Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 12:20, курсовая работа
Актуальность исследования вопросов анализа финансового положения заключается в том, что изучение финансового положения предприятий позволяет получить необходимую информацию о текущей ликвидности, платежеспособности, рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, оценить динамику изменения этих показателей, изучить причины выявленных изменений, выявить резервы для повышения эффективности деятельности предприятия, что позволяет выявить необходимость финансового оздоровления и разработать программу оздоровления с учетом особенностей финансового положения предприятия.
Данные таблицы 1 и таблицы 2 показывают, что в 2010 году было снижение всех показателей прибыли по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году наблюдается снова рост. Происходит увеличение прибыли от продаж по сравнению с 2010 годом на 1897 тыс. руб., а по сравнению с 2009 – на 6388 тыс.руб.; налогооблагаемой прибыли – по сравнению с 2010 годом – на 3374 тыс.руб., с 2009 годом – на 5730 тыс.руб.; чистой прибыли – по сравнению с 2010 – на 2544 тыс.руб., с 2009 – на 4509 тыс.руб.. В 2010 году также как и в 2011 г. наблюдается рост производства по сравнению с 2009 годом. Темп роста показателей 2011 года по сравнению с 2009 составил приблизительно 220 %.
В структуре балансовой прибыли происходят изменения. Основную долю доходов составляет прибыль от реализации продукции в 2009 . – 204,45%, в 2011 – 151,77%. Ее величину уменьшают прочие расходы. Это является отражением того, что организация занимается только основным видом деятельности – производством и реализацией межкомнатных дверей и не занимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участия в других предприятиях, не имеет ценных бумаг и т.п.
Поэтому необходимо уделить особое внимание анализу прибыли от продаж.
Проанализируем, как изменялась структура выручки от продажи товаров, работ, услуг (см. таблицу 3).
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что выручка от продаж в 2010г. увеличивается, а в 2011 г. снижается, а прибыль от продаж имеет тенденцию роста. В структуре выручки происходит уменьшение доли производственной себестоимости в 2010 и 2011 годах по сравнению с 2009годом. Полная себестоимость также уменьшается. Это изменение происходит за счет уменьшения доли коммерческих расходов. Все это ведет к увеличению доли прибыли от продаж. Далее перейдем к факторному анализу прибыли от продаж.
Таблица 3
Динамика структуры выручки от продаж (тыс. руб.)
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
Сумма |
Доля, % |
Сумма |
Доля, % |
Сумма |
Доля, % | |
Выручка (нетто) |
405836 |
100 |
437583 |
100 |
380985 |
100 |
Производственная себестоимость |
392069 |
96,6 |
418911 |
95,73 |
359650 |
94,4 |
Валовая прибыль |
13767 |
3,37 |
18172 |
4,15 |
21335 |
5,6 |
Коммерческие расходы |
4808 |
1,18 |
5222 |
1,19 |
5988 |
1,57 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
|||
Полная себестоимость |
396877 |
97,79 |
424133 |
96,93 |
365638 |
95,97 |
Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг) |
8959 |
2,21 |
13450 |
3,07 |
15347 |
4,03 |
Прибыль от продаж в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Vрп); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Эта зависимость выражается формулой:
П = ∑ [Vрпобщ * Удi (Цi – Ci)] (19)
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом цепной подстановки.
Оценим влияние факторов на увеличение прибыли в 2010 году по сравнению с 2009. Для начала заполним вспомогательную таблицу (см. таблицу 4).
Таблица 4
Исходные данные для факторного анализа прибыли продаж
в 2010 г., тыс.руб.
Показатель |
2009 г. (0) |
Данные 2009 г., пересчитанные на объем продаж 2011 г. (усл) |
2010 г. (1) |
Выручка (нетто) (В) |
405836 |
∑(Vрп1*Ц0) = = 438405 |
437583 |
Полная себестоимость (З) |
396877 |
∑(Vрп1*С0) = = 428726 |
424133 |
Прибыль (П) |
8959 |
9978 |
13450 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
(20)
Iрп = 43750 : 40500 = 1,08
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 8 % . Тогда прибыль составила бы:
8959 * 1,08 = 9676 тыс. рублей.
Порядок расчета влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли представим в систематизированном виде (см. таблицу 5).
Таблица 5
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж в целом по организации
Показатель прибыли |
Факторы |
Порядок расчета |
Прибыль, тыс.руб. | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цены |
Себестоимость | |||
П0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
В0 – З0 |
8959 |
Пусл 1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
П0 * Ipn |
9676 |
Пусл 2 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Вусл – Зусл |
9978 |
Пусл 3 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
В1 – Зусл |
8956 |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
В1 – З1 |
13450 |
По данным таблицы 5 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
∆ ПVрп = Пусл 1 – П0
∆ ПVрп = 9676 – 8959 = +717 тыс. руб.
∆ Пстр = Пусл 2 – Пусл 1
∆ Пстр = 9978 – 9676 = + 302 тыс. руб.
3) Отпускных цен
∆ Пц = Пусл 3 – Пусл 2
∆ Пц = 8956 – 9978 = - 1022 тыс. руб.
4) Себестоимости реализованной продукции
∆ Пс = П1– Пусл 3
∆ Пс = 13450 – 8956 = +4494 тыс. руб.
