Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:42, курсовая работа
Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа фонда оплаты труда…………….…5
1.1 Экономическая сущность и структура фонда оплаты труда…………….5-9
1.2 Планирование фонда заработной платы на предприятии…………………………………………………………………...9-16
1.3. Организация оплаты труда в современных условиях……….……….16-20
Глава 2.Экономическая характеристика предприятия ЗАО «Березки»……..21
2.1. Анализ производственной деятельности ЗАО «Березки»…………….21-29
2.2. Анализ использования ресурсов предприятия………………………...30-35
2.3. Анализ финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия…………………………………………………………………..35-42
Глава 3. Анализ фонда оплаты труда…………………………………………..43
3.1. Анализ динамики общего размера фонда оплаты труда……………...43-44
3.2. Факторный анализ фонда оплаты труда……………………………….44-45
3.3. Анализ уровня среднегодового дохода работника и соотношения темпов роста оплаты труда и производительности труда………………………….45-48
3.4.Анализ эффективности использования фонда оплаты труда……..….48-49
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………………………………….
Наиболее трудоемок расчет фонда оплаты труда по категории рабочих, поскольку и его структуре содержится большее количество стимулирующих и компенсирующих доплат и надбавок.[6,стр.400]
Рассмотрим структуру фонда оплаты труда рабочих с позиции планируемых и непланируемых элементов.
Планируемые элементы фонда оплаты труда структурируются по трем разделам рассмотренными нами ниже.
В первом разделе фонда заработной платы - часовом представляет собой оплату за фактически отработанное время работы в часах, фактический выпуск продукции, а также за выполнение специальных функций в рабочее время. Он включает в себя фонд прямой заработной платы, в том числе сдельный фонд, определяемый на основе сдельных расценок (операционных и комплексных), и тарифный фонд (повременный), определяемый на основе тарифных ставок.[19,стр.45]
При определении сдельного фонда оплаты труда учитываются данные о производственной программе в натуральном выражении и сдельных расценок на операции или на комплекс работ.
Расчеты выполняются по формуле 5.
Фсд = ∑ni=1 Рк × Иi , (5)
где Рк — комплексная расценка на i-e изделия, руб.;
Иi - количество изготавливаемых изделий.
При определении тарифного фонда заработной платы используется формула 6:
ФОТт = ФРВ × ∑ Тri ×Чpni , (6)
где ФОТт – тарифный фонд заработной платы;
ФРВ - фонд рабочего времени одного рабочего в среднем по предприя -
тию, подразделению (ежемесячный, квартальный, годовой), час;
Тri - часовые тарифные ставки рабочих-повременщиков, руб.;
Чpni - численность рабочих-повременщиков по соответствующим
разрядам, чел.
Фонд дополнительной заработной платы рассчитывается, как правило, по показателям затрат рабочего времени и величины соответствующих доплат и надбавок представленных нами ниже.
Общая сумма доплат за условия и интенсивность труда определяется по формуле 7:
Ду = ФРВ × ∑ ЧРi ×Тчс × (Дi / 100), (7)
где ЧPi — численность рабочих, получающих, i-й размер доплат, чел.;
Tчc — средняя тарифная часовая ставка этих рабочих, руб;
Дi — размер i-й доплаты в % к тарифной ставке (4,8,12,16, 20, 24).
Общая сумма надбавок за профессиональное мастерство определяется по формуле 8:
Нм = ФРВ × ∑ ЧРi × Тчi × (Hi/100) (8)
где ЧРi - численность рабочих по разрядам, на которых распространяются
эти надбавки;
Tчi - часовые тарифные ставки рабочих соответствующего разряда, руб.;
Hi - размер надбавки в % к тарифной ставке (III разряд — до 12; IV
разряд — до 16; V разряд — до 20; VI и более разряды — 24%).
