Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО" ИПОПАТ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является деятельность ИПОПАТ – Ижевского Производственного Объединения Пассажирского Автотранспорта.
Целями курсовой работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы.
В курсовой работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- общая характеристика ИПОПАТ, характеристика оказываемых им услуг.
- общая характеристика ресурсов предприятия.
- общая характеристика технологии, организации производства и труда.
- структура управления и маркетинг на предприятии.
- финансово-экономический анализ деятельности предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. История создания, цели и задачи объединения ИПОПАТ 5
1.2. Структура управления на предприятии 11
1.3. Система оплаты труда 13
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Экспресс-анализ 21
2.2. Вертикальный и горизонтальный анализ 23
2.3. Ликвидность баланса 26
2.4. Оценка состояния источников формирования материальных
запасов 28
2.5. Анализ финансовой устойчивости 30
2.6. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 33
4. АСОИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 36
4.1. Исходные положения, характеристика предприятия и
подсистемы в АСОИ 36
4.2. Цель создания АСОИ 38
4.3. Подсистема «Бухгалтерский учет» 39
4.4. Постановка задачи «Формирование ведомости по начислению
простой повременной заработной платы по тарифным
ставкам» 42
4.4.1. Организационно-экономическая сущность задачи 42
4.4.2. Информационная база задачи 44
4.4.3. Алгоритм решения задач 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Файлы: 1 файл

Анализ фин.-хоз. деятельности - АСОИ ИПОПАТ_А.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

      Контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью  объединения осуществляет ревизионная  комиссия и государственная налоговая  инспекция.

      В объединении работает одна общественная организация – профсоюз работников автотранспорта, возглавляемый профсоюзным  комитетом и представляющий интересы трудового коллектива объединения.

      Высшим  органом объединения является конференция  трудового коллектива. Она решает следующие вопросы:

  • заключает коллективный договор с администрацией;
  • согласовывает устав, вносит в него изменения и дополнения;
  • определяет перечень и порядок предоставления социальных благ из фондов экономического стимулирования объединения;
  • избирает ревизионную комиссию.

      Одной из самых значительных характеристик  предприятия является зависимость  от внешней среды (поставщики, потребители, конкуренты, органы власти).

      Конкурентами  ИПОПАТ являются все те, кто занимается перевозкой пассажиров. Данный рынок  олигополистический. На рынке доминируют несколько предприятий, причем они  сильно зависимы друг от друга. В городе у ИПОПАТ основным конкурентом является ТТУ. На пригородных перевозках – это железнодорожный транспорт и речной. На междугородних перевозках – железнодорожный.

      Органы  власти имеют прямое влияние на ИПОПАТ, т.к. ИПОПАТ –государственное предприятие, которое не имеет экономической самостоятельности: не имеет права устанавливать цены на перевозку пассажиров, определять льготные категории пассажиров, решать стратегически важные вопросы. 
 
 

      1.2. Структура управления  на предприятии 

      Для результативного управления предприятием большое значение имеет его организационная структура управления. В ИПОПАТ организационная структура управления является линейной (Приложение 1).

      И хотя данная структура управления неэкономична, она является весьма эффективной. Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта – государственное предприятие. Во главе предприятия находится начальник, работающий с представителем собственника по контракту. Он имеет право найма и увольнения работников объединения. Начальник без доверенности действует от имени объединения, представляет интересы, распоряжается материальными ценностями объединения, заключает договора, выдает доверенности, утверждает штаты, издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников.

      Каждый  работник управленческого персонала несет ответственность в рамках своих должностных инструкций. Управленческие решения принимаются человеком только по тем вопросам, которые он имеет право решать.

      Следует отметить, что даже генеральный директор не имеет право принимать решения по ряду вопросов:

  • установление тарифов за проезд;
  • определение категорий льготных пассажиров;
  • отменять какие-либо ограничения Правительства УР.

      Таким образом, для решения стратегически  важных вопросов требуется согласие Правительства УР, то есть происходит государственное регулирование деятельности ИПОПАТ.

      Главный инженер автотранспортного объединения  возглавляет техническую службу и несет ответственность за техническое  состояние подвижного состава, состояние  и развитие технической базы, материально-техническое снабжение.

      Также в объединении существует плановый отдел, который занимается перспективным, годовым и квартальным технико-экономическим  планированием, доводит плановые задания  до производственных подразделений, ведет  статистический учет, анализирует деятельность предприятия, организует внутренний хозрасчет.

      Отдел труда и заработной платы, занимается планированием труда и заработной платы.

      Бухгалтерия осуществляет учет материальных и денежных ценностей, расчеты за перевозки  и другие услуги, расчеты с рабочими и служащими, учет всей деятельности предприятия в денежном выражении, контроль за законностью и целесообразностью хозяйственных операций и сохранностью собственности объединения, составляет бухгалтерскую отчетность.

      Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел всего персонала объединения, изучает правильность использования работников и следит за их продвижением по службе.

      Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории ИПОПАТ. Капитальное строительство и реконструкцию производственных и других зданий выполняют производственно-технические отделы или отделы капитального строительства.

      Создание  производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но производственный успех зависит от конкретных людей, из знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать производственные и организационные проблемы, восприимчивости к обучению.