Итого:
∆П = 717+302-1022+4494 = +4491 тыс. руб.
Для более наглядного представления обобщим данные в таблице (см. таблицу 6).
Таблица 6
Влияние факторов первого порядка на прибыль от продаж
Фактор |
Влияние, тыс.руб. |
Объем реализации |
+717 |
Структура |
+302 |
Цена |
-1022 |
Себестоимость |
+4494 |
Итого: |
+4491 |
Таким образом, на увеличение прибыли от продаж в 2010 году в большей степени повлияло повышение себестоимости продукции. Положительное влияние оказали рост объема реализации (+ 717 тыс. руб.) и изменение в структуре продаж (+ 302). Т.е. в 2010 году в структуре преобладали более рентабельные виды продукции.
Подобным образом проведем анализ влияния факторов на прибыль от продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Данные для расчетов находятся в таблице 7. Найдем сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов.
Таблица 7
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
в 2011 г., тыс. руб.
Показатель |
2010 г. (0) |
Данные 2010 г., пересчитанные на объем продаж 2011г. (усл) |
2011 г. (1) |
Выручка (нетто) (В) |
437583 |
381069 |
380985 |
Полная себестоимость (З) |
424133 |
369356 |
365638 |
Прибыль (П) |
13450 |
11713 |
15347 |
Iрп = 38100 : 43750 = 0,87
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 13 % . Тогда прибыль составила бы:
13450 * 0,87 = 11701тыс. рублей.
А фактически она составляет 15347 тыс. Оценим влияние каждого фактора на изменение суммы прибыли.
Рассчитанные фактические и условные показатели представлены в таблице 8.
Таблица 8
Показатель прибыли |
Порядок расчета |
Прибыль, тыс.руб. |
П0 |
В0 – З0 |
13450 |
Пусл 1 |
П0 * Ipn |
11701 |
Пусл 2 |
Вусл – Зусл |
11713 |
Пусл 3 |
В1 – Зусл |
11629 |
П1 |
В1 – З1 |
15347 |
Прибыль от реализации продукции в 2011 году по сравнению с 2010годом изменилась на + 1897 тыс. рублей (15347-13450), в том числе за счет:
∆ ПVрп = 11701 – 13450 = -1749 тыс. руб.
2) Структуры товарной продукции
∆ Пстр = 11713 – 11701 = + 12 тыс. руб.
3) Отпускных цен
∆ Пц = 11629 – 11713 = -84 тыс. руб.
4) Себестоимости реализованной продукции
∆ Пс = 15347 – 11629 = +3718 тыс. руб.
Итого:
∆П = -1749+12-84+3718 = +1897 тыс. руб.
Сведем рассчитанные данные в таблицу (см. табл. 9).
Таблица 9
Влияние факторов первого порядка на прибыль от продаж в 2011 году
Фактор |
Влияние, тыс.руб. |
Объем реализации |
-1749 |
Структура |
+ 82 |
Цена |
-84 |
Себестоимость |
+3718 |
Итого: |
+ 1897 |
Результаты анализа показывают, что рост прибыли в 2011 году обусловлен в первую очередь изменениями себестоимости продукции (+ 3718 тыс. руб.). Росту суммы прибыли на 82 тыс. руб. способствовало также изменения в структуре товарной продукции. Это говорит о том, что в общем объеме увеличился вес наиболее рентабельных вариантов продукции. Темпы роста объема реализации и цен обеспечили положительную динамику прибыли. Это говорит об эффективности деятельности организации.
От анализа абсолютных показателей эффективности деятельности перейдем к относительным.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия.
Существует множество показателей рентабельности, отражающих прибыльность деятельности. Структура показателей рентабельности представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам. Для оценки деятельности ООО «Транссервис» будем использовать следующие показатели: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность текущих активов, рентабельность собственного капитала.
Для проведения анализа показателей рентабельности деятельности ООО «Транссервис» нам понадобятся данные, представленные в таблице 10.
Таблица 10
Данные для расчета показателей рентабельности деятельности
(тыс. руб.)
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
Выручка (В) |
405836 |
437583 |
380985 |
Себестоимость (С) |
392069 |
418911 |
359650 |
Прибыль от продаж (Пр) |
8959 |
13450 |
15347 |
Чистая прибыль (Пч) |
2342 |
4307 |
6851 |
Среднегодовая стоимость активов (Аср) |
81476 |
89267 |
90425 |
Среднегодовая стоимость текущих активов (Ат.ср) |
76181 |
82428 |
84079 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала (Кс.ср) |
9609 |
14508 |
21641 |
Рассчитаем показатели рентабельности.
2010 год: Рпр = 8959 : 392069 * 100 = 2,29 %
2011 год: Рпр = 13450 : 418911 * 100 = 3,21 %
2012 год: Рпр = 15347 : 359650 * 100 = 4,27 %
По рассчитанным данным мы видим, что рентабельность продукции к 2011 году повышается. Если в 2009 году организация с 10 затраченных рублей на производство и реализацию продукции получало 23 коп., то в 2010 году – 32 коп., а в 2011 году – уже 43 коп..
Информация о работе Анализ финансовых результатов организации (ан примере ООО "Транссервис")