Сумма премий в составе фонда оплаты труда определяется исходя из действующих премиальных положений и принимая за основу сдельный и повременный фонды заработной платы вместе с доплатами за условия и интенсивность труда и надбавками за профессиональное мастерство.[2,стр.5]
Общая сумма доплат за работу в ночное (вечернее) время определится исходя из размеров доплат к средней тарифной ставке рабочих и фонда ночного (вечернего) времени.
Кроме этих доплат в часовой фонд оплаты труда рабочих включаются доплаты неосвобожденным бригадирам, доплаты за обучение учеников, при этом предприятие самостоятельно устанавливает размеры этих доплат, как правило, исходя из численности бригад и количества учеников.
Второй раздел фонда оплаты труда - дневная заработная плата, включает в себя фонд часовой зарплаты и доплаты за нерабочие часы внутри рабочего дня (например, подросткам за сокращенный рабочий день). В отчетный фонд включаются также оплата внутрисменных простоев не по вине работника, доплаты за сверхурочные работы.[9,стр.231]
Третий раздел фонда оплаты труда - максимальный (квартальный, годовой) фонд заработной платы рабочих состоит из дневного фонда, фонда оплаты очередных и дополнительных отпуском и других планируемых выплат.
1.3. Организация оплаты труда в современных условиях.
Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает:
определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;
обоснование показателей и системы премирования сотрудников.[18,стр.325]
Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости. Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:
принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;
принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;
принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;
принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.
Заработная плата тесно связана с производительностью труда. [1,стр.200]Производительность труда - важнейший показатель эффективности процесса труда, представляет собой способность конкретного труда воздавать в единицу времени определенное количество продукции. А заработная плата, относящаяся к денежному вознаграждению, выплачиваемому работнику за выполненную работу. Будучи основным источником дохода трудящихся заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности.[27,стр.315
Зарплата может действовать как фактор, де стимулирующий развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой сверхурочных. Отделы, допустившие перерасход своей сметы в этом году могут надеяться на увеличение сметы на будущий год. Сам факт более крупных затрат времени не является автоматическим индикатором выполнения большего объема работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений.
Линия поведения должна заключаться в том, чтобы поощрять то, что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.[6,стр.194]
Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.
Государственное регулирование оплаты труда включает:
законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;
налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц,
установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).[4,стр.109]
Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы: контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер, регулирование доходов на основе государственных правил и положений, политика трехстороннего сотрудничества. Все эти элементы имеют место в России. Но при чрезмерной дифференциации заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок. Потому главная надежда, видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.
Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.[13,стр.124]
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.[6,стр.73] Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом изменения индекса потребительских цен и тарифов на услуги. Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»», минимальный размер оплаты труда установлен: с 1 июля 2005 г- 900 рублей.
Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата работника, выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может быт ниже минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. При определении минимальной ставки (оклада) работников предприятия работодатель обязан предусматривать их в более высоком размере, чем установленный Федеральным законом минимальный размер оплаты труда.[8,стр.40] На уровне минимального размера оплаты труда ставка работников устанавливается в случаях, если предприятие испытывает трудности экономического характера, либо в качестве специальной меры по предотвращению массового высвобождения работников.
Для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы предназначена Единая тарифная сетка, она является основой тарифной системы. Она представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников от рабочего разряда до руководителей организации.
Оплата труда работников не бюджетной сферы (муниципальных, частных организаций, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т. д.) определяется собственником предприятия, исходя из законодательно установленного минимального размера оплаты отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в договорах и контрактах, и регулируется действующей системой налогообложения на прибыль (доход) предприятия.[9,стр.278]
В условиях рыночной экономики и расширения прав организации в области оплаты труда размеры ставок (окладов) системы премирования и условия выплаты вознаграждений за выслугу лет определяются в коллективном договоре. В трудовых договорах могут предусматриваться более высокие размеры оплаты, чем предусмотренные в коллективных договорах. Конкретные размеры поощрительных выплат определяются работодателем по результатам труда работника.[10,стр.125]