Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.
Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
Министерство образования РФ
Таганрогский
государственный педагогический институт
Факультет социальной педагогики
Кафедра
социальной педагогики и психологии
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: "Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования
старшеклассников"
Выполнила: студентка
5 курса 52 группы
заочного отделения
Величко Елена
Александровна
Научный руководитель:
д.п.н. профессор
Федоров Александр
Викторович
Таганрог 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава № 1. Теоретические
аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология
медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая
характеристика старшего
1.3. СМИ и
школа
Глава № 2. Формы
и методы использования медиа, как
средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление
потребностей и интересов
старшеклассников в области
медиа.
2.2. Методика
медиаобразования в рамках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Начало 21 века принесло с собой совершенно новый уровень развития общества. Прежде всего, это связанно с новым видением его культуры.
Долгое время культуру общества представляли в виде жестко упорядоченной системы, где каждый элемент имеет свой, раз и навсегда заданный и бесспорный для всех уровень фундаментальности. Но с распадом средневековой культуры, центрированной вокруг Священного Писания, с закатом классического образования, выстроенного на античных текстах, а может быть даже и с распадом советской официальной культуры и системы образования, такое видение ушло в прошлое.
Нынешняя культура, по сравнению с культурой предшествующих эпох - культура необычайно подвижная, ориентации в ней меняются стремительно и разнонаправлено. А основой этой культуры являются средства массовой информации (СМИ, масс-медиа).
Во всех странах мира средства массовой информации и индустрия развлечений широко используется в повседневной жизни. Действительно, жизнь современного человека уже не возможно представить без средств массовой информации. В самом широком смысле СМИ - это радио, телевидение, кинематограф, самые разнообразные печатные издания. К ним также следует отнести популярную музыку, рекламу, компьютерные игры и продукцию тех учреждений, подразделений и т.д., которые занимаются "связями с общественностью".
Информация,
передаваемая по каналам масс-медиа
- "продукт "индустрии сознания",
деятельность которой направлена на
манипулирование сознанием
Средства массовой информации заняли одно из ведущих мест и в жизни современных учащихся. Каждый ребенок может выбрать тот или иной информационный поток. Многие информационные каналы обогащают пользователя не только популярными общедоступными знаниями, но и специальными, относящимися к профессиональным (12; www. mediaeducation.ru). В то время как учебная информация, передаваемая ребенку в школе, занимает в общем, информационном потоке все менее значительной место, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Вследствие чего возникает феномен, получивший название "параллельная школа". Школьники - постоянные зрители таких программ по ТV, в которых значительная часть информации в большей или меньшей мере связаны с теми основами наук, которые являются предметом изучения в школе. Время, проводимое ребенком перед TV, видео или в сети INTERNET, по продолжительности уже превосходит время, которое отводится на пребывание в школе. Так что, сейчас уже не у кого не вызывает сомнения важность владения информационными технологиями как необходимым инструментарием повышения качества обучения и воспитания, эффективности управления, роста производства, оптимизации коммуникативных связей и др., поэтому очень важно, в рамках общеобразовательной школы, рассматривать медиакультуру, как средство образования, очень важно научить школьников, а в особенности старшеклассников, так как именно они являются последним связующим звеном между ребенком и взрослым, будущими специалистами, от уровня подготовки которых зависит будущее общества, правильному восприятию информации передаваемой по каналам масс-медиа.
Решение этой задачи, в рамках медиакультуры, было возложено на медиаобразование, которое было призвано развить у ребенка способность мыслить критически и независимо от той или иной информации, побуждать школьников сравнивать и оценивать сообщения СМИ.
Из вышесказанного видно, отрицать медиакультуру, как средство, влияющее не только на образование школьников (в данном случаи старшеклассников), но и как средство, влияющее на их мировоззрение и миропонимание не имеет ни какова смысла, т.к. она заняла главное место во всех сферах жизни общества.
Исходя из актуальности заявленной темы, была сформулирована и тема исследования: "Медиакультура (культура средств массовой информации), как средство образования старшеклассников".
Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.
Гипотеза исследования: Изучение теоретических основ современной медиакультуры, поможет выявить наиболее эффективные пути и средства образования и развития личности старшеклассника, в условиях общеобразовательной школы, с учетом его интересов, потребностей, предпочтений и возрастных особенностей.
Предмет, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность медиакультуры и определить ее место в современном мире.
2. Изучить психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3. Проанализировать возможности медиаобразования, в рамках общеобразовательной школы.
В соответствии с темой и целями исследования работа включила несколько этапов:
Изучение
научной литературы, по педагогике,
истории развития медиакультуры, ее
теоретических аспектов, терминологии.