      В тоже время трудовые отношения –  едва ли не самая сложная проблема предпринимательства. Трудовые отношения  охватывают широкий круг проблем, связанных  с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием социального партнерства на предприятии.

      Персонал  предприятия – основной состав квалифицированных  работников предприятия.

      Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру кадров предприятия (табл. 1).

      Таблица 1

Структура кадров в ИПОПАТ

Категории работников На 01.01. 2002 г. На 01.01.2003 г.

Человек

% Человек %
1. Водители автобусов 895 33,3 958 33,5
2. Водители хоз. машин 67 2,4 67 2,4
3.Кондукторы 710 26,5 788 27,6
4. Рабочие по ремонту автобусов 375 13,9 381 13,3
5.Вспомогательные  рабочие 278 10,4 281 9,9
6. Служащие 200 7,4 209 7,3
7.Руководители 90 3,4 92 3,2
Итого по основной деятельности 2615 97,3 2776 97,4
8. Детский комбинат 38 1,4 40 1,4
9. Столовая 35 1,3 34 1,2
Итого по неосновной деятельности 73 2,7 74 2,6
Всего 2688 100 2850 100
 

      Потребность в рабочей силе на данном предприятии  напрямую зависит от количества автобусов, а также от сезона работы. Количество автобусов с 471 на 01.01.2002 г. увеличилась до 477 на 01.01.2003 г., т.е. на 1,2%. Численность основного персонала увеличилась на 6,1%, из них: рабочие по ремонту автобусов – на 1,6%, кондукторы – на 11%, водители – на 6,5% и служащие – на 3,8%. Потребность в кондукторах обусловлена высоким уровнем потерь рабочего времени (больничный лист) и неполным обеспечением кондукторами пригородных перевозок летом. 

     1.3. Система оплаты  труда 

      На  предприятии действуют две системы  оплаты труда: сдельно-премиальная  и повременно-премиальная. Суть сдельно-премиальной оплаты труда состоит в том, что работнику помимо прямой сдельной заработной платы начисляется премия за качество, за снижение трудоемкости, за экономию материальных ресурсов и т.п. Повременно-премиальная – с целью стимулирования работников для выполнения особой работы.

      Должностной оклад – абсолютный размер месячной заработной платы, установленный по заданной должности определенному  сотруднику.

      Конкретные  системы оплаты труда устанавливаются  по категориям работников, участникам и подразделениям согласно экономической целесообразности.

      Индивидуальная  заработная плата максимальным размером не ограничивается. Установленная работнику  конкретная тарифная ставка является социальной гарантией минимальной  оплаты труда. Премирование работников за основные результаты производственной деятельности производится в соответствии с Положением, согласованным с профкомом.

      Оплата  труда работников предприятия производится исходя из  тарифных ставок, установленных  на уровне не менее, чем тарифные ставки из расчета минимального размера оплаты труда в РФ. Минимальные размеры тарифных ставок подлежат соответствующему пересмотру при принятии решения о повышении минимального размера оплаты труда в РФ. Индивидуальная заработная плата максимальным размером не ограничивается.

      Премирование  работников за основные результаты хозяйственной  деятельности производятся в соответствии с Положением, согласованным с  профсоюзным комитетом. Премия не выплачивается, если работник уволился по собственному желанию, если не отработан баланс рабочего времени.

      Выплачивается заработная плата два раза в месяц: 12-15 числа, 25-28 числа.

      На  предприятии выплачиваются следующие  доплаты и надбавки:

  • оплата за время сверхурочной работы производится в двойном размере;
  • доплата с разделением смены на части из расчета не менее 20% тарифной ставки за время работы в такой смене;
  • доплата за работу в ночное время (с 22 до 6 часов) в размере 40% часовой тарифной ставки;
  • доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда – в соответствии с Положением по АТП;
  • доплата за совмещение профессий в размерах по договоренности между администрацией и работниками;
  • надбавка за классность – для водителей 2 класса – в размере 10% тарифной ставки, для водителей 1 класса – 25% тарифной ставки за все время в качестве работы водителем.

      Оплата  простоя не по вине работника производится в размере 2/3 часовой тарифной ставки за каждый час простоя. Оплата предварительно-заключительного времени производится из расчета тарифной ставки работника. Присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов работникам и тарификация работ производится в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

      Таблица 2

Динамика  средней заработной платы

Категории работающих Декабрь 2002 г. 2002 г.
Средний уровень, руб. Индекс  к декабрю 2001 г. Среднемесячная  заработная плата, руб. Индекс 

к 2001 г.

1. Водители автобусов 6001 1,42 5128 1,64
2. Водители хоз.машин 3881 1,62 3271 1,61
3. Кондукторы 2830 1,49 3271 1,68
4. Рабочие по ремонту автобусов 4662 1,64 4023 1,77
5. Вспомогательные

рабочие

3160 1,52 2743 1,60
6. Служащие 5253 1,50 4606 1,66
7. Работники детского комбината 2110 1,40 2178 1,65
8. Работники столовой 2594 1.56 2317 1,62
ИТОГО 4496 1,48 3861 1,64

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО" ИПОПАТ"