Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.

Оглавление

Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

          6. Семиотическая теория  медиа ("Медиа  как система символов").

          Данная  теория также предполагает очень сильное влияние медиа на аудиторию. Медиа трактуется как "матрица" новых социальных мифов, которые представляются публике в виде "очевидных фактов". Медиатексты имеют семиотический (знаковый) характер. При этом аудитория считается пассивной массой потребителей структурированной мифологии. Теория получила распространение со второй половины 50-х годов XX века. Для семиотической теории медиа, в отличие от эстетической, любой медиатекст - от интеллектуального романа до рекламы или упаковки мыла - может стать источником тщательного анализа. Любой продукт медиа рассматривается как текст, доступный всестороннему исследованию.

          7. Культурологическая  теория медиа.

          Данная  теория предполагает очень сильное  влияние медиа на аудиторию. Медиатекст рассматривается в виде сложной структуры значений и "кодов". Текст, посланный с одной целью, может быть прочитан в ином ключе. Медиа представляется полем борьбы различных социальных концепций. При этом аудитория рассматривается не пассивной массой "управляемых" индивидуумов, а представляется сообществом "субкультурных формаций" или групп, которые имеют различные культурные ориентации, по разному "декорируя" медиатексты. Данная теория возникла в Западной Европе в середине 60-х годов XX и на сегодняшний день имеет достаточно сильные позиции научных кругах по обе стороны океана. К культурологической теории медиа достаточно близка и теория "диалога культур" М.М.Бахтина /2/ и В.С.Библера /3/.

          Сравнивая суть упомянутых выше теорий, мы обнаруживаем сходность "инъекционной" и марксистской теории медиа. Обе они предполагают пассивность аудитории и прямое "наркотическое" воздействие на нее медиатекстов. Отличие лишь в том, что во втором случае аудитория делится на социальные классы. Достаточно близки "культивационная" теория медиа и теория медиа, как "повестка дня", предполагающие косвенное, но сильное воздействие медиа на аудиторию. В Британии, Канаде, Австралии, Франции значительное влияние сегодня имеют культурологическая (и частично семиотическая) теория медиа. В США помимо культурологической сохраняет сильные позиции "инъекционная" теория. В России (начиная со второй половины 80-х годов XX века) марксистская теория медиа стала быстро утрачивать свои незыблемые в течение шести с лишним десятилетий позиции.

          Рассмотрев  теории медиакультуры можно сделать вывод, что какой бы теории не придерживалось современное общество, но отрицать то или иное влияние СМИ на сознание людей, оно не может.

          Американские  социологи подсчитали, что в среднем  американец, проживший 75 лет, располагает примерно 50 годами активной, лишенной сна деятельности. И ровно 9 лет из них он тратит только на то чтобы смотреть телевизор /49;67/. Только в середине 90-х годов XX века американские потребители истратили 56 миллиардов долларов на разного рода медиапродукцию. В начале же XXI века без медиа не мыслимо социокультурное развитие нации практически во всех областях, включая, разумеется и образование.

          Начиная с 60-х годов прошлого века в ведущих  странах мира в педагогической науке  сформировалось специфическое направление "медиаобразование", основанное на изучении медиакультуры и ставившее перед собой следующие цели:

          - обучение восприятию и переработке  информации, передаваемой по каналам  СМИ (в широком толковании);

          - развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;

          - включение внешкольной информации  в контекст общего образования,  в систему формируемых в предметных  областях знаний  и умений;

          - формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.)

          Таким образом, процесс образования и  развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации и информации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки медиатекста, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники и есть  понятие медиаобразования.

          В современной научной литературе, авторы (О.А.Баранова /1/,    И.С.Левшина /19/, С.Н.Пензина /26/, Ю.Н.Усов /33/ и др.)  освещающие медиакультуру, считают, что  медиаобразование включает в себя:

    1.  Основы искусствоведения в медиасфере, т.е. виды, жанры медиа, ее функции в социуме, медиаязык, историю медиа и т.д.

    2.  Сведения об основных областях  применения теоретических знаний, в таких как:  профессиональные  средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.

    3. Практические  творческие задания на медиаматериале.

          Проблемами  исследования медиаобразования в нашей  стране занимались многие ученные: как считает Ю.Н.Усов, актуальность развития медиа необычайно велика. Теоретические и методические разработки лаборатории Института художественного образования, которую долгие годы возглавлял Ю.Н. Усов, активно внедряются в учебный процесс московских школ. Под редакцией Ю.Н.Усов, Е.А.Бондаренко, Л.М.Баженовой опубликованы дидактические материалы. К примеру, Е.А.Бондаренко проведены многочисленные исследования особенностей использования различной аудиовизуальной информации, разработаны анкеты, выявляющие отношения учащихся со средствами массовой информации.

          Проблемами  медиа в школе активно занималась профессор, доктор педагогических наук Л.С.Зазнобина. А теперь над этой темой работают ее ученики и последователи: Е.А.Бондаренко, А.А,Журин, А.Милютина, И.В. Новоженин и др.

          Анализ  специальной литературы, статистических данных, показывает, насколько важной является проблема изучения и применения медиа во всех сферах нашей жизни  и в первую очередь - образовании. 

          Основным  направлением российского образования и воспитания является его гумманизация и гуманитаризация. В общеобразовательной программе "Школа 2002" впрочем, как и в программе "Школа 2001" одной их задач образования и воспитания личности на современном этапе стоит задача гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

          Понятие "личность" является не только понятием, отражающим фактическое состояние  социальных свойств человека, но понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А.Швейцер, есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность /30,165/.

          Культура  реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний на собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукта развития. Медиаобразование - это и есть процесс развития и воспитания личности средствами кино, видео, телевидения, театра, массовой периодической  печати и др.

          В современном мире существует несколько  направлений медиаобразования: профессиональное (подготовка журналистов, режиссеров, актеров и др.), специальное -  осуществляется в рамках отдельного курса, дополнительное (социокультурное, так называемая параллельная школа) во внеучебное время и интегрированное, которое проводится во время изучения традиционных школьных предметов. Но особенного внимания заслуживает, так называемое дополнительное медиаобразование, выступающее как основное средство воспитания и образования школьников, влияющее на них по средствам телевидения, кино, периодической печати, мультимедиа, ИНТЕРНЕТ.

          Таким образом, возникновение глобальной системы коммуникаций, широкое проникновение медиакультуры в жизнь многих слоев населения порождают проблему образования, направленную на рассмотрение медиакультуры, как основного средства образования не только старшеклассников, но и всех школьников.

      
     
     
     
     
     

    1.2. Социально – психологическая  характеристика

    старшего  школьного возраста. 

    1.2.1. Этапы развития  ребенка. Основные  теории юности.

          Ребенок в процессе его развития и перехода во взрослую жизнь проходит ряд этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием и накладывает свой отпечаток на его будущее.

          Общепринятой  и чаще всего используемой теорией  периодизации является теория Л.С. Выготского. Именно на эту теорию опирается в  своих работах Д.Б. Эльконин, "расщепляя  процесс усвоения общественного  опыта, т.е. развития, на две взаимосвязанные стороны: усвоение мотивов и задач деятельности, усвоение операционально-технической стороны деятельности" /48,3/.

          Вот как представляется в целом периодизация Д.Б. Эльконина:

          1. Младенческий возраст (от рождения до 1 года). Ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими и определенное эмоциональное отношение к ним.

          2. Ранее детство (от 1 года до 3 лет). Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в этом процессе развивается речь и наглядно-действенное мышление.

          3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Ведущая деятельность - ролевая игра. Здесь же формируется такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к школьному обучению.

          4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность- учение. В этом процессе формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Новообразования: произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

          5. Подростковый возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность-общение в системе общественно полезной деятельности. Важнейшими новообразованиями являются, самооценка, критическое отношение к людям, стремление к "взрослости" и самостоятельности.

          6. Старший школьный возраст (ранняя юность) 15-18 лет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

          Каждый  возрастной период отличается особой характеристикой, подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит фундаментом для следующего.

          Не  трудно заметить, что последним этапом, перед тем как ребенок станет взрослым человеком, является ранняя юность, т.е. тот период, когда мы называем ребенка старшеклассником.

          На  данный момент времени существует множество  теорий юности, которые рассматривают  старшеклассника с разных точек  зрения, например:

    - Биологическая теория (рассматривает юность, прежде всего, как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные).

    - Психологическая теория (фиксирует свое внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания).

    - Психоаналитическая теория (видят в юности определенный этап психосексуального развития).

          Таким образом, все эти теории рассматривают "юность лишь с точки зрения внутренних процессов развития, происходящих в человеке (индивиде, личности)"/27,142/.

          Но  наблюдая за людьми можно заметить, что у всех это развитие протекает  по-разному, и, прежде всего развитие зависит от той социальной и культурной среды, в которой живет ребенок. Основываясь на таком подходе, к развитию юности выдвигается - Социологическая теория юности (где старший школьный возраст рассматривают, прежде всего, как определенный этап социализации личности, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого). 

Информация о работе Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников