Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.
Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
1.2.2.Социальная ситуация развития старшеклассника
Как было сказано уже выше старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что "именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития, существенную для возраста" /6,86/ Перед старшими школьниками встает задача самоопределения, выбора своего жизненного пути, как задача первостепенной важности. Выбор профессии становиться психическим центром ситуации развития юности, создавая своеобразную внутреннюю позицию, т.е. школьники старших классов - это люди, обращенные в будущее.
Исследования, поведенные учеными - психологами, показывают, что у старшеклассников, в большинстве случаев, встречается уже твердая установка при выборе профессии. Таким образом, в этом возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами, т.е. выбор профессии способствует формированию учебных интересов, вследствие чего изменяется и само отношение к учебной деятельности.
В сущности, выбор профессии - это одно из первых самостоятельных, обдуманных решений ребенка, но естественно не без подсказки и помощи взрослых, так как наряду с элементами взрослого статуса, старшеклассник еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально он еще находится на иждивении родителей. В школе ему с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны, постоянно требуют от него послушания. Неопределенность положения ("в одних отношениях признают взрослым, в других нет" /27,144/) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.
Старший школьный возраст - начальная стадия наступления зрелости, стадия завершения полового развития. В физическом отношении это период спокойного развития. Процесс роста затихает у мальчиков в 16 лет, а у девочек в 15 лет. Прирост веса становиться больше относительно увеличения роста. Интенсивно идет развитие мускулатуры. В связи с этим наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения.
Все это определяет "готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам" /6,88/. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т.д., но бывает и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у старшеклассников замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Вместе
с тем половая зрелость не означает
еще зрелости социальной. В сущности,
юность и есть не что иное, как
переход от чисто физиологической
зрелости к зрелости социальной. Главное
ее содержание включение во взрослую жизнь,
усвоение тех норм и правил, которые существуют
в обществе.
1.2.3. Особенности личности старшеклассника
Еще одним важным моментом в становлении старшеклассника, как личности является то, что этот возраст пора выработки взглядов и убеждений, т.е. пора формирования мировоззрения.
В
связи с необходимостью самоопределения
возникает потребность
Юность - возраст формулирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность старшеклассника. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: "Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение; У меня есть свои убеждения и я могу их отстаивать, спорить из-за них". Старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: Хочется самому выбрать специальность, хочется самому найти ответы на волнующие вопросы" /15,11/.
Стремление самому во всем разобраться способствует также формированию нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно столкнуться с ошибочными, незрелыми суждениями, с неправильным пониманием. В.А.Крутетский приводит, в одной из своих работ, высказывание девушки - девятиклассницы: "Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я не права, думаю: Как же так? Неужели чужое мнение будет торжествовать над моим собственным? Я отстаиваю и защищаю скорее не то, что говорю, а свое право самостоятельно решать дела и иметь собственное мнение" /17,127/.
Старший школьник не просто стремиться, чтобы его считали взрослым, но он хочет, чтобы признали его право индивидуальность. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребность в общении с взрослыми. Такая потребность видимо, объясняется тем, что в ранней юности во весь рост встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно, но в тоже время в силу его стремления к автономии старшеклассник может выслушать взрослого и сделать на оборот, по-своему.
Современная психолого-педагогическая литература выделяет несколько видов юношеской автономии:
- поведенческая автономия (потребность и право старшеклассника самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы);
- эмоциональная автономия (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые, не зависимо от родителей);
- моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).
Раньше
всего старшеклассники
Еще одной характерной особенностью личности старшего школьника является рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований старшеклассников, к окружающим людям и самому себе. Для личности старшего школьника самооценка также имеет большое значение, что говорит о высоком уровне самосознания. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, в своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценить свои особенности.
Итак,
формирование мировоззрения, самостоятельность
суждений, формирование собственной
самооценки, стремление к самовоспитанию
- вот те новообразования, которые
появляются в личности старшего школьника.
1.2.4. Учебная деятельность и умственное развитие в старшем школьном возрасте
Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. Известно, что у подростков интерес к учению по сравнению с младшими школьниками несколько снижается, но в старшем школьном возрасте снова повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшеклассники в первую очередь указывают на такие мотивы, как дальнейшее продолжение образования, убежденность в необходимости учения для своего развития, т.е. ведущее место, занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными.
Сохраняют свою силу мотивы, лежащие в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что очень характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.
В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается "произвольная мотивация, т.е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, намерениями" /6,96/. Наблюдения показывают, что учащиеся, у которых имеется намерение, ясная цель (и они уверены в ее достижении) проявляют больше активности в учебной деятельности и лучше успевают, т.е. близость и ясность цели усиливают мотивацию.
Старшие школьники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, т.е. свое отношение к учению они связывают с присущими им индивидуальными психическими особенностями. Характерно, что подростки в такой ситуации в большей степени указывают на особенности личности учителя, его мастерство, отношение к учащимся и совсем не многие подростки видят ошибки в себе.
Но не только самокритичностью отличается старший школьный возраст от подросткового, прежде всего они отличаются уровнем интеллектуальных возможностей и способностей.
Рассматривая интеллектуальные возможности и особенности старшеклассников Л.И.Божович отмечает, что "нет ни одной интеллектуальной операции в познавательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка" /4,384/. В самом деле, старший школьник так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т.д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Остановимся на некоторых наиболее существенных из них:
1. У старшеклассников значительно сглаживается разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий.
2.
Аналогичная картина
3.
Показателем умственного
Однако все это - количественные изменения. Но существует также качественное своеобразие познавательной деятельности. Старшеклассники всегда стремятся разобраться в разных точках зрения и только затем составить свое собственное мнение. Старший школьный возраст - это пора поисков и открытий, дискуссий.
Дискуссия - не только средство познания, но и средство самовыражения, условие формирования убеждений. Самостоятельность мысли, взглядов формируется в процессе аргументации своей точки зрения. Дискуссия не исключает роли хорошего объяснения учителя - объяснения, которое заставляет думать. Из характеристики познавательной деятельности старшеклассников видно, что они готовы к тому, чтобы проникать в сущность явлений, вскрывать причины, делать выводы. Это проявление исследовательского отношения к предмету. Формирование исследовательского подхода " способствует повышению теоретического уровня содержания обучения, что необходимо на всех этапах, а тем более в старших классах" /6,100/.
Таким образом, процесс обучения старшего школьника должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. Если в младшем школьном возрасте стоит задача помочь ребенку "научиться - учиться", то в выпускных классах школы дается установка "учить учиться самостоятельно", т.е. формировать технику самообразования.
Итак,
рассмотрев старшеклассника
с точки зрения
социально-психологического
явления можно
сделать вывод, что
старший школьный
возраст - это как -
будто рубеж между
детством и взрослостью,
не менее важный и сложный
чем предыдущие периоды
развития и становления
личности ребенка. И
от того, как будет строиться
его мировоззрение,
его взгляды на окружающую
действительность зависит
не только его судьба,
но и судьба общества,
членом которого он
является.
1.3. СМИ и школа