Затем, на этапе исследования, выявление
основных направлений медиаобразования
в условиях общеобразовательной школы.
Глава №1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ
1.1.
Основные теории
медиа
Прежде чем, рассматривать медиакультуру как средство, которое влияет на образование старшеклассников, и перейти к основным теориям понимания медиа, необходимо дать четкое определение этому понятию.
"Медиа"
(media), т.е. "средства массовой
"Медиакультура"
(media culture) - совокупность материальных
и интеллектуальных ценностей
в области медиа, а также
исторически определенная
Анализ содержания средств массовой информации показывает, что масс медиа все активнее присваивают себе просветительские образовательные функции. СМИ проявляется во многих сферах нашей жизни. Вследствие чего возникает проблема "параллельной школы", которая широко обсуждается и самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние средств массовой информации на учащихся невозможно, необходимо было решать эти проблемы, т.е. сделать СМИ средством, положительно влияющим на уровень образования учащихся, союзником учителя. Пути исследования описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. Но, для того чтобы перейти к непосредственному анализу этих исследований, необходимо рассмотреть основные теории в области медиакультуры, поскольку именно на них опираются все исследователи.
Значительное
влияние на формирование многих теорий
в области медиа оказали
1. "Инъекционная" теория медиа или теория "Магической пули" /18/
Данная теория предполагает сильное и прямое воздействие медиа.
Каждый медиатекст является прямым стимулом, который вызывает немедленную реакцию. При этом аудитория представляет собой пассивную массу отдельных индивидуумов, лишенных способности противостоять всевластному влиянию медиа. Медиа, таким образом, воспринимается, как опасный "агент упадка культуры". Данная теория была особо популярна на Западе в 20-е - 40-е годы XX века /29, 6/.
2. Теория "потребления и удовлетворения".
Теория ограниченного влияния медиа. Медиа не формируют человеческое мировоззрение. Медиа - только одна из частей человеческих потребностей, составляющая интеллектуального развития. При этом аудитория не пассивна, а активна. Она отбирает для себя те медиатексты, которые удовлетворяют ее запросы /10,187/. Эта теория получила широкое распространение на Западе в 40-х - 50-х годах. Однако в настоящее время имеет своих сторонников, считающих, что влияние медиа на жизнь человека слишком преувеличено.
3. "Культивационная теория".
Данная теория предполагает сильный непрямой, совокупный эффект воздействия медиа на аудиторию. Медиа в целом формирует отношения в обществе, сохраняет его стабильность. При этом аудитория состоит из неоднородной массы пассивных разобщенных, индивидуумов, которые лишены способности адекватно оценить виртуальную реальность медиатекстов. Создателем этой теории является видный американский ученый Дж.Гербнер /8, 173-199/. Его концепция имело наиболее сильное влияние в 60-е - 70-е годы XX века.
4. Теория медиа в качестве "повестки дня".
Данная теория предполагает очень сильное непрямое совокупное влияние медиа. Медиа успешно внушает аудитории, что и кому нужно думать по поводу того или иного сообщения, навязывает свои приоритеты. При этом аудитория состоит из неоднородной массы индивидуумов /23, 275/. Эта теория стала распространяться, начиная с 70-х годов XX столетия.
5. Марксистская ("идеологическая") теория медиа.
Данная теория предполагает очень сильно воздействие медиа на аудиторию. Медиа "впрыскивают" идеологию непосредственно в массовое сознание. Медиа распространяет идеи в соответствии с установками "правящего класса". При этом аудитория делиться на социальные классы, и в капиталистическом обществе рабочий класс становиться пассивной жертвой медиаинформации правящего класса /23,63/, который стремиться свои интересы выдать за общественные или национальные. В так называемом "социалистическом обществе", напротив, предполагается, что медиа является адекватным рупором коммунистических идей, которые, якобы, должны активно поддерживаться всеми гражданами государства. Так или иначе, на первый план выходят политические, классовые и моральные ценности. Медиа рассматривается как некое поле "идеологической борьбы". Данная теория была широко распространена в России в 20-х- 80-х годах XX века, как, впрочем, - и в странах Восточной Европы (в 50-е -70-е годы того же столетия). В Западном мире ее установки разделяли, к примеру, А.Грамши и представители "франкфуртской школы" 30-х годов XX века. Итальянские и французские "левые" активно использовали марксистский подход в теории медиа и позже - в 40-х- 70-х годах прошлого века. В США, Канаде, Австралии данная теория имела весьма ограниченное поле воздействия, в основном среди левых радикалов 60-х- 70-х годов, находившихся под влиянием марксизма и троцкизма.