Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.

Оглавление

Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

          Проблема  взаимодействия СМИ и школы, медиаобразования подрастающего поколения,  особенно актуальна для России.

          Это связанно, прежде всего, с отсутствием  четкого социального заказа государства образовательным учреждениям. Взаимодействие школы и медиакультуры, конечно имеет место, но происходит это спонтанно, вне педагогической стратегии. В целом можно утверждать, что школа практически игнорирует проблему влияния медиа на молодежь,  мало учитывает в учебной и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области, то, что практически все школьники имеют доступ к TV, видео, что многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером, уже не раз было сказано выше. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. Эту мысль очень убедительно цитирует список телевизионных сообщений, взятых подряд и дающих зрителям любопытную картину мира.

          "Материнское  молоко не удовлетворяет санитарным  требованиям. Мыши любят сыр.  На Марсе есть жизнь. Техника  вылечит рак. Звезды на нас  не действуют. Ядерная энергия  безопасна. На Марсе нет жизни... Техника вызывает рак... Материнское молоко полезно для здоровья. Детям полезно, когда к ним прикасаются. Чрезмерное солнечное облучение вызывает рак" /14, mediaeducation.ru/. Вот примерно такой  хаос информации обрушивается на телевизионного зрителя последнее время практически ежедневно.

          Воздействие информации на школьников, как правило, не корректируется и практически  не учитывается. О том, как трансформируется в сознании выпускников общеобразовательной  школы привычные для нас информационные сообщения можно судить по цитатам из сочинений школьников на тему "Письмо в прошлое (XIX в.) о самом главном в нашей жизни": " Живите и радуйтесь, что вы живете именно в XIX в., потому что будущее не так прекрасно, как можно было бы его себе представить. Огромное количество войн..., люди стали злые и черствые..., дедовщина, аборты, брошенные новорожденные дети, плохое медицинское обслуживание, болезней становится все больше, клонирование, СПИД, наркомания... Больно думать о будущем страны, и вопросы эти никто перед собой не ставит, а если и ставят, то не решают!" /14, mediaeducation. ru/.

          Информирование  подростков и старшеклассников представляет собой сложный спектр коммуникационных источников и механизмов. В этом спектре прямое и целенаправленное информирование в сегодняшних условиях перестает быть достаточно эффективным. Ситуация обостряется в связи с тем, что информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Сегодня каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию, выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, теми или иными событиями, происходящими в мире. Осознанно или неосознанно в целях социальной или психологической реабилитации человек может "свить" себе своеобразный "информационный кокон", отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве. В тех случаях, когда речь идет о ребенке "информационный кокон" может играть отрицательную роль неосязаемой преграды, влекущей за собой информационную ограниченность познания и собственно существования индивида /14,mediaeducation. ru/.

          Принципиально важным параметром информационного взаимодействия в современном обществе следует считать то обстоятельство, что пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками происходит, согласно вкусам каждого, и не совпадают. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации.

          Некоторые взрослые признают, что их угнетает техническая сложность современного общества, от которой они хотели бы спастись. Пронизывающие различные сферы деятельности человека компьютерные и информационные технологии разделяют людей на тех, кто ими овладел и на тех, кто к ним не причастен. Таким образом, имеет место не только социальное, но и информационное расслоение общества. И для того чтобы его преодолеть, нужны не только желание и устремления, но и чисто технические возможности доступа к вышеназванным технологиям, например, организация компьютерных классов в каждой школе.

          СМИ оказывают влияние не только на мировоззрение  школьников, также можно каждодневно фиксировать изменения в их речи. Однако проблему изменения мироощущения нельзя рассматривать в статике. Все изменения информационных потоков находят свое отражение в сознании, на каком-то этапе, ввиду новизны той или иной информационной ситуации, влияние СМИ прослеживается достаточно однозначно. Затем, когда новизна утрачивается, оказывается, что отношение детей к информации меняется и приобретает более устойчивый характер /13,mediaeducation. ru/

          В школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, так и с насыщением русского языка англоизмами, специфической лексикой бизнеса и политики. Несколько лет назад школьникам  было предложено ответить на вопрос: все ли слова понятны тебе на уроке и привести примеры не понятных слов.  Школьники от 8 до 10 лет: мгла, в злате-серебре, живало-бывало, кровля, ветхая, лачужка, обветшалая, падчерица, веретено, полынья, ставни, поле. Слова эти имеют отношение к другому, а не к их предметному миру. Зато некоторые дети знают и активно используют такие слова как фирма, шестисотый Мерседес, рейтинг, визажист и др. Старшие школьники не понимают, например, следующие слова и выражения: номенклатура, глобальный, эстет, бартер, легальный рынок, мониторинг, тенденция, стратегия и др. Сегодня новизна этой информационной ситуации понемногу утрачивается и можно констатировать, проблема старшего школьника, связанная с коммуникативными барьерами, "загоняется" внутрь. Он не испытывает со стороны школы ни интереса, ни помощи в преодолении своих затруднений в этой сфере интеллектуальной жизни. Судить об этом можно по тому, что большая часть опрашиваемых ответила, что не помнит те слова, значения которых не знает, старается их тут же забыть, не смотрит тех передач, в которых эти слова встречаются. Старшеклассник уходит в свой информационный "кокон", он не проявляет природной любознательности, он "сдается", не сопротивляется, признается в том, что какая-то часть информационного пространства ему недоступна /14, mediaeducation. ru/.

          Следовательно, тот факт, что масс-медиа действуют, как "фильтр", отбирающий, компонующий, интегрирующий информацию, требует  весьма существенного внимания со стороны  школы с учетом того, что влиять на СМИ школа практически не может. Но зато  она может сделать их своим помощником, организовать и построить учебный процесс, так, чтобы средства (телевидение, видео, радио, кинематограф и т.д.) которыми располагает медиакультура, влияли на школьников с наибольшей пользой.

          В современной системе образования  существует два пути внедрения медиа, как средства обучения, в школе:

    1. Специальный,  т.е. введение в учебный план  школы отдельного предмета.

    2.Интегрированный  - оно строится на междисплинарном  и мультидисцеплинарном подходе  к изучению СМИ. 

    Привлечение знаний из разных предметных областей  обусловлено тем, что информационное сообщение само по себе, без какой-либо фактологической основы существовать не может. Эти два пути, используются и развиваются в рамках медиаобразования, как в нашей стране, так и за рубежом. 

          Причем, в нашей стране  специальное  имеет уже достаточно большой  практический опыт, в то время как  интегрированное - новое явление  в отечественной педагогике.

          Медиаобразование, интегрированное в учебные дисциплины (гуманитарные и естественнонаучные) имеет свои особенности, обусловленные  спецификой объекта изучения как  части реальности. Объект изучения характеризуется не только собственной целью воздействия на индивида, вступающего  с ней в коммуникативное воздействие /13, mediaeducation. ru/. При этом, в качестве объекта могут выступать:

          - учебная информация по той  или иной дисциплине (независимо  от источника и носителя);

          - информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным школьникам;

          - технические средства создания, преобразования, накопления, передачи  и использования информации.

          При интеграции медиаобразования в традиционные школьные курсы  немаловажную роль играет внешкольная информация. Под ней понимается та часть информации, которую школьники получают при общении с другими людьми, и по каналам медиакультуры.  Из СМИ как источника внешкольной информации исключаются: учебная литература (учебники, пособия, сборники задач, и упражнений и т.п.), радио- и телепередачи, видео, звукозаписи и компьютерные программы учебного назначения, то есть то, что постоянно используется учителем и учениками на уроках. Таким образом, источниками внешкольной информации могут быть:

          - средства массовой информации  на печатной основе (книги, газеты, журналы);

          - электронные средства передачи  информации (радио, эфирное, кабельное,  спутниковое телевидение, видео,  компьютерные сети, компьютерные  игры и др.).

          Любая внешкольная информация может быть применена в учебных целях, поскольку она расширяет представления учащихся об окружающем их мире и процессах, протекающих в нем. Традиционно ее широко используют на уроках истории, экономической географии, на уроках родного и иностранного языка, литературы, МХК.

          При изучении школьных дисциплин обращение  к внешкольной информации носит  эпизодический характер и учителя, как правило, используют ее для иллюстрации  применения в промышленности, сельском хозяйстве и в быту тех знаний, которые учащиеся получили на уроках. Следует отметить, что попытки включить внешкольную информацию в контекст базового образования предпринимались и раньше. Так, в книге С.Г. Шаповаленко  "Методика обучения химии", вышедшей в 1963 году, подробно описан опыт работы С.Д.Давыдова с научно-популярной химической литературой и приводятся вопросы, на которые предлагается ответить учащимся после изучения той или иной книги: О чем рассказывается в каждой главе данной книги? Понравилась ли вам данная книга и почему? Какие главы или разделы книги больше всего удались автору и почему?  Какие главы или разделы книги  не удались автору и почему?  О чем в книге не рассказано, но хотелось бы, чтобы было рассказано? Как следовало бы усовершенствовать содержание, построение и язык книги?

          Но  в 50-е-60-е года перед школой не стояла задача подготовки школьников к жизни в информационном обществе, поэтому опыт С.Д.Давыдова не получил широкого распространения. В результате новое поколение учителей, пришедшее в школу после 60-х годов, практически не обращалось к внешкольной информации. Позже в директивных документах Министерства образования СССР указывалось в неявной форме на необходимость медиаобразовательной подготовки учащихся (ученик должен "систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера и по отраслям знаний, справочной литературой различного типа... делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их, использовать в учебной и общественной работе") /11, www. mediaeducation.ru/.

    Но  эти документы не показывали учителю путей решения поставленных задач. В результате учителя забыли, или не знают, что внешкольная информация может служить достижению целей обучения той или иной дисциплины. Так, например, информацию, содержащуюся в развлекательных видеофильмах можно использовать на уроках химии ("Трудный ребенок - II" при изучении химических свойств алканов), географии и биологии ("Кажется, боги сошли с ума" животный мир Африки), физики (мультипликационный фильм "Барон Мюнхаузен" - ускорение) и таких примеров можно найти массу.

          Газеты  и журнальные статьи являются еще  одним важным источником внешкольной  информации, и, в отличие от Интернета, доступным всем. В качестве примера  можно привести статью из газеты "Финансовые известия" от 28 марта 1996г. "Российская компания завершила международную оценку запасов нефти", которую можно использовать на уроках географии и химии, или информацию из газеты "Московский комсомолец" от 23 июня 1997г., сообщающую о работах по восстановлению городских почв, подвергшихся солевому загрязнению в зимние месяцы (уроки биологии, химии, экологии).

    Так же существует опыт включения в урок следующих видов информации:

          -  химия и биология - телевизионная  реклама, например зубной пасты

    "Blend-a-med" (учителя Н.Б.Черкасская и И.Л.Голенко, школа № 858 г.Москва);

          - химия-физика - видеофильмы, например, фантастический боевик "Вспомнить  все" (учителя О.Ю.Гончарук и  Г.Н. Розанова, школа № 1748 г.Москва);

          - география, физика, химия - художественная  литература, например роман И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок" (учителя Н.В. Соколова, Г.Н.Розанова, О.Ю. Гончарук, школа № 1748). /11; mediaeducation.ru/

    На  уроке так же найдут применение научно-популярные тексты, телевизионная реклама, видеофильмы, художественная литература.  причем одну и ту же информацию можно использовать на уроках по разным предметам.

                Одной из целей интегрированного пути внедрения медиа в базовое  образование, является обучение школьников переводу информации из визуальной формы  в вербальную, т.е. ученикам предлагается описать увиденное на естественном языке или на языке формул и уравнений. В качестве источника визуальной информации, например, на уроках физики, можно воспользоваться репродукцией картины А.И. Куинджи "Березовая роща". Рассмотрение подающей теней изображенных на картине, вызывает у школьников вопрос: "Почему края тени размыты? Что это  - небрежность художника или природное явление?" Поиски ответа приводят учащихся к понятию "дифракция", а в дальнейшем - к вербальному описанию явления. (10 класс, дифракция света) /11, mediaeducation.ru/.

          Бывший  руководитель Всемирной службы Агентства "Ассошиэйтед пресс" ДЖ.Кримски  отметил, что "сегодня - наверное, в  большей степени, чем когда-либо - нужно уметь отделять разумное от всякой ерунды, важное от второстепенного и при этом не потерять из виду истину".  Справедливость этого замечания подтверждается характерной особенностью сообщений средств массовой информации, заключающиеся в достаточно большом количестве не точностей и ошибок, в том числе и научных. Это дает возможность использовать внешкольную информацию для воспитания у школьников критического отношения к сообщениям СМИ, что  позволит школьнику легко обнаруживать нелепость, а в будущем исключить возможность введения, средствами массовой информации, его в заблуждение.

Информация о работе Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников