей как основе подбора, расстановки и использования работников, сообразуясь с конкретными задачами организации и располагаемым человеческим ресурсом.
Формирование
персонала предусматривает их планирование,
а также осуществление
Проанализируем общий численный состав работающих это поможет, помимо других критериев, помочь понять размеры и мощь организации. Именно поэтому анализ структуры численного состава работающих в ОАО «Москва-Сервис» представляет собой особый интерес (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Динамика и структура персонала ОАО «Москва-Сервис» по категориям занятых за 2006-2007 гг.
Категории занятых | 2006 г. | 2007 г. | Изменения, % | ||
Кол-во, чел. | Уд. вес, % | Кол-во, чел. | Уд. вес, % | 2007 к 2006 | |
Торговый персонал | 260 | 47,97 | 230 | 45,19 | -2,78 |
Занятые в общественном питании | 103 | 19 | 102 | 20,04 | 1,04 |
Промышленный персонал | 65 | 11,99 | 69 | 13,56 | 1,57 |
Персонал подсобных хозяйств | 8 | 1,48 | 5 | 0,98 | -0,5 |
Заняты в автомобильном транспорте | 55 | 10,15 | 54 | 10,61 | 0,46 |
Занятые в заготовительной сфере | 37 | 6,83 | 32 | 6,29 | -0,54 |
Персонал обслуживающий склады | 14 | 2,58 | 12 | 2,36 | -0,22 |
Весь персонал организации | 542 | 100 | 509 | 100 | - |
Данные
таблицы свидетельствуют о том,
что в анализируемом периоде
наибольший удельный вес в общей
численности работников составляли
торговые работники 45-48 %. Это число
каждый год менялось, так в 2007 году
по сравнению с 2006 годом удельный
вес торгового персонала в
общей численности работников снизился
на 2,28. Работники занятые в
Из таблицы видно, что кардинальных перемен в области изменения удельного веса персонала в ОАО «Москва-Сервис» за 2007 год по сравнению с 2006 годом не произошло. Разница между удельными весами персонала каждой отрасли в общей численности персонала составила не более 3%.
Обзор
возрастной структуры работающих в
организации всегда представляет значительный
интерес, так как во-первых работники
всех возрастных групп должны присутствовать
среди персонала предприятия, т.к.
молодые приносят в коллектив
новые взгляды, а пожилые необходимый
опыт работы, а во-вторых изучив динамику
изменения возрастных групп за ряд
лет поможет сделать
Таблица 2.2
Возрастная структура персонала ОАО «Москва-Сервис» за 2005-2007 гг., % к численности
|
Данные, приведённые в таблице 2.2 свидетельствуют о том, что в 2006-2007 годах, наибольший удельный вес работников был в возрасте от 31 до 40 лет 40-50 %, а наименьший работников до 20 лет - 0,-0,4 %.
С каждым годом доля
Образовательная структура работников ОАО «Москва-Сервис» показана в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Образовательная структура персонала ОАО «Москва-Сервис» за 2006-2007 гг.
Образование | Года | Удельный вес, % | ||
2006 | 2007 | 2006 | 2007 | |
Списочная численность работников на конец года, чел | 596 | 545 | 100 | 100 |
В т. ч. имеющие образование | ||||
Высшее | 32 | 34 | 5,37 | 6,24 |
Среднее специальное | 136 | 130 | 22,82 | 23,85 |
Профессионально-техническое | 132 | 148 | 22,15 | 27,16 |
Общее среднее | 254 | 200 | 42,62 | 36,7 |
Общее базовое | 42 | 33 | 7,05 | 6,06 |
Информация о работе Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия