Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.

Оглавление

Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

    - "методы медиаобразования" - способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиа (кино) образования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д); Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительность, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся;

    - "монтаж" - процесс создания экранного произведения путем "сборки", "склеивания" единого целого из отдельно взятых кадров;

    - "монтажная запись" - последовательная покадровая запись содержания медиа (кино) текста, включая номер кадра, крупность плана, движения камеры, содержание кадра - аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.;

    - "монтажная фраза" - последовательность кадров, объединенных общим смыслом;

    - "обозначение" - процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом;

    - "план" - масштаб изображения (средний, общий, крупный, деталь);

    - "установочный план" - "крупный план"

    - "предмет медиаобразования" - взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиапроизведений, для социокультурного развития творческой личности;

    - "ракурс" - угол съемки, угол "зрения" камеры по отношению к изображаемому объекту;

    - "раскадровка" - покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания;

    - "ритм" - одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмерные интервалы;

    - "символ" - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений;

    - "смысловые части (единицы) медиатекста" - события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст;

    - "средства массовой информации" - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории;

    - "средства массовой коммуникации" - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором);

    - "условность медиатекста" - элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста;

    - "фабула" - цепь событий в сюжете медиатекста;

    - "формы медиаобразования" - интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, кино (медиа) студии, кино (медиа) клубы, обязательный предмет в специальных учебных заведениях, спецкурсы;

    - "язык медиа" - комплекс средств и приемов экранной выразительности.

            Составлен из анализа  научной литературы следующих авторов: О.А.Баранов /1,96/;  И.С.Левшина /20,176/; О.Ф.Нечай /25,260-264/; С.Н.Пензин /26,109/;  Ю.Н.Усов /34,18/; А.В.Шариков /47,65-66/; А.В.Спичкин /32,144/; А.В.Федоров /43, 33-38/ и др.  
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение  №2 

    АНКЕТА

    Изучение  интересов и потребностей старшеклассников

    в области  медиа. 

    Имя____________________

    Класс__________________ 

  1. Информация - это _________________________________________________________________________

                                                              (вписать Ваше определение) 

    2. Где мы получаем  больше всего информации (нужное  подчеркнуть)

           - В школе

           - Дома

       - От друзей

         - По радио

           - Из газет и журналов

           - Из ТВ

           - Из Интернет 

    3. Сколько времени  в день у Вас  уходит на:

                Уроки  а) до 30 мин.          

                        б) от 30 мин  до 1 часа;

                        в) от 1 до 2 часов;

                        г) более 2 часов.

                Чтение  книг

                        а) до 30 мин.      

                        б) от 30 мин  до 1 часа;

                        в) от 1 до 2 часов;

                        г) более 2 часов.

                Просмотр  телевизора

                        а) до 30 мин.      

                        б) от 30 мин  до 1 часа;

                        в) от 1 до 2 часов;

                        г) более 2 часов.

                Общение с друзьями

                        а) до 30 мин.      

                        б) от 30 мин  до 1 часа;

                        в) от 1 до 2 часов;

                        г) более 2 часов.

                Чтение  газет и журналов

                        а) до 30 мин.      

                        б) от 30 мин  до 1 часа;

                        в) от 1 до 2 часов;

                        г) более 2 часов.

                Работа  с компьютером (в  Интернет)

                        а) до 30 мин.      

                        б) от 30 мин до 1 часа;

                        в) от 1 до 2 часов;

                        г) более 2 часов.

    4. Если вы узнаете  новость: 

    - от родных  а) поверю

                 б) не поверю

                 в) постараюсь проверить, правда  ли это 

    - от друзей, знакомых

                 а) поверю

                 б) не поверю

                 в) постараюсь проверить, правда  ли это 

    - по телевидению

                 а) поверю

                 б) не поверю

                 в) постараюсь проверить, правда  ли это 

    - по радио   а) поверю

                 б) не поверю

                 в) постараюсь проверить, правда ли это

    - из газет и журналов

                      а)  поверю

                 б) не поверю

                 в) постараюсь проверить, правда  ли это 

    - из Интернета) поверю

                 б) не поверю

                 в) постараюсь проверить, правда  ли это  

    5. Что бы ориентироваться в современном информационном мире, в школе должны быть:

                      а) классные часы, на которых будут обсуждаться     прочитанные  статьи, просмотренные кинофильмы и  передачи;

                      б) организован  кружок (кино-видео, журналистов и т.п.)

                      в) для того, чтобы ориентироваться в мире СМИ,     помощь школы мне не нужна.

    6. Кинофильмы для  Вас это:

                      а) занимательный  вид времяпровождения

                      б) вид искусства 

                      в) источник новых  знаний

    7. Вам больше всего  нравятся:

       (вписать  названия)

    Отечественные

    фильмы

    Зарубежные 

    фильмы

    Телепередачи
    1.
    1.
    1.
    2.
    2.
    2.
    3.
    3.
    3.
    4.
    4.
    4.
    5.
    5.
    5.

     

    8.Вам  бы хотелось, чтобы  на уроках Вам  показывали  фильмы?

                            а) Да;     б) Нет 

    Приложение  №3

    Классификация уровней медиавосприятия

 
    Уровни  медиавосприятия
    Показатели уровней медиавосприятия
 
 
 
 
    1.
 
    Уровень первичной  идентификации (варианты; "низкий", "фабульный", "элементарный", "наивно- реалистический", "примитивный", фрагментарный").
    Эмоциональная, психологическая связь с медиасредой, фабулой (цепью событий) повествования, то есть способность воспринимать цепь событий в медиатексте (к примеру, отдельные эпизоды и сцены фабулы), наивное отождествление действительности с содержанием медиатекста, ассимиляция среды (эмоциональное освоение реальности, представленной в медиатексте и т.п.).
    2.
    Уровень вторичной  идентификации (варианты;

    "средний", "сюжетно-синтаксический", "отождествления  с героем" медиатекста и др.

    Отождествление  с персонажем медиатекста. То есть способность  сопереживать, поставить себя на место  героя (ведущего), понимать его психологию, мотивы поступков, восприятие отдельных компонентов медиаобразова (деталь и т.д.)
    3.
    Уровень "комплексной  идентификации" (варианты

    "высокий", "авторрско-концептуальный", "системный", "адекватный", "отождествление  с автором" медиатекста и др.).

    Отождествление  с автором медиатекста при  сохранении "первичной" и "вторичной" идентификации (с последующей интерпритацией увиденного). То есть способность соотнесения  с авторской позицией, что позволяет  предугадать ход событий медиатекста "на основе эмоционально смыслового соотнесения элементов сюжета", восприятия "авторской мысли в динамике звукозрительного образа", синтеза "мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях".

Информация о работе Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников