Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:49, дипломная работа
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Особенности организации финансов в государственных учреждениях
1.2. Целевое бюджетное финансирование
1.3. Особенности анализа финансового состояния некоммерческих организаций
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 37»
2.1. Краткая финансовая экономическая характеристика ГОУ «Профессиональное училище № 37»
2.2. Составление и исполнение сметы доходов и расходов
2.3 . Анализ финансового состояния ГОУ «ПУ-37»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ГОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 37»
3.1. Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 . Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложения
учреждения;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе
образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов
(дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций,
непосредственно несвязанных с собственным производством,
предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. [4, c.3]
В нашем случае доходы от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37» получает от:
- сдачи в аренду квартир по улице Тополева, 9 (общежитие ГОУ «ПУ-37») общей площадью 524 кв.м. и помещений учебных корпусов;
- поступлений от платной образовательной деятельности, в частности ГОУ «ПУ-37» на коммерческой основе осуществляет обучение «операторов связи», «телеграфистов» и «кабельщиков-спайщиков», а также осуществляет набор на платные курсы по специальности «Оператор ЭВМ»;
- добровольных пожертвований и взносов.
Доходы от предпринимательской деятельности реинвестируются в данное образовательное учреждение и направляются на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, на заработную плату.
Динамика доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37» за период с 2001 года по 2003 год представлена в Таблице 2.4.
Рассмотрим динамику по каждой составляющей структуры доходов (см. Рис.3.1, 3.2, 3.3).
Рис. 3.1. Динамика доходов ГОУ «ПУ-37» от сдачи помещений в аренду,
тыс. руб.
Как видно из диаграммы 3.1. доход от сдачи в аренду помещений растет из года в год. Также растет и доля доходов от аренды в общей структуре доходов от предпринимательской деятельности с 27,12 % в 2001 году до 60,54 % в 2003 году.
Рис. 3.2. Динамика поступлений от платной образовательной деятельности,
тыс. руб.
Как показывает диаграмма 3.2. динамика поступлений от платной образовательной деятельности весьма нестабильна и имеет тенденцию к снижению. Также снижается и доля доходов от платной образовательной деятельности в общей структуре доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37», в 2001 г. -49,44 %, в 2002 году – 39,18 % в 2003 году – 34,26 %.
Это негативная тенденция – так как платные образовательные услуги должны занимать львиную долю в структуре доходов образовательного учреждения. В целях выравнивания ситуации предлагается провести ряд мероприятий:
- разработать рекламную кампанию по продвижению образовательных услуг ГОУ «ПУ-37» на Волгоградском рынке;
- организовать работу по проведению рекламной кампании на территории г. Волгограда и Волгоградской области;
- провести просветительскую работу среди выпускников школ и лиц, состоящих на учете в центрах занятости и на биржах труда;
- организовать день открытых дверей, в рамках которого провести презентационные занятия по коммерческим курсам.
Рис. 3.3. Динамика добровольных пожертвований и взносов, тыс. руб.
Как показывает диаграмма 3, динамика добровольных пожертвований и взносов к 2003 году становится отрицательной. Также снижается и доля в структуре доходов с 23,44 % в 2001 году до 5,2 % в 2003 году. Этот факт свидетельствует о снижении интереса потенциальных инвесторов и благотворительных организаций к профессиональному образованию.
Для улучшения сложившейся ситуации рекомендуется:
- разработать ПР – кампанию для привлечения благотворительных организаций;
- внедрить ПР - кампанию на территории г. Волгограда и Волгоградской области.
Развитие новых форм внебюджетной деятельности учреждений предопределили необходимость трансформации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в соответствии с требованиями рыночной экономики.
С введением новых форм хозяйствования в системе бюджетной организации существенно увеличился поток документов, проходящих через бухгалтерию, поэтому традиционные формы бухгалтерского учета уже не способны в должной мере обеспечить развитие учета. В этих условиях для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности учреждения необходима рациональная организация системы бухгалтерского учета, адекватная его современному состоянию развития. Поэтому основным критерием оценки эффективности того или иного варианта организации бухгалтерского учета следует принять степень его соответствия условиям деятельности бюджетного учреждения.
Методика ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности, обусловленные непроизводственным и некоммерческим характером основной деятельности.
Основной задачей организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности выступает четкое разграничение объектов учета. Разделение в учете в зависимости от вида операций производится следующим образом. Субсчетам учета материальных ценностей, расчетов и иным, которые могут использоваться для учета операций нескольких видов, присваиваются признаки в виде номеров. Основанием для подразделения субсчетов учета материальных ценностей является источник их приобретения.
Бухгалтерский учет предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37» ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 года № 107н (в редакции от 9 июня 2001 года). Бухгалтерский учет на изучаемом объекте ведется «вручную», что осложняет проведение финансового анализа, снижает оперативность принятия управленческих решений и увеличивает вероятность возникновения ошибок в отчетной документации. [26, c.15]
Во избежание вышеперечисленных проблем рекомендуется создание информационной системы бухгалтерского учета, учитывающей специфику ведения учета, которая отражается в плане счетов, формах первичных документов, формах месячной, квартальной, годовой отчетности, методике начисления износа и системе налогообложения. Естественно такая система должна создаваться с учетом таких требований, как одновременное ведение разных систем учета, каждая из систем должна соответствовать требованиям законодательства, использование различных программных платформ и т.д.
В современном обществе без информационных технологий невозможно наладить эффективную работу структуры управления, повысить скорость обработки и принятия решений и снизить вероятность управленческих ошибок.
Новые условия хозяйствования требуют внедрение современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации. Рыночная экономика обуславливает развитие прогрессивных информационных технологий в практике бухгалтерского учета.
Одной их таких технологий является - автоматизированная система «Смета», разработанная НПО «Криста», которую предлагается внедрить в ГОУ «ПУ-37». «Смета» является универсальной системой автоматизации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Данная система позволяет автоматизировать учет от ввода первичных документов до формирования отчетности. В базовую конфигурацию АС «Смета» входят следующие рабочие места, Кадры, Заработная плата и табель, Касса, Банк и смета, Основные средства, материалы продукты питания, МБП и Общая бухгалтерия.
Достоинствами системы является ее прозрачность, многопользовательский доступ к базе данных, большой спектр документов и выходных форм, соответствующих законодательству РФ, а также возможность разграничения прав пользователей, ведение журнала бухгалтерских операций с многоуровневой аналитикой.
3.2. Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств.
Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом:
оплата труда;
стипендия;
трансферты;
оплата коммунальных услуг;
остальные виды расходов.
Такая оценка распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования:
выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование — не менее 3% расходной части федерального бюджета;
определение уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;
установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования.
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 2—4 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряжения».
Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса — содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.) [1, c.4]
Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным статьям». Создается «лукавая ситуация», когда деньги на образование вроде бы и выделяются, а вот каким образом удается сохранять устойчивость системы, учредителя вроде бы и не интересует.
В законодательной базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием — целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств.
Все это позволяет предположить, что бюджетная политика государства, точнее — финансовых органов, направлена в первую очередь на решение проблем учета и контроля использования бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности сферы образования.
Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:
совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;
дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования.
В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:
передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой);
включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета.
Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
доведение уведомлений о бюджетных обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой;
предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации;
сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения.
Сейчас трудно определить направления дальнейшего совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком многими факторами они определяются и слишком неопределенными могут быть и последствия изменений такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.
Основные подходы к организационно-экономическому реформированию системы профессионального образования можно сформулировать следующим образом:
Информация о работе Анализ финансового состояния некоммерческих организаций (на примере ГОУ ПУ №37)