Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.

Оглавление

Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

    1.2.2.Социальная  ситуация развития  старшеклассника

          Как было сказано уже выше старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную  жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что "именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития, существенную для возраста" /6,86/ Перед старшими школьниками встает задача самоопределения, выбора своего жизненного пути, как задача первостепенной важности. Выбор профессии становиться психическим центром ситуации развития юности, создавая своеобразную внутреннюю позицию, т.е. школьники старших классов - это люди, обращенные в будущее.

          Исследования, поведенные учеными - психологами, показывают, что у старшеклассников, в большинстве  случаев, встречается уже твердая  установка при выборе профессии. Таким образом, в этом возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами, т.е. выбор профессии способствует формированию учебных интересов, вследствие чего изменяется и само отношение к учебной деятельности.

          В сущности, выбор профессии - это одно из первых самостоятельных, обдуманных решений ребенка, но естественно  не без подсказки и помощи взрослых, так как наряду с элементами взрослого  статуса, старшеклассник еще сохраняет  черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально он еще находится на иждивении родителей. В школе ему с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны, постоянно требуют от него послушания. Неопределенность положения ("в одних отношениях признают взрослым, в других нет" /27,144/) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.

          Старший школьный возраст - начальная стадия наступления зрелости, стадия завершения полового развития. В физическом отношении это период спокойного развития. Процесс роста затихает у мальчиков в 16 лет, а у девочек в 15 лет. Прирост веса становиться больше относительно увеличения роста. Интенсивно идет развитие мускулатуры. В связи с этим наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения.

          Все это определяет "готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам" /6,88/. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т.д., но бывает и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у старшеклассников замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

          Вместе  с тем половая зрелость не означает еще зрелости социальной. В сущности, юность и есть не что иное, как  переход от чисто физиологической  зрелости к зрелости социальной. Главное  ее содержание включение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. 
     
     

    1.2.3. Особенности личности  старшеклассника

          Еще одним важным моментом в становлении  старшеклассника, как личности является то, что этот возраст пора выработки  взглядов и убеждений, т.е. пора формирования мировоззрения.

          В связи с необходимостью самоопределения  возникает потребность разобраться  в окружающих и самом себе, найти  смысл происходящего. В старших  классах учащиеся переходят к  систематическому усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Для учебного процесса в старших классах характерны систематизация и обобщение знаний по различным предметам, установление не только формальных, но и содержательных меж предметных связей, что создает почву для овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания. Все это вместе взятое приводит к формированию мировоззрения старшеклассника.

          Юность - возраст формулирования собственных  взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность старшеклассника. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: "Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение; У меня есть свои убеждения и я могу их отстаивать, спорить из-за них". Старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: Хочется самому выбрать специальность, хочется самому найти ответы на волнующие вопросы" /15,11/.

          Стремление  самому во всем разобраться способствует также формированию нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что  не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно столкнуться с ошибочными, незрелыми суждениями, с неправильным пониманием. В.А.Крутетский приводит, в одной из своих работ, высказывание девушки - девятиклассницы: "Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я не права, думаю: Как же так? Неужели чужое мнение будет торжествовать над моим собственным? Я отстаиваю и защищаю скорее не то, что говорю, а свое право самостоятельно решать дела и иметь собственное мнение" /17,127/.

          Старший школьник не просто стремиться, чтобы его считали взрослым, но он хочет, чтобы признали его право индивидуальность. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребность в общении с взрослыми. Такая потребность видимо, объясняется тем, что в ранней юности во весь рост встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно, но в тоже время в силу его стремления к автономии старшеклассник может выслушать взрослого и сделать на оборот, по-своему.

          Современная психолого-педагогическая литература выделяет несколько видов юношеской автономии:

          - поведенческая автономия (потребность и право старшеклассника самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы);

          - эмоциональная автономия (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые, не зависимо от родителей);

          - моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).

          Раньше  всего старшеклассники добиваются поведенческой автономии в сфере  досуга, разумеется, в определенных пределах, но следует отметить, что чаще всего партнерами по досугу ребята предпочитают иметь сверстников, чем взрослых.

          Еще одной характерной особенностью личности старшего школьника является рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований старшеклассников, к окружающим людям и самому себе. Для личности старшего школьника самооценка также имеет большое значение, что говорит о высоком уровне самосознания. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, в своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценить свои особенности.

          Итак, формирование мировоззрения, самостоятельность  суждений, формирование собственной  самооценки, стремление к самовоспитанию - вот те новообразования, которые  появляются в личности старшего школьника. 

          1.2.4. Учебная деятельность  и умственное развитие  в старшем школьном  возрасте

          Учебная деятельность остается основным видом  деятельности старшего школьника. Известно, что у подростков интерес к  учению по сравнению с младшими школьниками несколько снижается, но в старшем школьном возрасте снова повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшеклассники в первую очередь указывают на такие мотивы, как дальнейшее продолжение образования, убежденность в необходимости учения для своего развития, т.е. ведущее место, занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными.

          Сохраняют свою силу мотивы, лежащие в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что очень характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.

          В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается "произвольная мотивация, т.е. все чаще учащийся руководствуется  сознательно поставленной целью, намерениями" /6,96/. Наблюдения показывают, что учащиеся, у которых имеется намерение, ясная цель (и они уверены в ее достижении) проявляют больше активности в учебной деятельности и лучше успевают, т.е. близость и ясность цели усиливают мотивацию.

          Старшие школьники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль,  т.е. свое отношение к учению они связывают с присущими им индивидуальными психическими особенностями. Характерно, что подростки в такой ситуации в большей степени указывают на особенности личности учителя, его мастерство, отношение к учащимся и совсем не многие подростки видят ошибки в себе.

          Но  не только самокритичностью отличается старший школьный возраст от подросткового, прежде всего они отличаются уровнем  интеллектуальных возможностей и способностей.

          Рассматривая интеллектуальные возможности и  особенности старшеклассников Л.И.Божович отмечает, что "нет ни одной интеллектуальной операции в познавательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка" /4,384/. В самом деле, старший школьник так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т.д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Остановимся на некоторых наиболее существенных из них:

          1. У старшеклассников значительно сглаживается разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий.

          2. Аналогичная картина наблюдается  и в развитии таких мыслительных  операций, как сравнение и обобщение.  Важным показателем умственной  деятельности является способность  выделять существенное. Как показывают исследования педагогов - практиков подростки, производя группировку предметов, делали это по существенным признакам в 40% из 100% возможных, а старшеклассники в 70% случаев.

          3. Показателем умственного развития  является также умение пользоваться рациональными приемами запоминания. В отличие от подростков, которые в большинстве случаев используют многократное чтение, старшие школьники наряду с этим приемом используют конспектирование, подчеркивание, выделение главной мысли и сравнение с другими изученными материалами.

          Однако  все это - количественные изменения. Но существует также качественное своеобразие  познавательной деятельности. Старшеклассники  всегда стремятся разобраться в  разных точках зрения и только затем  составить свое собственное мнение. Старший школьный возраст - это пора поисков и открытий, дискуссий.

          Дискуссия - не только средство познания, но и  средство самовыражения, условие формирования убеждений. Самостоятельность мысли, взглядов формируется в процессе аргументации своей точки зрения. Дискуссия не исключает роли хорошего объяснения учителя - объяснения, которое заставляет думать. Из характеристики познавательной деятельности старшеклассников видно, что они готовы к тому, чтобы проникать в сущность явлений, вскрывать причины, делать выводы. Это проявление исследовательского отношения к предмету. Формирование исследовательского подхода " способствует повышению теоретического уровня содержания обучения, что необходимо на всех этапах, а тем более в старших классах" /6,100/.

          Таким образом, процесс обучения старшего школьника должен все время рассматриваться  с точки зрения того, насколько  он готовит к самообразованию. Если в младшем школьном возрасте стоит  задача помочь ребенку "научиться - учиться", то в выпускных классах  школы дается установка "учить учиться самостоятельно", т.е. формировать технику самообразования.

          Итак, рассмотрев старшеклассника  с точки зрения  социально-психологического явления можно  сделать вывод, что  старший школьный возраст - это как - будто рубеж между детством и взрослостью, не менее важный и сложный чем предыдущие периоды развития и становления личности ребенка. И от того, как будет строиться его мировоззрение, его взгляды на окружающую действительность зависит не только его судьба, но и судьба общества, членом которого он является. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.3.   СМИ и школа 

Информация о работе Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников